Статьи

Автор fidel, 20 октября 2011, 13:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Суфийский путь Карлоса Кастанеды
Хайрутдинов А.Г. Опубликовано в «Идель» №1/ 2005 г.
http://www.tataroved.ru/institut/islamoved/publ/13/

Хайрутдинов А.Г., к.филос.н., научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ.

Опубликовано в №1, 2005 г.



Суфийский путь Карлоса Кастанеды



Вступительное слово

Не так давно в так называемой мусульманской прессе я наткнулся высказывание одного известного российского мусульманского светила, который, отвечая на вопрос читателя о том, можно ли читать книги Кастанеды, заявил, что этого делать не следует.

А что можно читать современным мусульманам? И вообще, должны ли они спрашивать разрешения у своих мулл? С каких это пор муллы стали духовными наставниками людей? Как мне помнится, даже пророку Мухаммаду (сас) не было дано такой прерогативы - наставлять людей на Путь: «Руководство ими - это не твой долг, ибо Аллах ведет, кого Он пожелает» (Коран, 2:272).

Что касается Карлоса Кастанеды, то давно уже прокатилась по читающему миру волна интереса, поднятая его возвышенно-мистическими откровениями о своем ученичестве в среде индейских мастеров, и легшая в основу феномена, называемого кастанедианством.

История моего знакомства с книгами Кастанеды это тема отдельного захватывающего повествования, в котором Бог сыграл, как всегда, главную роль.

Здесь же, постепенно развивая ход моего рассказа, хочу довести до сведения моего уважаемого читателя тот факт, что в годы моей учебы в университете я так и не смог разобраться в том, что же такое суфизм, с которым нас знакомили в рамках курса «суфийской литературы».

Казалось бы, какая может быть связь между произведениями Кастанеды и суфийским наследием?

Оказалось, что связь эта - самая непосредственная. Близкое знакомство с трудами американского антрополога привело меня к однозначному выводу: толтекское учение, изложенное Карлосом Кастанедой, является ни чем иным, как методикой алхимической трансформации личности, которую воплощали в действительность и выдающиеся суфийские мастера. Парадокс, но именно поучения учителя Кастанеды индейского мага дона Хуана раскрыли и донесли до меня подлинный смысл суфизма. Кстати, Дон Хуан, не имевший представления о суфийском мистицизме, так и не смог дать однозначному названия своему учению, остановившись, с известными оговорками, на неудачном термине «магия». Позже среди последователей кастанедианства сложился термин нагвализм. Теперь можно снять данный вопрос и называть древнее индейское учение мистицизмом, а его последователей - мистиками, так же, как и суфиев.

Всем известна такая древняя сентенция как «страх потерять душу». В годы обучения у своего мастера дона Хуана и сам Кастанеда, порою пугался этой жуткой перспективы.

Но нами данная формулировка принимается не более, чем в качестве литературного штампа. Иными словами, мы не осознаем, что она значит на самом деле. Мало кто задумывался о том, что потерять можно только то, что уже имеешь... Например, имеет ли душу тот, про кого Иисус сказал «Пусть мертвые погребают своих мертвецов», а Аллах провозгласил про таковых: «Несомненно, неспособен ты сделать так, чтобы мертвые услышали зов, или чтобы услыщали глухие... и не способен ты вывести слепых из заблуждения их» (Коран, 27: 80-81); «И слепой не похож на зрячего. Ни темнота - на свет. Так не похожи живые на мертвых... и не сделаешь ты так, чтобы слышали те, кто в могилах» (Коран, 35: 19-22)?

Страх потерять душу возможен только в том случае, когда имеется эта самая душа. Но весь парадокс в том, что, когда душа рождается или когда она становится осознающей саму себя, иными словами, когда происходит рождение свыше, рождение от Бога, то она ничего не боится. И уж конечно, она не боится потерять саму себя, ведь теперь она осознает свою вечность. И только теперь до нее доходит, что она была «потеряна» как раз-таки все время до этого, пока не наступил волшебный момент рождения свыше - кийамат. Примерно так описала бы свое состояние бабочка, обрети она способность рассказать нам о своих ощущениях, которые сопутствовали ей в то время, когда она была неуклюжей гусеницей, недвижным коконом и, наконец, когда она стала порхающей бабочкой. Подогревая интерес читателя, сообщу, что я нашел в блистательном Коране такие удивительные откровения в отношении бабочки и человека, что просто обязан довести эти знания до людей в самом ближайшем будущем.

Драма человеческого бытия в том, что человек, которому дано стать высшим творением во Вселенной, не знает о своей блестящей перспективе. Подобно тому, как не понимала бы гусеница бабочку, говорящую ей о том, что ее ждет в будущем. На самом деле никакая бабочка не способна поделиться с гусеницей своей радостью. Гусеница и бабочка - лишь образы, символы, позволяющие нам прочувствовать некоторые тайны, о которых Аллах лишь намекает: «Установили Мы смерть между вами... дабы могли Мы переменить состояние ваше и дать вам произрасти в нечто неведомое вам» (Коран, 56: 60-61).

Конечно же, человек не гусеница. Но кусок мяса, каковым является гусеница, символизирует собой человека. Именно такого человека подразумевает Всевышний, говоря: «Мы сотворили человека в прекраснейшей из форм, затем повергли Мы его в ничтожнейшее состоянье» (Коран, 95:4-5).



Суфизм и нагвализм: разные названия одного Пути

«Причем же здесь Карлос Кастанеда?» - спросит дотошный читатель.

Ведя своего ученика к вершинам духовности, приготовленным для человека, его наставник дон Хуан Матус сказал однажды: «Человек, которому предназначено быть магическим существом, уже не является таковым. Теперь он простой кусок мяса. Заурядный, косный и глупый, он не мечтает больше ни о чем, кроме куска мяса».

Вышеприведенные слова мастера Хуана Матуса достаточны для того, чтобы пробудить в ищущем человеке интерес к опыту Кастанеды, поскольку в этих словах я, например, вижу раскрытие смысла упоминавшегося уже коранического аята о «прекраснейшей форме», в которой сотворен человек, но о которой он забыл в своем «ничтожнейшем состояньи». Кстати, арабское слово «инсан», обозначающее в упомянутом аяте человека, было бы вернее переводить как «забывший», поскольку слово «инсан» образуется от корня «нси», что значит «забывать». Но об этих тонкостях я буду писать позже.

Сейчас нам важно подчеркнуть с особой силой тот факт, что дон Хуан не только посвящал ученика в собственную парадигму реальности, но, прежде всего проводил его через такие ситуации, в которых последний приобретал собственный, а потому бесценный опыт. Он бесценен потому, что собственный опыт человека - это то, что не может быть «заболтано», «затуманено» теологической демагогией т.н. служителей Бога, рассказывающих нам о смысле жизни. Вот как описывает эту проблему Г.Джемаль в своей книге «Революция пророков»: «...в современном Исламе сильны позиции ... клерикалов-улемов, дезориентирующих мусульман относительно истинного смысла их религии. Соображения этих теологов поражают своей банальностью и инфантилизмом... Сегодняшний мусульманин... должен как можно скорее освободить свой ум от влияния клерикального пустословия».

Так же и Кастанеда, будучи воспитанным в католической среде, в удушающем христианском догматизме, столкнувшись с доном Хуаном, прошел через страх «потерять душу» и быть отлученным от Бога. Когда он поделился своими страхами с наставником, тот сказал ему буквально следующее: «Чья угодно вера в существование Бога основана на том, что кто-то кому-то когда-то сказал, а не на собственном непосредственном видении».

