Да-да тот самый Алексей Арестович, советник, коуч по мышлению, блоггер, друг-собеседник Фейгина и Латыниной, психотерапевт-массовик-затейник, мастерски удаляющий "зраду" и неуверенность из широких масс.
Меня заинтересовали его поиски цивилизационной идеи, которую может предложить Украина Свободному миру. Там (внезапно) центральный элемент - воля.
Хочу понять и систематизировать этот вопрос в форумном формате, в котором я Алексея нигде не встречал. Видимо, он сторонник более продвинутых площадок общения (Фейсбук, Ютуб). Вряд ли удастся его привлечь к участию в этой теме, но, не исключено, что я смогу задать ему уточняющие вопросы на его ресурсах.
АА: А времена какие были до 14-го года! Ты мог сесть свободно в Сызрани на поезд и приехать в Париж. Практически без паспорта. Практически без таможенных ограничений. Никаких тебе проблем. Мир достиг всего того, о чем сейчас только принято мечтать. Свободное движение товаров, людей, услуг и так далее, пожалуйста, никаких границ.
А что после этого? Таможни, границы, паспорта, бюрократия и так далее и так далее — выросло как жанр. Оно же выросло вместо аристократии.
ГК: Так вот откуда оно? Что за суицидальные наклонности прогрессивного человечества?
АА: И тут произошла ещё более важная вещь. То, что знаете, вы и я, и, наверное, наш широкий читатель, зритель — на Западе Первая мировая война гораздо главнее Второй и переживается, по-моему, более существенно. Потому что там-то и рухнула западная рациональная модель, выработанная просвещением. Трагедии же выражались в чем? В том, что 13-й год — это год, когда все верят в разум, в рациональность в чистом виде. Потому что очевидно, ну просто очевидно во всем, в каждом движении — от шоколада до дирижабля, до броненосцев. Очевидна победа рационального разума науки.
ГК: И тогда-то появляется радио — всё это невероятный технологический прогресс, прорыв. Просто невероятный.
АА: Темпы же поражали. Например, ты родился 1869 году. Для тебя диковинкой была спичка, особенно если ты из глубинки. А в 1915 году ты уже слушаешь теорию относительности Эйнштейна.
ГК: Уже есть кино, автомобиль, самолеты...
АА: Уже есть пенициллин, рентгеновские лучи.
ГК: Кстати, многие этого не понимают. Сейчас нам кажется, что мы живём в век технологического прогресса. Но если смотреть по абсолютной шкале, то с года 1870-го по 1910-й — это был золотой технологический век. Телефон не будем забывать ещё.
АА: Вдруг случается что-то в виде Первой мировой войны, когда очень просвещённые европейцы косят друг друга из пулемётов, садятся на четыре года в грязные окопы, режут друг друга ножами и травят газом. Этим же цвет европейской аристократии занимался. Количество погибших учёных и выпускников высших вузов просто запредельное.
Я помню, был на экскурсии, и нам показали выпуск англо-британских офицеров — это высшая аристократия, 326 фамилий. И битва на Марне, по-моему. Через месяц остаётся трое живых, остальные погибшие. Такая история, которая выкосила всю рациональность. И более того, вот это всё — с отравлением газом, с миллионами убитых — это то, что за пределами рациональности. И вот это коллективное иррациональное заглянуло в лицо Западу. Он был потрясён и до сих пор не может оправиться.
*************
АА: Ордынское предложение не такое примитивное, как его часто хотят показать. Именно поэтому оно имеет успех до сих пор на Западе, ему симпатизируют, симпатизирует Путин. Особенно правые, которые типа затоптанные леволиберальным дискурсом и практикой.
Что сказал Чингисхан? "Я создаю тот комплекс законов для того, чтобы девственница с полным золотым блюдом, усыпанным драгоценностями, могла пройти от Бухары до, я не знаю, до Дальнего Востока. И остаться девственницей и не потерять ни одной жемчужины с золотого блюда". То есть это же идея порядка. Мир — это хаос. И всегда востребована сила, которая будет предлагать порядок, в том или ином варианте. Стабильность и порядок — это основная повестка, которая продаётся после Первой мировой войны. Люди настолько испугались... До Первой мировой это был spirit of enterprises (дух предпринимательства). Европейская цивилизация и американская как её филиал. Это были люди, которые рвались в космос, в небо, под воду, везде, к горизонтам.
ГК: Расширяли границы познания и также физические границы. То есть процесс расширения.
АА: Сломался характер цивилизации, сменилась её движущая сила, основной приводящий мотив заменился. Т.е. были экспериментаторами и людьми идущими туда, за Жюль Верном.
ГК: Т.е. были Колумбами и Магелланами.
