Дхарана

Автор fidel, 24 марта 2020, 07:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

fidel

Стандартно я привык иметь дело с настройкой
отдели зрящего от нее и видел
Состояние спонтанно поменялось и появилась возможность не генерировать настройку
Ум удерживается в центре и создает картинку По описанию это практика дхараны
Возможно можно считать дхарану - ОВД на языке учдх
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Я периодически практикую дхарну, мне так кажется. Удерживая концентрацию на мысли. Игнорируя остальные эманации, внимание фокусируется на одной единственной мысли, удерживает. Интересная практика, дающая освобождение свободной энергии. Конечно, можно фокусироваться и на настройке. Можно взять настройку из мысли, кстати, небольшой кусок и концентрироваться на нем. Вчера я попробовала взять целую настройку, все, которую создал ум. Однозначно, практика не получится без птратьяхары, зрящий должен быть отделен и самостоятелен. Концентрация была как раз на целостности настройки, без детализации, ум не метался по настройке, как по древу, не растекался, а видел четкую картинку. Какое-то время потребовалось, конечно, и время позднее, хотя и сна нет, и приходилось какое-то время делать усилия чтоб удерживать, чтоб ничего не потекло. А потом то ли энергия пошла, толи воля заработала, но стало очень легко удерживать. И как волной небольшой накрывало, как изнутри. Эта волна как бы зафиксировала ум, и он как под гипнозом, был направлен. Ум как будто законтачил с настройкой, не вовлекся, не приведи, был на расстоянии и стабильный. Как остановка, облегчение. Как направление, и больше ничего. Но дело в том, что состояние начало углубляться и уже не получалось удерживать настройку на расстоянии. Рождалось что-то вроде связи, единого потока, который привел бы не к слиянию, но большему видению, в полностью безличное пространство, через настройку. Но тогда это была не дхарна, это уже направление к дхъяне. Это не плохо, конечно, но есть пока ощущение, что чем дольше ты удерживаешь дхарну, тем больше энергии освобождается. И это возможно даст возможность приблизиться к недвойственности.

Раста

Я сейчас думаю, что грань между дхарной и дхъяной довольно тонкая и неоднозначное. Не могу избавиться от ощущения ,что дхъяна сама как бы «вытекает» из дхарны. Это для меня процесс углубления, который, если его не прервать, продолжается. Это не резкий переход, это волевое погружение. Сначала я понимаю, вот я медитирую, вот тело, вот ум успокаивается, вот я удерживаю какой-то кусок. А потом оно все как бы дальше, оно есть но и нет как бы, я чувствую природу того, что наблюдаю. И чем глубже погружение, тем меньше могу как-то обозначить, что я медитирую, что я концентрируюсь на настройке. Есть я и есть настройка, и связь через волю, прямая, такая как есть. Понимаешь на этом этапе ум не может уже «сорваться» и выскочить из-за угла. Он ушел в тень, и нет обычных способов восприятия, это ни его стихия, ни его область.

fidel

Цитата: Раста от 24 марта 2020, 08:46Я периодически практикую дхарну, мне так кажется. Удерживая концентрацию на мысли. Игнорируя остальные эманации, внимание фокусируется на одной единственной мысли, удерживает
я наблюдаю свое восприятие и мысли, но для меня это пратьяхара
в чем ты видишь отличие дхараны от дхьяны в процессе наблюдения ума ?