Это удивительно верное замечание.

Мне часто приходится разговаривать с молодежью, в той или иной степени подвергшейся влиянию официальной мусульманской религиозной догматики. Говоря об Аллахе, они со знанием дела цитируют Писание, Предание, труды выдающихся богословов древности, религиозных авторитетов и т.д.

Иногда я спрашиваю такого знатока: «Ты ел сегодня?»

Ответ понятен, и он утвердителен.

Тогда я продолжаю: «А ты мог бы удовлетворить свой голод, попросив кого-нибудь из своего окружения поесть за тебя?»

Ответ предсказуем, и он отрицателен.

И я задаю финальный вопрос: «А не кажется ли тебе, что, говоря об Аллахе, ты удовлетворяешься чужими знаниями? Почему бы тебе не столкнуться с Аллахом непосредственно, если Он для тебя столь же реален, как и пища, которой ты удовлетворяешь свой голод?»

Ответы на этот вопрос всегда сбивчивы, неуверенны, противоречивы. Никто не учит, что с Богом не то, что можно, но просто жизненно необходимо выходить на непосредственный контакт. Поэтому, мало говорить о Боге. Если вера в его существование истинна, то следует «попробовать» Его. Но в настоящее время религия опутана паутиной схоластики, которая мертвым капканом удерживает сознание человека от реального постижения Бога. Все, что угодно, только не допустить контакта человека с Ним. В этом деле в ход идут все мыслимые и немыслимые формы дезориентации, о которой и говорит упомянутый Г.Джемаль.

Например, все толкования Корана, к которым обращаются «мусульмане», «изучающие» Бога написаны теми, кто не испытал собственного опыта прикосновения к тайне, собственного ощущения присутствия Бога и собственного участия в разыгрываемой Им вселенской симфонии творения. Богословские поучения не только дезориентируют, они удерживают человека в плену страха, в страдании. Клерикалы не могут предложить измученному стрессами и фобиями, потерями и бессмысленностью бытия современному человеку ничего, кроме как запугивания его ужасами грядущих мучений в геенне.

Однако всегда находились такие смельчаки, которые прыгали за флажки и разного рода табу. Суфии и толтеки - из этой породы. Они переставали жить в вымышленном мире и прыгали в пучину непредсказуемости и авантюры в которой и находили драгоценные жемчужины собственного опыта. Методика тех и других отличается в деталях. Например, Кастанеде и его товарищам по группе пришлось физически броситься на исходе дня в пропасть в дебрях горной Мексики, откуда до ближайшего городка было два дня пути. Однако, а уже через два часа Кастанеда «собрал» себя в своей комнате в Лос-Анжелесе. Это возможно.

Для того, кто вверил себя Богу, возможно все.

Словом... жизнь вне уютной клетки - это жизнь в руках Бога. Он Сам ваяет того, кто осмелился заявить о своем праве быть не овцой, но человеком. Только тот, кто побывал в руках Бога становился свободным и мог заявить следующее: «Человечество, занятое только бесполезным, спит, оно живет не том мире. Вера в то, что можно избежать этого, есть всего лишь привычка и обычай, не религия. Такая «религия» глупа. Перестаньте заниматься болтовней перед Людьми Пути, лучше преодолейте себя. Если вы стоите вниз головой по отношению к Реальности, ваше знание и религия извращены. Человек сам запутывает себя в своих цепях. Лев (Человек Пути) разбивает свою клетку на части» (суфийский мастер Санаи, 1131 г.).

Итак, суфизм и путь, пройденный Карлосом Кастанедой: что общего?

Раскрытие поставленного вопроса являет собою предмет отдельного исследования. Таковое не является моей задачей на данный момент. Моя задача гораздо более ограниченна: лишь показать, лишь намекнуть на существование сущностного единства толтекского и суфийского путей духовного перерождения.

Для этого в свой статье я приведу ряд примеров из обеих названных традиций, которые служат неопровержимым доказательством их генетического родства.

1. Мой первый пример, наверное, самый важный:

Известный суфийский Мастер ХХ века Хазрат Инайат Хан в своей книге «Учение суфиев» писал следующее: «Жизнь имеет два аспекта, один из которых известен всем, а другой известен лишь немногим. Этот неизвестный аспект жизни может быть назван бессмертной жизнью, вечной жизнью, тогда как известный может быть назван смертной жизнью - это тот жизненный опыт, получаемый нами во время физического существования, который дает нам ощущение жизни. Бессмертная жизнь существует, и, хотя мало кто из нас знает о ней, причина этого лишь в незнании, а не в отсутствии бессмертия. Все, что может быть у нас в земной жизни, будь то предмет, живое существо, мысль, состояние, действия или опыт, разбивается и умирает. Каждая из этих вещей имеет свое рождение и смерть; раньше или позже, но все, что было создано, должно распасться, все сделанное - сломаться, построенное - разрушиться, а зримое - исчезнуть.

Это показывает нам, что есть борьба между тем, что мы называем жизнью, и той жизнью, что за ней скрыта. В суфийских терминах мы называем эти два аспекта жизни Каза и Кадр: Каза - это неограниченный аспект жизни, а Кадр - ограниченный аспект. Кадр отделяет от Казы кусочек жизни для своего существования, а Каза ждет, ее рот открыт для того, чтобы сжевать все, что туда попадет. Поэтому адепты и мудрецы, те, кто называются мистиками, или суфиями, открыли науку, позволяющую уберечь опыт жизни от пасти Казы, всепоглощающего аспекта жизни. Все, что мы по незнанию не сможем удержать, упадет в рот Казы, ведь ее рот всегда открыт, она всегда наготове, словно болезнь, ожидающая мгновения, когда человек потеряет энергию. Также во всех различных формах Каза ждет, чтобы поглотить все, что придет к ней, и это затем растворится в ней... Как мы можем удержать это, как мы можем сохранить что-либо от падения в пасть Казы? Ответ таков: только посредством контроля над нашим телом и умом». (Хазрат Инайат Хан. Учение суфиев. - М.: «Сфера», 2000. - С.57-58)

А вот как излагает соответствующие разделы толтекского учения современник Инайат Хана индейский Мастер дон Хуан: «Сила, правящая судьбой всех живых существ называется Орлом. Не потому, что это орел, или что-то еще, имеющее нечто общее с орлом либо как-то к нему относящееся, но потому, что для видящего эта сила выглядит как неизмеримый иссиня-черный орел, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность. Когда видящий смотрит на черноту, являющуюся Орлом, четыре вспышки света освещают его сущность...четвертая, последняя вспышка открывает то, что Орел делает. Орел пожирает осознание всех существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мертвых, прилетевших к клюву Орла, как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего хозяина и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла.

Орел - Сила, правящая судьбой живых существ, - видит всех этих существ сразу и совершенно одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность. Человеческая часть Орла слишком мала и незначительна, чтобы затронуть целое... Хотя Орла не и не волнуют обстоятельства жизни ни единого живого существа, каждому из них он сделал дар. По-своему, своими собственными средствами, каждое из них, если пожелает, имеет власть сохранить силу осознания, силу не повиноваться зову смерти и тому. Чтобы быть пожранным. Каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает, искать проход к свободе и пройти через него. Для того видящего, который видит этот проход, и для тех существ, которые прошли сквозь него, совершенно очевидно, что Орел дал этот дар для того, чтобы увековечить осознание». (Карлос Кастанеда. Книги 5-8. Дар Орла. - Киев: «София», 2000. - С.273-274).