АА: А стали потребителями, основной запрос которых на стабильность и безопасность. С тех пор безопасность торгуется в мире. Безопасности в мире ни хрена не стало больше, но её очень удобно продавать — испугать и продать. История с ковидом нам это показала. Я не оспариваю саму эпидемию, хотя бы по той простой причине, что дважды переболел, но как оформление её и продажа безопасности и так далее — это рефрен всей этой цивилизации.
*******************************
Это их самый главный посыл. И они этим торгуют. Они говорят Майдан — это хаос. Мы говорим, Майдан — это за свободу. А они говорят, Майдан — это хаос, свобода — это хаос, и мы предлагаем вам порядок, чтобы девственница могла пройти от Лиссабона до Владивостока и остаться девственницей с блюдом. И особенно если Путин скажет её не трогать.
ГК: Только если Путин скажет её не трогать.
АА: Особенно если Путин скажет её не трогать. На "Ладе Калине" желтой проехать от Лиссабона до Владивостока.
Ещё одна вещь за этим стоит очень важная. Всё заключается в том, что есть культ личности. Как вы сказали точно: если Путин скажет. Этот порядок персонифицирован. Чингисхан всегда должен быть Чингисханом. А людям так проще, потому что у стаи должен быть вожак. И другие формы самоорганизации плохо воспринимаются массовым сознанием, которое не очень далеко оторвалось от эволюционных образцов, которое демонстрировало племя неандертальцев пару миллионов лет, вернее, миллион лет назад.
И вот это предложение глубоко эволюционно. Знаете, как я учил своих молодых лейтенантов, когда сам уже стал старшим офицером? Секрет вербовки воронежскими парнями кембриджской пятерки. Если тебе нужно договориться с человеком, тебе надо очень внимательно его слушать. И тебе надо его всерьёз воспринимать или, по крайней мере, демонстрировать такое уважение. Потому что тогда включается разумный человек. Но как же, он же зять Черчилля, он знает восемь языков, он цитирует Цицерона на латыни. А я дурак, только английский еле-еле выучил и т.д. и т.п. Я говорю: ты не понимаешь — включается биология, которая носит подпороговый характер. Это секрет, почему Хайдеггер, последний великий философ, восхищался руками Гитлера и считал, что он наведет порядок.
Вот это включится у тебя, когда ты будешь истинно внимателен к человеку, истинно его воспринимать и становиться с ним всегда по одну сторону баррикад и считать, что вы вместе пытаетесь справиться с центральными жизненными проблемами этого человека. Секрет очень простой. Стоит один-два раза это сделать, и моментально ловишь фишку. И как бы у тебя начинает получаться, переходить на язык ментально человека и так далее и так далее. И всё! Неважно, сколько у него образования, насколько он высоколобый и так далее. Люди на это ловятся. Только очень немногие противостоят — либо профессионалы, либо имеющие встроенный механизм безопасности.
А с массовым сознанием намного-намного проще, чем индивидуальная работа. Помните, как восходил Путин? Вот молодой человек, в отличие от пьяницы Ельцина, который наведёт порядок: бах — взрывы в Чечне. В верхах хаотизация, потому что все понимали, что Ельцин, который нужду справляет возле трапа самолёта, во главе ядерного государства — это ужас.
Хаотизация всего, война в Чечне, — и вот человек, который наведёт порядок. Пусть даже мы будем мочить в сортирах, значит, он знает, что делать, и он это осуществит. Все! Можно продавать свободу во имя порядка. Российский эксперимент — свобода против порядка — закончился в 93-м. А дальше была эта история очень-очень долго.
И вся нищета Запада современного в том, что он не знает, что предложить. А всё величие Украины, не в том смысле, что мы великая страна или великая нация, а в том, что мы нашли цивилизационное предложение. Как мне кажется. Новое нашли не специально, нам не до этого было. Оно выросло в нас, когда мы столкнулись с вопросом выживания всей нашей нации.
Украинское слово "воля" имеет двойную коннотацию. Это и воля в смысле волевых качеств души, то есть способности осуществить свою мечту. И воля в смысле свобода, причём точно в русском она звучит так — это право и способность отстоять своё право на свободное красивое движение души. Вот мне так хочется. Вот нечто, как у Илона Маска. Вот я хочу лететь на Марс и говорю: идите со мной кто хочет. Я не использую ни насилие, ни искажение, ни торговлю информацией, ни торговлю страхом и стабильностью. Я просто говорю: идите со мной. Идите со мной, здесь интересно.
Вот в этом фишка Украины. Мы это очень чётко поняли сейчас — за что мы воюем. За эту волю и за это цивилизационное предложение. И неважно, оно украинское или нет. Оно общее цивилизационное — Европе, России и всему миру, кто хочет. Мы можем предложить архетипику свободных людей, совершающих свободное движение души.