Энергоцентры в физ. теле

Автор fidel, 9 марта 2013, 13:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Цитата: Nancy от 11 октября 2013, 12:23и двойной человек имха тот, кто разделяет эти два типа внимания
в смсле может выбрать по желанию один из них ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Nancy

ну хотя бы видит их наличие)

думаю что кака очень долгое время не мог выбирать по желанию))))))))

fidel

я думаю это будет полезно знать
Свами Шивананда о расположении манипуры
ЦитироватьМанипура-чакра - живот чуть ниже пупка (этот вихрь  довольно большой и вытянут вверх до
солнечного сплетения);
в состояних с опорой на волю сознание опирается на всю эту область
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

грантхи
Варуна-Грантхи

Этот Центр, называемый еще ""половым"", соответствует Свадхистхана-Чакре. Основные органы, в функциях которых проявляется действие Стихии Воды - почки, яички (у мужчин), яичники и молочные железы (у женщин), предстательная железа (у мужчин) и матка (у женщин). Также Стихия Воды в организме действует преимущественно в лимфатических железах, вырабатывающих защитные иммунные тела для защиты организма от инфекционных заболеваний, вызываемых микроорганизмами. ""Вода"" также управляет деятельностью нервной системы, костным мозгом, клеточным содержимым (протоплазмой) и межклеточной жидкостью в тканях тела.

Люди с преобладанием гармонического действия Стихии Воды и высокой активностью Варуна-Грантхи обычно очень дружелюбны в отношениях с другими. Они приятны всем, особенно приятны их жесты и речь. Такие люди легко приобретают известность и уважение в обществе благодаря своему обаянию и своей тактичности. Они обычно наделены прекрасным здоровьем, выказывают замечательное мастерство в поддержании мира и порядка среди близких, друзей и сотрудников.

При нарушении и дегармонизации функций Варуна-Грантхи и ее ослаблении люди становятся крайне эгоистичными, завистливыми, обидчивыми, чувствительными, чувственными - проявляют сверхактивный интерес к сексуальной жизни. Кстати, учитывая тот факт, что слабость или сила деятельности определенных энергоцентров проявляется непременно в состоянии функционирования связанных с ними органов и что наследственная предрасположенность к тому или иному уровню активности определенных Центров проявляется в форме анатомических особенностей строения тела (к примеру, крупное горло свидетельствует о мощи горлового центра, а широкая грудь прямо указывает на силу и высокое развитие сердечного центра - эти признаки очень точны и почти однозначны), стоит только удивляться тому, что идеи о соответствии черт характера и строения тела человека были известны задолго до соответствующих теорий Ломброзо и Кречмера, связавших черты строения с психологическими особенностями. Например, древнегреческого мыслителя прозвали Платоном из-за широкой груди и мощного высокого лба - ""плато"" означает ""широкий"". Это свидетельствовало, по представлениям эллинских медиков, о мощи интеллекта, воли и любви (за которые ответственны мозговой и грудной центры). Любопытно, что восточные медики свои догадки о соответствии черт характера и особенностей строения тела объясняли стройными и разработанными теориями, в частности, теорией разделения психосоматических функций между различными энергоцентрами организма.

В данном случае речь идет о соответствии (разумеется, далеко не однозначном) развития тех или иных отделов тела особенностям поведения и образа мысли человека. Самое интересное заключается в том, что, направленно восстанавливая нарушенную гармонию и системно активизируя определенные Центры, гармонизируя их взаимные отношения (посредством специально подобранной диеты, внушения, физической гимнастики и других приемов, намеренно разработанных для этой цели), врач мог влиять и на здоровье, и на психическое состояние человека.

Пример тому в практике современных врачей - медикаментозное влияние на щитовидную железу (один из отделов горлового центра) может значительно снизить агрессивность и нетерпеливость человека, особенно если железа была излишне активна.