Очевидно, что в обоих наставлениях речь идет о возможности обретения того, что в религиозной традиции называется «вечной жизнью».

(продолжение следует)
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

http://moltat.ru/arhiv-mt/kazanskii-indeec-iz-plemeni-shaieny

Казанский индеец из племени шайены

moltat.ru / Архив "МТ" / 24.11.06
moltat.ru

Краснокожие признали его своим
В начале семидесятых годов в России, Белоруссии и Украине стали возникать небольшие группы молодежи и одиночки-хоббисты, которые интересовались историей индейцев Северной Америки. Евгений АЛЕКСЕЕВ, один из немногих «настоящих» индейцев (!) Казани, в беседе с корреспондентом «МТ» рассказал о своем необычном увлечении.

- Евгений, как тебя индеанистика «накрыла»? Наверное, как всех, с детства: книги, фильмы с Гойко Митичем?
- Это случилось лет в двенадцать, но не фильмы и книги сыграли главную роль, а скорее символика индейская, рисунки подействовали на воображение, я ведь художник. Потом уже прочел поэму Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В европейской культуре понятия и представления проходят через слово, а в индейской – через образы. Вот эти образы меня и «зацепили».

- То есть, через образы и символы ты почувствовал, что этот народ и его культура – твое?
- В общем и целом – да. Вот история в качестве иллюстрации: был такой писатель – Арчибальд Билейни. В 16 лет он приехал из Англии в Канаду, прибился к индейцам племени Оджибва и стал индейцем! Он хотел разделить с этими людьми их язык, образы, символы, верования, одним словом, жить, как они. Его индейское имя – Серая Сова, фильм даже снят по его биографии, с Пирсом Броснаном в главной роли, так и называется – «Серая Сова».

- Любой человек может прийти к индейцам?
- Нет, конечно! Стать индеанистом можно только по соизволению небес. В 1994 году, если не ошибаюсь, на Пау-Вау (имеется в виду ежегодное место сбора индеанистских «племен», проходит в Ленинградской области или в Карелии. – Прим. А.Т.) в Толмачеве я встретился с вождем племени пагоссет Большим Орлом. Мы пообщались, и он сказал мне: «Ты такой же, как мы. Не страдаешь страстями «белых», то есть: прагматизмом и себялюбием. Необходимо ясно понимать, как правильно распорядиться всем этим. Индейцы говорят: богатый человек не тот, кто имеет, а тот, кто может все отдать. Плоть не должна побеждать дух».

- Ты какого племени?
- Я шайен. Среди равнинных индейцев, а их насчитывается не один десяток племен, шайены выделялись своей духовностью, их и теперь часто называют мистическим племенем.

- Мистический опыт индейцев принято считать значительным, и первый в ряду практиков – Карлос Кастанеда?
- Большинство индеанистов считают, что Кастанеда не имеет отношения к североамериканским индейцам. Мое мнение противоположное. Чтобы это понять, необходимо прочувствовать это на практике. Кастанеда основывался на тысячелетнем индейском опыте.

- Какие имеются способы поддержания индейского «статуса кво»: исполнение ритуалов, творчество?
- Я не придаю большого значения обрядам, хотя считаю, что их исполнение необходимо для целостности человека. Что касается творчества, то все индеанисты занимаются разнообразным прикладным искусством на индейский манер: это и изготовление одежды, украшений, амулетов, оружия, сбруи для лошадей.

- Есть поговорка: «Настоящему индейцу завсегда везде ништяк». Ты согласен с этим?
- На самом деле, это выражение свидетельствует о способностях индейцев выживать, сохранять себя и получать пользу, опыт другой культуры. История англо-индейских взаимоотношений говорит сама за себя. В наши дни индейцы, наученные западному прагматизму, находят способы, дающие им возможность сохранять культурные традиции. Например, пользуясь налоговыми льготами, открывают казино, но вожди не кладут прибыль от них к себе в карман, деньги идут на нужды, развитие племени. Или, используя государственные институты, право, пытаются подвергнуть пересмотру договоры с американским правительством, навязанные племенам под угрозой физического истребления. Даже если взять криминальный аспект современной Америки, то самая «крутая» мафия – индейцы навахо, они стоят над японцами и итальянцами. И еще, индейцы из племени пуэбло говорят: «Сначала были ацтеки, потом пришли испанцы, затем были мексиканцы, где они сейчас? Теперь пришли вы, американцы. И вы уйдете. А мы были, есть и будем всегда».

Александр ТЭ

Откуда есть пошли индейцы на Руси
Из книги Сергея Иванова (Вапити) «Краткая история индеанистики в России»:
«Где-то на стыке шестидесятых и семидесятых годов на бескрайних просторах Советского Союза стали появляться «дикие» индейские «племена» – юные сорванцы, начитавшиеся Фенимора Купера, Шульца и Сат-Ока и насмотревшиеся фильмов «про индейцев» с участием Пьера Бриса и Гойко Митича, пришли на новые охотничьи территории. Нападение на белых «ковбоев», охоты на «бизонов и лосей», раскуривание «трубок мира» сейчас с улыбкой вспоминаются участниками тех событий... Время шло, у детей стали появляться другие интересы, и они постепенно забывали об очаровательной поре юности. Но – странное дело! – некоторые из них, буквально единицы, не перестали интересоваться индейцами, более того, их игра переросла в нечто более серьезное, глубокое, мистическое...»
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

#2
Сайт - Психология без соплей :)
Статья - Чем опасен Карлос Кастанеда
(Совершенно нечопнятно какое отношение текст имеет к названию :) )
http://satway.ru/articles/carlos-castaneda/#comment-24471
Карлос Кастанеда, страшный и ужасный. Властитель дум, изменивший своими книгами многие жизни. Человек без личной истории. Невольный идол и вдохновитель психоделической революции, породивший целую плеяду паразитов-подражателей. Он начал свой путь, как молодой ученый, а закончил то ли растворением в своем собственном мифе, то ли сумасшествием. Все знают о нем, но никто не знает его самого.
Его книгам можно отказать в фактической достоверности, его самого можно упрекнуть в опошлении собственных же идеалов, можно обвинить его во лжи, но нельзя отнять того, что написанные им «сказки о Силе» остаются великолепным выражением поэзии и сущности духовного поиска.

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Куку

#3
Цитата: fidel от 28 октября 2011, 16:10
Сайт - Психология без соплей :)
Статья - Чем опасен Карлос Кастанеда
неплохая статья, вот например удачный отрывок
ЦитироватьОткуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?

Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина — это самообман неудачника. Раз ничего не получается — пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения...

Вторая причина — своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки...

Третья группа самая малочисленная — это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри

или же
Цитировать
...Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути — Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности — это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.

А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды — одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.

Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен — нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами — одна сплошная неизвестность и полное одиночество. «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить» — кому нужно такое путешествие?

Цитата: fidel от 28 октября 2011, 16:10
(Совершенно нечопнятно какое отношение текст имеет к названию :) )

возможно автор пытался намекнуть на опасность такого рода: если человек решит приобщица к учдх ради самоутверждения, самолюбования, ожидая что он научится летать, читать мысли или найдет толпу интересных единомышленников, то его ожидает жестокое разочарование а то и
Цитироватьчудовищный внутренний конфликт

Indent

Цитата: Куку от 29 октября 2011, 17:44кому нужно такое путешествие?