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Фидель я уже писала в чате, что мой опыт вряд ли можно подвести под полное соответствие с йога-сутрой. Иногда ощущается, что-то в этом направлении. Но это чисто субъективные ощущения, которые со временем пересматриваются. То, что я сейчас пишу, касается только того, что я сейчас вижу и ощущаю в практиках медитации. И насколько это уже медитации, а не что-то другое, я не знаю. Возможно, я заблуждаюсь или пока не могу дать четких определений, если считаешь, что есть что добавить и над чем поразмыслить и куда развернуться, то буду признательна.
Когда я наблюдаю свое восприятие, то я говорю о пратьяхаре. Это на мой взгляд основа видения, без отделения зрящего, видение невозможно.  Обычно у меня погружение начинается с отделения настройки. Но бывает так, что я просто концентрируюсь на объекте, на природном, на огне, на водной глади, или на дыхании, пульсе. В некоторой литературе эти практики тоже относятся к дхарне, но я их таковыми не считаю. Скорее это дает успокоение сознания, ведь наблюдателя еще нет. Возможно, получить некую отстраненность, легкий транс, но погружения не будет. Для погружения надо развернуться к себе. Вот медитация с остановкой мысли уже может быть более глубокой, а может и не быть. Я могу проболтаться по верхам, как со свечкой и просто успокоиться как-то, выровнять дыхание, расслабиться. А могу выцепить часть настройки и уже ее удерживать. А видение настройки это все же разворот вовнутрь, появляется субъект второго внимания, и уже где-то здесь, я могу относительно безнаказанно попытаться притянуть за уши что-то к йога сутре. И если я упоминаю дхарну, то я уже несколько глубже отделения от настройки или ее части, от обычного ее наблюдения. Я не просто вижу настройку, я ее удерживаю. Она одна в моем восприятии, поле сознания очищено. Это ну как выдувать пыль пылесосом, до того момента, как все не выдуешь, пока не будет чистого поля. В моих практиках это настраивание на поток на глубине, который сначала, как отражение на поверхности сознания. Ум не болтается по сознанию, сдержан, не отвлекается. Но энергия еще не видит энергию. Наблюдатель осознает себя в практике. Для меня дхарна это переход к видению потока на глубине, подготовка. Остановка проявлений ума. Дождь закончился, ветер стих, водная гладь успокаивается, выравнивается. Когда я в потоке, то есть самоосознание, но нет уже практики, наблюдатель становится деятелем. Это как направление взгляда на успокоившуюся водную гладь, я вижу дно, камни, песок, вижу четко и чисто, поскольку я уже часть этой глади, этой поверхности, которая стала прозрачной, чтоб увидеть. Это приближение к природе ума.

Раста

Что касается обуздание ума, то конечно, наблюдая за мыслью я не пытаюсь даже его обуздать. Скорее успокоить, остановить, на время. В общем-то пришла к выводу, что пока не могу вообще говорить в своем случае о том, что ум можно обуздать навсегда. Это скорее периоды, циклы, пока я живу, я могу наблюдать разные его ипостаси. И то, что после периода полной отрешенности и нахождения над остановленными проявлениями ума, вполне вероятен период буйства этих проявлений. Не стараюсь сдерживать их путем жесткого удержания, наблюдений достаточно. В общем не стремлюсь полному подчинению разума, пока что он нужен. А проявить себя кроме как в своих проявлениях, как он может? Поэтому часто достаточно отделять ум и природу ума. Осознавать, что маленький кусочек настройки, раздувается до целого мира, в этом проявление ума. Но я понимаю, что это, поэтому этот кусок не может полностью поглотить осознанность, это не впечатает меня намертво в картину мира, но и не сделает неспособной в нем действовать. Глубинные практики открывают суть природы ума как таковой, это настолько сильно, что нес чем сравнить, ощущения себя, когда тебя нет, но ты есть и суть, и проявление. Но приходит время накинуть пальто и выйти в мир, где надо делать дела и думать думы, решать насущные вопросы. Это тоже период, который завершится. Не помню кто из буддистов говорил: от сансары не надо бежать, но и не надо ее желать. Не могу на данный момент с ним не согласиться.

fidel

нашел цитату но конечно реале цитатой не опишеш
Цитировать«Йога сутры» Патанжали раскрывают понятие дхараны:
«Сосредоточение внимания на одной точке или области есть концентрация (дхарана)».
Дхарана включает в себя понятие сфокусированности внимания. Когда внимание собрано в одной точке или области внутри или снаружи тела, устанавливается контроль над умом, который собирается в единый фокус.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Хотела бы добавить еще, что такие понятия как дхарна, дхъяна, вряд ли могут быть поняты через описания в книгах, даже через самые хорошие описания. Как я уже говорила, концентрация концентрации рознь. Если я тупо фиксирую в сознании предмет, то это есть просто концентрация. Довольно неплохая практика, но о дхарне тут и речи быть не может. В йоге это ступени. В своих практиках медитации я тоже могу ступени выделить, по степени погруженности. Уровень дхарны начинается для меня с того, когда я не просто вижу отражение застывших психических процессов. А когда могу выделить один, а остальное поле очищается. Или я фиксирую полностью настройку, но она как бы сжимается до некой однородности, однонаправленности. Нет других символов, нет того, что может отвлечь, это довольно сильное состояние, оно наполняет пространство энергией, но главное на этом этапе я не отвлекаюсь. Это не просто концентрация, не фиксация, но слов не могу подобрать. Это когда все собрано в один пучок, и он отдает энергию, и она вся твоя, ее ощущение, пульсация, взрыв нераскрывшегося импульса, который не рассеивается в пространстве.