Притхиви-Грантхи

Этот Центр называют ""копчиковым"". На тонко-энергетическом уровне он соответствует Муладхара-Чакре. Люди с преобладанием функций этого энергоцентра, в деятельности которого проявляется Стихия Земля, обычно имеют полнокровное тело с явным избытком жировых отложений. По натуре они либеральны, весьма терпеливы, даже несколько равнодушны и инертны ко всему, их не касающемуся. Они не показывают стремлений, не проявляют усилий для приобретения чего-либо, даже для самих себя. Они, как повозка, медленно и лениво катятся по тропе своей жизни, не пытаясь воспламенить свой ум для решения каких бы то ни было проблем, поскольку они вообще сторонятся всяческих конфликтов и любые яркие устремления к целям им чужды по натуре.

При нарушениях работы Притхиви-Грантхи проявляются эгоистичность, чрезмерная тяга к удовлетворению низших потребностей тела - обжорство, ленивое и праздное времяпрепровождение, пассивность и созерцательность.

Ахам-Грантхи


На тонко-энергетическом плане соответствует Аджна-Чакре, или, как ее еще называют, Трикута-Чакре. Волевая энергия человека концентрируется в области центра его лба. Анатомически Ахам-Грантхи, проявляющий Действие Космической Сознательной Воли, управляющей действиями всех Стихий организма и Мироздания, ассоциируется с гипофизом и центрами зрения, слуха, запоминания и различения. Именно так классифицировали древние медики основные функции головного мозга человека. Фактически Ахам-Грантхи властвует над остальными пятью Центрами организма, анатомически и функционально лежащими ниже его.

С помощью нормализации работы Ахам-Грантхи (развитие личной воли, проявление сознательности, самодисциплина и гармонизация мысли) можно исправить все ошибки и неполадки в работе пяти Центров организма. Однако нормализовать работу Ахам-Грантхи можно лишь в ходе терпеливого развития у человека способности к длительной концентрации внимания и других психических навыков. Никакие медикаменты и внешние пособия (вроде внушения или воздействия физическими упражнениями) сделать это не могут: исправить работу лобного центра может только сам человек собственными сознательными усилиями.

Ахам-Грантхи можно развить и привести в действие только самому. Зато из среды людей, у которых Ахам-Грантхи доминирует, выходят великие таланты и гении, выдающиеся деятели литературы, искусства, философии, великие поэты, люди с паранормальными психоэнергетическими способностями (экстрасенсы).

Итак, в основании Аюр-Ведической медицинской концепции энергоцентров лежит представление о разделении телесных и психических функций между различными ""этажами"" строения организма. Все энергоцентры имеют четкую анатомическую локализацию, и функции их строго определены. Воздействием же непосредственно на функции этих Центров занимаются представители медицины Йоги. С помощью специальных поз - Асан, и особых дыхательных упражнений - Пранаям, сопровождающихся специфическими представлениями и упражнениями для развития способности к длительной концентрации внимания, можно сознательно управлять деятельностью каждого изописанных выше энергоцентров. В классической же Аюр-Ведической медицине применяется в большинстве случаев лишь воздействие на три центральных управляющих образования - грудной, чревный и половой Центры, соответствующие Стихиям Воздуха, Огня и Воды. Кстати, с помощью иглотерапии ""добраться"" до Центров, расположенных в области позвоночного столба, практически невозможно - не достать! Воздействие на копчиковый Центр возможно лишь с помощью Асан, воздействие же на горловой центр специалистами признается крайне опасным. А развитие и управление лобным центром вовсе не входит в задачи медика. Этим должны заниматься сами люди под руководством опытного наставника Йоги, владеющего методами контроля энергетики организма занимающегося.

Не всегда случается так, что у человека в организме доминирует или слабо проявляется только одна определенная железа, доминирует или ослаблен лишь один Центр. У большинства людей при внимательном изучении их особенностей - телесное строение, состояние здоровья, поведение и взгляды на жизнь - можно выявить сложную структуру взаимосвязанных функциональных активностей всех шести Центров. При этом некоторые Центры явно будут ослаблены, другие будут преобладать. Люди со смешанным господством и подчинением различных Центров сил выявляются чаще всего по определенным особенностям их телесного строения. Наука, изучающая взаимоотношения между Центрами, здоровьем, психическими особенностями и телесным строением, издревле называется морфоскопией - ""наука о наблюдении за формой тела"". Издревле существует своего рода психоэндокринология, которая появилась на Западе лишь 3-4 десятилетия назад.