тому кто не может вовлечься в игры саморефлексии,потому что по какой-то причине ему довелось увидеть ее механизм :)

Куку

#5
Цитата: Indent от 29 октября 2011, 17:52
тому кто не может вовлечься в игры саморефлексии,потому что по какой-то причине ему довелось увидеть ее механизм :)
мне показалось что автор как раз намекает читателю, что это нужно только тем у кого нет выбора, а всем остальным лучше не связываться

ЦитироватьИ все-таки... книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе...

Indent

Цитата: Куку от 29 октября 2011, 17:54мне показалось что автор как раз намекает читателю, что это нужно только тем у кого нет выбора, а всем остальным лучше не связываться

дело в том что это имха бесполезные несколько размышления, так как в начале ПЧФ идет такой период когда внимание резко мотыляет вверх низ поэтому нету никакой возможности узнать точно, нету выбора или он есть так как идет многа сомнений, с другой стороны для саморефлексии человека это отличный сабж для ВДшных внутренних спекуляций....нету выбора это так патетично и красиво, канешно это моя ситуация))))
и тут еще дело  втом, что эти цитаты пропитанны личностной энергетикой автора, что делает их смысл невкусным
мне видитца что автор себе очень много мнит и уж канешно считает себя избранным духом.
и несмотря на то что сами слова верны, они являются резалтом ВД автора, тоесть это просто спекуляция на своем ЧСВ))

Куку

Цитата: Indent от 29 октября 2011, 18:08
дело в том что это имха бесполезные несколько размышления, так как в начале ПЧФ идет такой период когда внимание резко мотыляет вверх низ поэтому нету никакой возможности узнать точно, нету выбора или он есть так как идет многа сомнений, с другой стороны для саморефлексии человека это отличный сабж для ВДшных внутренних спекуляций....нету выбора это так патетично и красиво, канешно это моя ситуация))))
и тут еще дело  втом, что эти цитаты пропитанны личностной энергетикой автора, что делает их смысл невкусным
мне видитца что автор себе очень много мнит и уж канешно считает себя избранным духом.
и несмотря на то что сами слова верны, они являются резалтом ВД автора, тоесть это просто спекуляция на своем ЧСВ))
ппкс
статья неплохая для не практикующего учдх

fidel

Цитата: Куку от 29 октября 2011, 18:34ппкс
статья неплохая для не практикующего учдх
Автор статьи фантазирует но его фантазии скажем "движутся в верном направленнии"
Среди способ прихода в учение он забыл прямую инициацию Так образуется линия
Но как ты понимаешь без нагваля нет игры Нагваль для партии должен быть найден
иначе линия прекращает существование



(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

#9
Забавная статейка
Саша Шерман. Карлос Кастанеда
http://lib.com.ru/Moshkov1/KASTANEDA/sherman.html
многообещающее начало, но мне кажется у Сашки не хватило
энергии, что бы ошутить красоту,глубину и яркость учения
Скамейка да была самый первый какашный ресурс и очень там нарот бесился непадецки
Держателем был некий gluk вполне себе рационально-будданутый парень
Со скамейкой немного связана группа Провизорс Пати

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

#10
Всегда жутко меня смешивщая статья
особенно нравится метод общения с предками через рвотное, резание вен и шоколадные клизмы :))))))))))
http://indeec.net/stat/obichai_maya/14.html
Цитировать
       Учёные сообщают о находке редкой с замысловатым декором "вазы смерти" в 1400-летней могиле представителя элиты майя.
       Как сообщают эксперты, эта ваза является первой подобной найденной в наши дни, а её содержание проливает свет на древние ритуалы поклонения предкам, включающие в себя жертвование пищи, шоколадные клизмы и вызывание рвотой галлюцинаций.
       Археологи обнаружили вазу вместе с частями человеческого скелета во время раскопок небольшого "дворца" на северо-западе Гондураса. В образцах почвы, взятой из сосуда и рядом с ним, были обнаружены пыльца кукурузы, какао и ложной ипекакуаны (рвотный корень), растения, вызывающего дикий приступ тошноты во время его поедания.
       "Наличие этих следов предполагает использование этой вазы в древних ритуалах, которые практиковали майя для вызова состояния транса путём интенсивной физической очистки, - сообщил National Geographic ведущий раскопки Кристиан Уэллс, антрополог университета Южной Флориды, -
       Способом контакта, связи с предками являются видения и их можно добиться либо разрезая себя и пуская кровь, либо используя сильнодействующую шоколадную клизму, либо рвотой. Мы считаем, что этот напиток хранившийся в вазе мог содержать ипекакуану, вызывающую у пьющего сильную рвоту. Затем после обильной рвоты у них могли быть видения, позволяющие им общаться с предками".
В несколько расширенной версии и с картинками
http://evolutsia.com/content/view/675/


(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

#11
по моему интересный текст (поскольку не помещался разбил на три части)
Взято отсюда http://tzone.kulichki.com/anomal/kastaneda/interw0.html

Интервью Карлоса Кастанеды, взятое Сэмом Кином для журнала "Psychology Today" (1956)
Пер. с англ. В.Пелевина

Сэм Кин: Следуя за доном Хуаном в трех ваших книгах, я подозревал иногда, что он - создание Карлоса Кастанеды. Слишком уж он хорош, чтобы существовать на самом деле - мудрый старый индеец, превосходящий своим знанием человеческой природы почти любого.

Карлос Кастанеда: Совершенно невообразимо, чтобы я мог выдумать личность, подобную дону Хуану. Вряд ли он та фигура, которую мне позволила бы изобрести моя европейская интеллектуальная фадиция. Правда гораздо страннее. Я ничего не создал. Я всего лишь репортер. Я не был даже подготовлен к тем изменениям в жизни, которые повлек мой контакт с доном Хуаном.

Где и когда вы встретили дона Хуана и стали, его учеником?

Я заканчивал учебу в Лос-Анджелесском университете и собирался получить диплом по антропологии. Я собирался стать преподавателем и думал, что подходящим началом было бы напечатать короткую работу о лекарственных растениях. Меньше всего меня интересовала возможность встретить загадочную личность вроде дона Хуана. Я стоял со своим школьным другом на автобусной остановке в Аризоне. Он указал на старого индейца и сказал, что тот знает о пейоте и лекарственных растениях. Я нагнал на себя как можно больше значительности, представился дону Хуану и сказал: "Как я понимаю, вы многое знаете о пейоте. Я один из экспертов по пейоту (я прочел "Культ Пейота" Уэстона Ла Барра), и вам, возможно, стоило бы побеседовать со мной за обедом". Что ж, он просто поглядел на меня, и моя бравада растаяла. Мой язык полностью онемел. Обычно я бывал очень агрессивным и разговорчивым, поэтому то, что он взглядом заставил меня замолчать, было исключительным происшествием. После этого я стал ездить к нему, и примерно через год он сказал, что решил передать мне знание магии, которое он унаследовал от своего учителя.

Тогда дон Хуан - не отдельное уникальное явление. Существует ли сообщество магов, разделяющих тайное знание?