fidel

Цитата: Раста от 25 марта 2020, 08:14Уровень дхарны начинается для меня с того, когда я не просто вижу отражение застывших психических процессов. А когда могу выделить один, а остальное поле очищается
Если стартовать от  смысла слова дхарана - удержание мне пришла в голову немного иная практика или подход к сознанию Психика оперирует набором настроек и мне кажется что дхарама это намерение удержать психику от создания настроек. Настройка стартуя от одной мысли или чувства может развернуться в целостное восприятие "всего" с опорой на него Даже если в психике есть наблюдатель то настройка тем не менее контролирует оставшеюся часть психики. Начинаем с отделения настройка и следующим шагом видим ограниченность настройки . Осознав ограниченность настройки выходим из состояния контроля настройкой и опору на смысл реальности создаваемый настройкой. Далее сворачиваем настройку в небольшую область и перестаем ее воспринимать
На мой взгляд подобным способом можно выйти из под контроля обычного восприятия через удерживания от опоры на него
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

#9
еше цитат - перевод на английскй с санкскрита
ЦитироватьThird Section : supernatural powers
देशबन्धश्चित्तस्य धारणा॥१॥
Deśabandhaścittasya dhāraṇā||1||

Concentration (dhāraṇā) is the mind's (cittasya) fixation (bandhaḥ) on one point (deśa)||1||
мое толкование - дхарана не фокусировка на предмете итп
а собирание сознания (настройки) в небольшой области
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Фидель, согласна с твоим определением. Но если мы используем термин концентрация, то не в смысле долго пялиться на что-то и исключать другие образы и связанные с ними мысли. А концентрация скорее больше похоже на сужение до минимума какой-то области, до максимально плотного сжатия. Но если я начну рассказывать, то прекрасно понимаю, что каждый поймет исключительно опираясь на свой опыт. Если у человека имели место быть подобные практики, от отделения наблюдателя на постепенное углубление, то наверно есть вероятность найти понимание. Если нет, то сложно объяснить разницу между этими «концентрациями». В общем-то и тексты переводили и трактовали люди, поэтому не могли не внести своего чего-то. Наверно между строк можно уловить больше, если чуть отдалиться от текста, абстрагироваться,  попытаться почувствовать.

fidel

Цитата: Раста от 27 марта 2020, 09:01А концентрация скорее больше похоже на сужение до минимума какой-то области
я согласен, но на мой взгляд сужается то что обзывается читтой
не фокусирование на малой области а собирание куска восприятия в малую область
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Цитата: fidel от 27 марта 2020, 10:24но на мой взгляд сужается то что обзывается читтой
Кстати у читты тоже не одна трактовка, много зависит от перевода, где-то ум, а где-то субстанция ума, что вроде бы ни есть одно и тоже. Но не важно, мы говорим о самоощущающей некой области, которая начинает «сворачиваться». Когда вся настройка собирается в одну точку, ну образно говоря, и освобождает пространство психики. То есть нет зависимости, влияния, давления и чего-либо еще, как со стороны осознаваемых реакций, так и бессознательного. Что касается того, что некоторые приравнивают к ОВД к дхарне, то тут тоже дело в неоднозначности трактовок. В этом состоянии нет вд, но, по сути, как таковая остановка вд не требуется. Есть он или нет, не важно, даже если представить, что он идет параллельно на поверхности, но тут нет никакого до него дела, пространство очищено от всего лишнего.

fidel

Цитата: Раста от 27 марта 2020, 12:20Когда вся настройка собирается в одну точку, ну образно говоря, и освобождает пространство психики.
полностью согласен - психика сильно забивает пространство сознания
если удаются свернуть настройку в небольшою область создастся
совершенно иная реальность
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)