Конечно. Я знаю трех магов и семерых учеников, и есть еще очень многие. Если вы читали историю испанского завоевания Мексики, вы знаете, что католические инквизиторы пытались уничтожить магию, потому что считали ее делом рук дьявола. Она существовала там многие сотни лет. Большинство техник, которым меня обучил дон Хуан, очень стары.

Некоторые из техник, используемых магами, в широком ходу у других оккультных групп. Их участники часто используют сны для поиска потерянных предметов и совершают во сне внетелесные путешествия. Но когда вы рассказываете, как дон Хуан и его друг дон Хенаро средь бела дня заставили исчезнуть вашу машину, мне остается только почесать затылок. Я знаю, что гипнотизер может создать иллюзию присутствия или отсутствия объекта. Думаете ли вы, что были загипнотизированы?

Возможно, что-то вроде этого. Но, как говорит дон Хуан, мы должны начать с понимания того, что мир гораздо шире, чем мы обычно представляем. Наши нормальные ожидания относительно реальности создаются общественным консенсусом. Мы обучены тому, как видеть и воспринимать мир. Трюк социализации состоит в том, чтобы убедить нас, будто описания, с которыми мы соглашаемся, определяют границы реального мира. То, что мы называем реальностью, - это всего лишь один способ видения мира, способ, поддерживаемый общественным соглашением.

Тогда маг, как гипнотизер, создает альтернативный мир, выстраивая другие ожидания и манипулируя стимулами для восприятия, чтобы вызвать общественный консенсус.

Совершенно верно. Я пришел к пониманию магии в терминах идеи Талькота Парсонса о глоссах. Глосса - это общая система восприятия и языка. Например, эта комната является глоссой. Мы соединили вместе набор изолированных восприятий - пол, потолок, окно, лампы, коврики и так далее, - чтобы создать единую целостность. Но для этого мы должны быть научены собирать мир воедино таким образом. Ребенок исследует мир с помощью нескольких предпосылок до тех пор) пока его не обучат видеть вещи способом, соответственно описаниям, насчет которых все соглашаются. Мир - это соглашение. Система глоссирования чем-то напоминает ходьбу. Мы должны научиться ходить, но когда мы научились, остается только один способ ходьбы. Мы должны научиться видеть и говорить, но когда мы научились, мы подчинены синтаксису языка и способу восприятия, который в нем заключен.

То есть магия как искусство учит новой системе глоссирования. Когда, например, Ван Гог порвал с художественной традицией и нарисовал "Звездную ночь", он фактически сказал: вот новый способ глядеть на вещи. Звезды живы, и они вращаются в своем энергетическом поле.

Частично. Но существует различие. Художник обычно всего лишь переставляет старые глоссы, которые соответствуют его членству. Членство состоит в том, чтобы быть специалистом по оттенкам смысла, заключенным в культуре. Например, моим первоначальным членством, как и у большинства образованных людей Запада, был европейский интеллектуальный мир. Нельзя вырваться из одного членства без того, чтобы не быть введенным в другое. Можно только переставлять глоссы.

Что делал дои Хуан - заново социализировал или десоциализировал вас? Обучал ли он вас новой системе значений или только способу избавиться от старой системы, дабы вы могли смотреть на мир, как удивляющийся ребенок?

У дона Хуана и меня нет согласия относительно этого. Я считаю, что он давал мне новые глоссы, а он считает, что освобождал меня от глосс. Обучая меня магии, он дал мне новый набор глосс, новый язык и новый способ видения мира. Однажды я прочел дону Хуану небольшой отрывок из сочинения Людвига Витгенштейна по лингвистической философии, а он засмеялся и сказал: "Твой друг Витгенштейн слишком сильно затянул петлю вокруг собственной шеи, так что и пойти ему некуда".

Витгенштейн был одним из немногих философов, которые бы поняли дона Хуана. Его мнение о том, что существует много различных языковых игр - наука, политика, поэзия, религия, метафизика, каждая со своим собственным синтаксисом и правилами, позволило бы ему понять магию как альтернативную систему языка и значений.

Но дон Хуан считает, что то, что он называет видением - это восприятие мира без всяких интерпретаций; это чистое восприятие. К этому ведет магия. Чтобы сломать уверенность, будто мир таков, как вас всегда учили, вы должны научиться новому описанию мира - магии, а затем соединить старое и новое описания вместе. Тогда вы увидите, что ни одно из описаний не является окончательным. В этот момент вы проскальзываете между описаниями, вы останавливаете мир и видите. Вы остаетесь с чудом - настоящим чудом видения мира без интерпретаций.

Думаете ли вы, что можно выйти за пределы интерпретаций, используя психоделические наркотики?

Я так не думаю. В этом я расхожусь с такими людьми, как Тимоти Лири. Я считаю, что он занимался импровизациями с позиций своего европейского членства и просто расставлял по-другому старые глоссы. Я никогда не принимал ЛСД, но я вынес из учения дона Хуана то, что психотропы используются для остановки потока обычных интерпретаций, чтобы усилить противоречия внутри глосс и пошатнуть однозначность. Но наркотики сами по себе не позволят вам остановить мир. Чтобы добиться этого, необходимо альтернативное описание мира. Вот почему дон Хуан должен был обучить меня магии.

Существует обычная реальность, которую мы, западные люди, считаем единственным миром, и существует реальность мага. В чем самые важные различия между ними?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

В европейском членстве мир построен в основном из того, что глаза сообщают уму. В магии все тело служит перцептором. Как европейцы, мы видим мир вокруг себя и говорим с собой о нем. Мы здесь, а мир там. Наши глаза питают наш рассудок, и у нас нет прямого значения вещей. Согласно магии, эта ноша для глаз не является необходимой. Мы познаем всем телом.

Западный человек начинает с принятия того, что субъект и объект разделены. Мы отделены от мира и должны пересечь какой-то зазор, чтобы добраться до него. Для дона Хуана и магической традиции тело уже находится в мире. Мы едины с миром, а не отделены от него.

Да, это так. У магии другая теория воплощения. Проблема магии - это настроить и привести в порядок свое тело, чтобы сделать его хорошим рецептором. Европейцы обращаются со своими телами как с объектами. Мы наполняем их алкоголем, плохой едой и беспокойством. Когда что-нибудь идет не так, мы решаем, что микробы извне вторглись в тело, после чего мы принимаем лекарство, чтобы вылечиться. Болезнь - не часть нас самих. Дон Хуан не верит в это. Для него болезнь - это дисгармония между человеком и его миром. Тело - это осознание, и с ним следует обращаться безупречно.

Это похоже на мысль Нормана О. Брауна о том, что дети, шизофреники и одержимые божественным безумием дионисяхйского сознания ощущают предметы и других людей как продолжение собственного тела. Дон Хуан предлагает что-то в этом роде, когда говорит, что солнечное сплетение "человека знания " соединено с миром нитями света.

Мой разговор с койотом - хорошая иллюстрация различных-теорий воплощения. Когда он приблизился ко мне, я сказал: "Привет, койотик. Как поживаешь?" А он ответил: "Отлично. А как ты?" Понятно, я не слышал этих слов обычным способом. Но мое тело знало, что койот говорит что-то, и я перевел это в диалог. Как интеллектуал, я связан с диалогом настолько глубоко, что мое тело автоматически перевело в слова ощущение того, что животное общалось со мной. Мы всегда воспринимаем неизвестное на языке известного.

Когда вы находитесь в этом магическом состоянии сознания, где койоты говорят и все изменяется и излучает свет, кажется, что весь мир жив и люди входят в сообщество, включающее животных и растения. Если мы отбросим наше высокомерное предположение о том, что мы - единственная осознающая и способная к общению форма жизни, мы могли бы обнаружить, что с нами говорят самые разные существа.

Джон Дилш говорил с дельфинами. Может быть, мы не чувствовали бы себя такими одинокими, если бы могли поверить, что мы - единственная разумная форма жизни.

Мы могли бы говорить с любыми животными. Для дона Хуана и других магов не было ничего удивительного в моем разговоре с койотом. Как нечто само собой разумеющееся сказали они, что мне следовало бы обзавестись более надежным животным в качестве друга. Койоты - шутники, и им не стоит доверять.

А какие животные становятся лучшими друзьями?

Змеи становятся изумительными друзьями. Однажды у меня был разговор со змеей. Как-то ночью мне приснилась змея на чердаке дома, где я жил в детстве. Я взял палку и попытался ее убить. Утром я рассказал об этом сне своей подруге, и она напомнила мне, что нехорошо убивать змей, даже если они на чердаке и во сне. Она посоветовала мне, чтобы в следующий раз, когда мне приснится змея, я накормил ее или сделал ей что-нибудь приятное. Примерно через час после этого я ехал на мотороллере по редко используемой дороге, и она уже дожидалась меня там - четырехфутовая змея, растянувшаяся на солнце. Я подъехал к ней, она не шевелилась. После того как мы некоторое время глядели друг на друга, я решил, что должен сделать какой-нибудь жест, показывающий, что я сожалею, что ударил ее брата во сне. Я наклонился и коснулся ее хвоста. Она свернулась, показав, что я слишком поторопился с этим. Поэтому я отошел и стал просто смотреть. Минут через пять она исчезла в кустах.

Вы ее не подобрали?

Нет.

Это был очень хороший друг. Человек может научиться подзывать змей. Они ощущают все - ваши действия и ваши чувства. Но надо быть в очень хорошей форме, спокойным, собранным, в дружелюбном настроении, без всяких сомнений или отложенных дел.

Моя змея помогла мне понять, что я всегда имел параноидальные чувства относительно природы. Я считал животных и змей опасными. После нашей встречи я уже никогда не смогу убить змею и стал лучше понимать, что мы находимся в какой-то живой взаимосвязи. Наша экосистема вполне может включать контакты между различными формами жизни.

Насчет этого у дона Хуана очень интересная теория. Растения, как и животные, всегда воздействуют на вас. Он говорит, что если вы не извиняетесь перед растениями за то, что собираете их, вы можете заболеть или попасть в катастрофу.

У американских индейцев похожая точка зрения на животных, которых они убивают. Если вы не поблагодарите животное за то, что оно отдает свою жизнь ради вашей, его дух может причинить вам неприятности.

У нас есть общность со всей жизнью. Что-то изменяется каждый раз, когда мы специально наносим вред растительной или животной жизни. Мы отнимаем жизнь, чтобы жить, но мы должны быть готовы отдать наши собственные жизни без сожаления, когда придет время. Мы так важны, что забываем, что мир - это огромная тайна, которая будет учить нас, если мы станем слушать.

Может быть, психотропные вещества моментально стирают изолированное эго и позволяют достичь мистического слияния с природой. Большинство культур, сохранивших чувство общности между человеком и природой, также практиковали церемониальное использование психоделических средств. Принимали ли вы пейот, когда говорили с койотом?

Нет. И вообще ничего.

Был ли этот опыт более интенсивным, чем похожие опыты, бывшие у вас, когда дон Хуан давал вам психотропные растения?

Гораздо более интенсивным. Каждый раз, когда я принимал психотропные растения, я знал, что что-то принял, и мог подвергнуть сомнению реальность своего опыта. Но после того как койот говорил со мной, у меня не осталось никакой защиты. Я никак не мог это объяснить. Я действительно остановил мир и на короткое время оказался полностью за пределами своей европейской системы глосс.

Считаете ли вы, что дон Хуан живет в этом состоянии сознания большую часть своего времени?

Да. Он живет в магическом времени и иногда переходит в обычное время. Я живу в обычном времени и иногда ныряю в магическое время.

Каждый, кто путешествует так далеко от исхоженных путей консенсуса, должен быть очень одинок.

Еще бы. Дон Хуан живет в пугающем мире, оставив людей, занятых рутиной, далеко позади. Однажды, когда я был с доном Хуаном и его другом доном Хенаро, я увидел одиночество, которое они разделяют, и их грусть оттого, что все ловушки и точки соотнесения обычного общества остались позади. Я думаю, что дон Хуан превращает свое одиночество в искусство. Он сдерживает и контролирует силу, чудо и одиночество и превращает их в искусство. Его искусство - это метафорический путь его жизни. Вот почему его учение имеет такой драматический привкус и единство. Он осознанно создает свою жизнь и свою манеру учить.

Например, когда дон Хуан взял вас в горы охотиться, он сознательно выстроил аллегорию?

Да. Его не интересует охота ради развлечения или чтобы достать мясо. За десять лет, которые я его знаю, дон Хуан, как я могу судить, убил только четырех животных, и тех - только тогда, когда видел, что их смерть была подарком ему точно так же, как его смерть будет когда-нибудь подарком чему-то. Однажды мы поймали кролика в установленную нами ловушку, и дон Хуан сказал, что я должен убить кролика, потому что его время истекло. Я был в отчаянии, и у меня было ощущение, что кролик - это я. Я попытался освободить его, но не мог открыть ловушку. Тогда я пнул ловушку ногой и случайно сломал кролику шею. Дон Хуан пытался объяснить, что я должен принять ответственность за то, что нахожусь в этом чудесном мире. Он наклонился и прошептал мне на ухо: "Я говорил тебе, что у этого кролика больше не оставалось времени, чтобы бродить по этой прекрасной пустыне". Он сознательно организовал все как метафору, чтобы научить меня путям воина. Воин - это человек, охотящийся за личной силой и нахапливающий ее. Для этого он должен развить терпение и волю и двигаться через этот мир обдуманно. Дон Хуан использовал драматическую ситуацию реальной охоты потому, что обращался к моему телу.

В последней книге "Путешествие в Икстлан " вы разрушаете впечатление, производимое вашими первыми книгами, что использование психотропных растений - это главный метод, который дон Хуан намеревался применить для обучения вас магии. Как вы сейчас понимаете место психотропных растений в его учении?

Дон Хуан использовал психотропные растения только в среднем периоде моего ученичества, из-за того что я был тупым, все усложняющим и нахальным. Я держался за свое описание мира так, как если бы оно было единственной правдой. Психотропы создали брешь в моей системе глосс. Они уничтожили мою догматическую уверенность. Но я заплатил огромную цену. Когда клей, скреплявший мой мир, растворился, мое тело было ослаблено, и у меня ушли месяцы на восстановление сил. Я испытывал беспокойство и действовал на очень низком уровне.

Регулярно ли дон Хуан пользуется психотропными растениями для остановки мира?

Нет. Сейчас он может останавливать его волей. Он сказал, что мне было бы бесполезно пытаться видеть без помощи психотропных растений. Но если бы я вел себя как воин и взял на себя ответственность, я бы не нуждался в них; они бы только ослабили мое тело.

Это должно оказаться шоком для многих ваших последователей. Ведь вы - что-то вроде святого - покровителя психоделической революции.

У меня действительно есть последователи, у которых насчет меня самые странные идеи. Однажды я направлялся на лекцию, которую читал в Калифорнии, Лонг-Бич, и парень, который меня знал, указал на меня девушке и сказал: "Вот, это Кастанеда". Она не поверила ему, считая, что я должен быть очень мистическим. Мой друг собрал некоторые из ходящих обо мне историй. Консенсус тиков, что у меня мистические ноги.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Мистические ноги?

Да, что я хожу босой, как Иисус, и не имею мозолей. Считается, что большую часть времени я нахожусь в состоянии наркотического опьянения. Кроме того, я покончил самоубийством и умер в нескольких разных местах. Мой класс в колледже был уже почти на "приходе", когда я заговорил о феноменологии, членстве, исследовании восприятия и социализации. Они хотели, чтобы им было ведено расслабиться, плюнуть на все и отключиться. Но для меня важным является понимание.

Слухи процветают в информационном вакууме. Мы знаем кое-что насчет дона Хуана, но слишком мало - о Кастанеде.

Это сознательная часть жизни воина. Чтобы проскальзывать между мирами, вам нужно оставаться незаметным. Чем лучше вы известны и идентифицируемы, тем сильнее ограничена ваша свобода. Когда у людей есть определенные идеи насчет того, кто вы и как вы поступите, вы не можете шевельнуться. Одной из первых вещей, которым меня научил дон Хуан, была необходимость стереть личную историю. Если мало-помалу вы создаете вокруг себя туман, тогда вас уже не принимают как что-то само собой разумеющееся и у вас остается большой простор для изменений. Поэтому я избегаю магнитофонных записей и фотографий, когда выступаю с лекциями.

Может быть, мы можем говорить о личном, не создавая истории. Сейчас вы сводите к минимуму важность психоделического опыта, связанного с вашим ученичеством. И вы, кажется, не выкидываете фокусов, которые описали как профессиональные приемы мага. Какие элементы учения дона Хуана важны для вас? Как они изменили вас?

Для меня оказалась наиболее применимой идея быть воином и человеком знания, с конечной надеждой остановить мир и видеть. Она дала мне покой и уверенность в способности контролировать свою жизнь. Ко времени, когда я встретил дона Хуана, я имел очень мало личной силы. Моя жизнь была крайне беспорядочной. Я прошел очень длинную дорогу от того места в Бразилии, где я родился.

Внешне я был агрессивен и задирист, но внутренне нерешителен и не уверен в себе. Я всегда придумывал для себя извинения. Однажды дон Хуан сказал, что я профессиональный ребенок - из-за того, что до такой степени полон жалости к самому себе. Я чувствовал себя листом на ветру. Как большинство интеллектуалов, я был прижат к стене. Мне некуда было идти. Я не видел ни одного образа жизни, который бы мне нравился. Я думал, что все, что я смогу сделать, это зрело приспособиться к жизни, полной скуки, или найти более сложные способы времяпровождения, вроде психотропов, "травки" и сексуальных приключений. Все это усиливалось моей привычкой к самоуглублению. Я постоянно глядел внутрь и говорил с собой. Внутренний диалог редко останавливался. Дон Хуан повернул мои глаза наружу и научил, как видеть великолепие мира и как накапливать личную силу. Я не думаю, что существует какой-то другой путь к полнокровной жизни.

Кажется, он поймал вас с помощью трюка старых философов - держа смерть перед вашими глазами. Я поразился, насколько классическим был подход дона Хуана. Я услышал эхо идей Платона, когда философ должен был изучить смерть перед тем, как у него появится какой-то подход к реальному миру, и данного Мартином Хайдеггером определения человека как бытия-к-смерти.

Да, но подход дона Хуана имеет незнакомый поворот, потому что из магической традиции следует, что смерть - это физическое присутствие, которое можно почувствовать и увидеть. Одна из глосс магии такова: смерть стоит слева от вас. Смерть - это беспристрастный судья, который скажет вам правду и даст вам точный совет. Кроме того, смерть не спешит. Она возьмет вас завтра, или на следующий день, или через пятьдесят лет. Для нее нет разницы. В момент, когда вы вспоминаете, что должны в конце концов умереть, вы уменьшаетесь до своих настоящих размеров. Мне кажется, я не сделал эту идею достаточно зримой. Глосса - "смерть слева от вас" - это не умственное положение в магии, это восприятие. Когда ваше тело нужным образом настроено на мир и вы поворачиваете глаза влево, вы можете стать свидетелем необычного события - тенеобразного присутствия смерти.

В традиции экзистенциализма обсуждение ответственности обычно следует за обсуждением смерти.

Тогда дон Хуан - хороший экзистенциалист. Когда нет никакого способа узнать, осталась ли мне еще хоть минута жизни, я должен жить так, будто это мой последний момент. Каждый поступок - это последняя битва воина. Поэтому все должно делаться неуязвимо. Нельзя ничего оставлять незаконченным. Эта идея была для меня очень освобождающей. У меня больше нет никаких не связанных концов; меня ничто не дожидается. Сейчас я говорю здесь с вами и могу никогда не вернуться в Лос-Анджелес. Но это не будет иметь никакого значения, потому что перед тем, как прийти, я обо всем позаботился.

Этот мир смерти и решимости очень далек от психоделических утопий, в которых видения бесконечного времени уничтожают свойственный выбору трагизм.

Когда смерть стоит слева от вас, вы должны создать свой мир серией решений. Нет больших и маленьких решений - только решения, которые должны быть сделаны сейчас. И нет времени для сомнений или сожалений. Если я трачу время на сожаления о том, что сделал вчера, я уклоняюсь от решений, которые должен принять сегодня.

Как дон Хуан научил вас быть решительным?

Он обращался своими поступками к моему телу. Моим прежним образом действий было оставлять все незавершенным и никогда ничего не решать. Принимать решения казалось мне безобразным. То, что чувствительному человеку приходится делать это, казалось мне несправедливым. Однажды дон Хуан спросил меня: "Как ты думаешь, мы с тобой равны^" Я был студентом университета и интеллектуалом, а он - старым индейцем, но я снизошел и ответил: "Конечно, мы равны". А он сказал: "Я так не думаю. Я охотник и воин, а ты - паразит. Я готов подытожить свою жизнь в любой момент. Твой жалкий мир нерешительности и печали не равен моему". Что ж, я был очень оскорблен и ушел бы, но мы зашли далеко в дикие места. Поэтому я сел - и оказался запутавшимся в собственной внутренней неразберихе. Я собирался дождаться того момента, когда он решит идти домой. Через много часов я увидел, что дон Хуан останется здесь навсегда, если ему будет нужно. Почему нет? Это во власти человека, у которого нет никаких отложенных дел. В конце концов я понял, что этот человек не был похож на моего отца, который мог принять двадцать новогодних решений и все их отменить. Решения дона Хуана были окончательными настолько, насколько он был заинтересован. Их могли отменить только другие решения. Я подошел и дотронулся до него; он встал, и мы пошли домой. Воздействие этого случая было потрясающим. Он убедил меня, что путь воина - это полнокровный и сильный образ жизни.

Важным является не столько содержание решения, сколько то, чтобы быть решительным.

Это то, что дон Хуан называет жестом. Жест - это сознательный акт, который делается для силы, возникающей из принятия решения. Например, если воин найдет онемевшую холодную змею, он может постараться найти способ перенести ее в теплое место так, чтобы она его не укусила. Воин сделает жест просто так. Но он выполнит его безупречно.

Кажется, существует много параллелей между экзистенциальной философией и учением дона Хуана. То, что вы сказали насчет решения, жеста, предполагает, что дон Хуан, как Ницше или Сартр, верит, что скорее воля, чем рассудок является фундаментальным даром человека.

Я думаю, это верно. Давайте я скажу про себя. Что я хочу сделать - и, может быть, мне это удастся, - так это отнять контроль у рассудка. Мой разум обладал властью всю мою жизнь, и он скорее был готов убить меня, чем ослабить контроль. В один из моментов своего ученичества я оказался в глубокой депрессии. Меня переполняли ужас, тоска и мысли о самоубийстве. Тогда дон Хуан предупредил меня, что это один из трюков рассудка с целью сохранить контроль. Он сказал, что рассудок заставляет мое тело чувствовать, что в жизни нет смысла. И когда мой разум начал эту последнюю битву и проиграл, рассудок начал занимать свое действительное место - инструмента тела.

"У сердца есть свой разум, о котором разум и не догадывается", и так же для всего тела.

Вот именно. У тела есть собственная воля. Или, точнее, воля - это голос тела. Вот почему дон Хуан настойчиво облекал свое учение в драматическую форму. Мой интеллект легко бы мог отбросить его мир магии как бессмыслицу. Но мое тело привлекал его мир и его образ жизни. И когда тело победило, установилось новое и более здоровое правление.

Техники дона Хуана по работе со сновидениями привлекли ценя, потому что предполагают возможность контроля над образами сна со стороны воли. Словно он предлагает основать постояннодействующую, устойчивую обсерваторию во внутреннем космосе. Расскажите про обучение сновидению у дона Хуана.

Трюк сновидения заключается в том, чтобы поддерживать образы сна достаточно долго - так, чтобы на них можно было внимательно смотреть. Чтобы приобрести этот род контроля, необходимо выбрать один предмет заранее и научиться находить его в своих снах. Дон Хуан предложил, чтобы я использовал свои руки как отправную точку и переходил от них к образам и обратно. Через несколько месяцев я научился находить свои руки и останавливать сон. Я был так восхищен этой техникой, что с трудом мог дождаться отхода ко сну.

Не является ли остановка образов сна чем-то вроде остановки мира?

Они похожи. Но существуют различия. Когда у вас появляется возможность усилием воли находить свои руки, вы понимаете, что это всего лишь техника. То, что вы, ищете - это контроль. Человек знания должен накапливать личную силу. Но этого недостаточно для остановки мира. Нужна еще определенная отрешенность. Вы должны заглушить болтовню, которая идет внутри вашего разума, и сдаться внешнему миру.

Что вы до сих пор практикуете из тех техник, которым дон Хуан научил вас для остановки мира?

Главное, что я практикую сейчас, - это разрушение привычек. Я всегда был крайне подвержен рутине. Я ел и спал по расписанию. В 1965 году я начал менять свои привычки. Сейчас я избавился от такого количества привычных способов поведения, что могу наконец быть непредсказуемым и удивительным для себя самого.

Ваша работа напоминает мне дзэнскую историю о двух послушниках, спорящих о чудесных силах. Один послушник утверждал, что основатель секты, к которой он принадлежит, может стоять на одном берегу реки и написать имя Будды на куске бумаги, который держит его помощник на другом берегу. Второй послушник ответил, что такое чудо не производит впечатления. "Мое чудо, - сказал он, - в том, что, когда я голоден, я ем, а когда я чувствую жажду, я пью".

Именно этот элемент вовлеченности в мир и помогал мне следовать по пути, показанному доном Хуаном. Нет никакой надобности покидать мир. Все, что нам нужно знать, находится прямо перед нами, если мы обратим на это внимание. Если вы входите в состояние измененной реальности, как это происходит при употреблении психотропных растений, это только для того, чтобы вынести оттуда все необходимое для осознания магического характера обычной реальности. Для меня способ жить - дорога с сердцем - это присутствие в мире. Этот мир - охотничьи угодья воина.

Мир, который рисуете вы с доном Хуаном, полон волшебных койотов, заколдованных ворон и прекрасных волшебниц. Легко видеть, до чего он способен увлечь. Но как быть с миром современного городского обитателя? Где в нем магическое? Если бы все мы могли жить в горах, мы бы, возможно, сохранили чудо живым. Но как это возможно возле гудящего шоссе?

Однажды я задал дону Хуану этот же вопрос. Мы сидели в кафе в Юме, и я предположил, что я, может быть, научился бы останавливать мир и видеть, если бы мог приехать и жить вместе с ним в диких местах. Он поглядел в окно на идущие мимо машины и сказал: "Вот это, там, снаружи, твой мир. Ты не можешь отвергнуть его. Ты охотник этого мира". Сейчас я живу в Лос-Анджелесе и нахожу, что могу приспособить этот мир к своим потребностям. Это вызов, жить в рутинном мире не по рутине. Но это возможно.

Уровень шума и постоянное давление человеческих масс, как кажется, уничтожают тишину и одиночество, необходимые для остановки мира.

Вовсе нет. На самом деле шум может быть использован. Вы можете использовать гул шоссе, чтобы научиться слушать окружающее. Когда мы останавливаем мир, то мир, который мы останавливаем, является тем, который мы обычно поддерживаем нашим непрерывным внутренним диалогом. Когда вы можете прервать внутреннюю болтовню, вы прекращаете поддерживать ваш старый мир. Описания рушатся. Именно тут начинается изменение личности. Когда вы концентрируетесь на звуках, вы понимаете, что мозгу трудно классифицировать все их, и через короткое время вы прекращаете попытки. Это не похоже на визуальное восприятие, которое привязывает нас к формированию категорий и думанию. Это редкий отдых - возможность отключить болтовню, категоризирование и вынесение суждений.

Внутренний мир меняется, но как насчет внешнего? Мы можем революционизировать индивидуальное сознание, но так и не коснуться социальных структур, создающих наше отчуждение. Задумываетесь ли вы о социальных или политических реформах?

Я приехал из Латинской Америки, где интеллектуалы всегда говорили о политических и социальных реформах и где было брошено огромное количество бомб. Но революции немногое изменили. Нужно мало решимости, чтобы взорвать здание, но чтобы отказаться от сигарет, перестать беспокоиться или остановить внутреннюю болтовню, вам придется переделать себя. Вот где начинается настоящая реформа. Не так давно дон Хуан и я были в Тусоне, где тогда проходила Неделя Земли. Кто-то читал лекцию по экологии и об ужасах вьетнамской войны. Все время он курил. Дон Хуан сказал: "Я не могу представить, что его заботят тела других людей, в то время как он не любит свое собственное". Прежде всего нас должны волновать мы сами. Я могу любить своего ближнего, только когда я полон жизненной силы и не нахожусь в депрессии. Чтобы быть в этом состоянии, я должен поддерживать свое тело .в хорошей форме. Любая революция должна начинаться внутри тела. Я могу изменить свою культуру, но только изнутри тела, которое должно быть неуязвимо настроено на этот удивительный мир. Для меня действительное достижение - это искусство быть воином, которое, как говорит дон Хуан, является единственным средством уравновесить ужас человеческой жизни с ее чудом.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

#14
Занятная видеостатья http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=DWLc_GDUgtE
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)