Железы как Центры Сил человеческого организма - инструменты действия взаимосвязанных по определенным законам Стихий. Через эти Грантхи Стихии управляют работой органов и систем тела и состоянием психики. Однако, как уже указывалось выше, ввиду особенностей восприятия различными железами лечебных воздействий, при обследовании психического и физиологического состояния пациентов внимание в Индии уделялось, прежде всего, состоянию Центров Действия Огня, Воздуха и Воды. Считалось, что именно нарушение работы этих взаимосвязанных Центров Сил и генерируемых ими качественных энергий определяет большинство заболеваний человека. Да и воздействовать на состояние этих трех Центров безопаснее и проще, нежели вмешиваться в работу других управляющих структур. Отметим также, что большинство упражнений Йоги - и очищающие процедуры, и физические упражнения, и дыхательная гимнастика - нацелены, прежде всего, на поддержание нормальной активности и гармонического состояния Центров организма. Кстати, Восточная Медицина различает в организме человека всего 49 различных Центров.

ЛОБНЫЙ ЦЕНТР  АХАМ-ГРАНТХИ

Локализация:

Лоб, гипофиз, четыре основные железы, ответственные за зрение, слух, различение и запоминание.

Функции:

Правит всей нашей активностью в жизни, властвует над всеми нижележащими Центрами, максимально стремится исправлять все ошибки, неудачи и слабости в работе остальных Центров.

Особенности:

Гении, литераторы, поэты, ученые, философы, благодетели человечества, святые, экстрасенсы.

Нарушения:

Физическое убожество и психическое ничтожество, коварство, бессердечность, злонамеренность и духовная сгорбленность.

ГОРЛОВОЙ ЦЕНТР  ВИОМА-ГРАНТХИ

Локализация:

Пространство между ключицами и задней частью шеи, глотка, щитовидная, паращитовидные, миндалевидная и слюнные железы.

Функции:

Устраняет яды и заболевания с выраженным токсикозом, способствует сохранению тела сильным и здоровым.

Особенности:

Формирует ум и поддерживает умственную жизнь, формирует качества самоотверженности и любви, привязанности.

Нарушения:

Либо избыточная активность, либо пониженная активность, либо общая слабость и снижение жизненного тонуса. Человек теряет спокойствие и самообладание, теряет способность к концентрации внимания, теряется возвышенное мышление и пропадает дар интуиции, овладевают отчаяние и вялость ума,обуревают лень и нежелание хоть как-нибудь трудиться, проявляются лживость и болтливость.

ГРУДНОЙ ЦЕНТР  ВАЙЮ-ГРАНТХИ

Локализация:

Легкие, сердце, вилочковая железа, кроветворные железы грудины, другие железы.

Функции:

Главная движущая сила организма, основа защиты и деятельности, трудится без отдыха, активность и здоровье этого Центра обеспечивают нормализацию функций всего организма; при ослаблении Вайю-Грантхи никакой орган не может быть здоров, происходит снижение импульса движения в теле, общая дисрегуляция и ослабление иммунитета.


Особенности:

Высокий самоконтроль, уравновешенный темперамент, чистота ума и сердца, способность бескорыстно трудиться, высокая работоспособность, трезвость мышления, постоянство, дисциплинированность, доброжелательность, чувство меры и чувство ответственности.

Нарушения:

Неустойчивость ума, болтливость, неблагодарность, склонность к непочтению и к оскорблению своих доброжелателей; тело развивается тощим и слабым, человек крайне суетлив и тороплив.

ЧРЕВНЫЙ ЦЕНТР  АГНИ-ГРАНТХИ

Локализация:

Селезенка, печень, поджелудочная железа, надпочечники, малые железы этого ""этажа"" тела.

Функции:

Производство ""пищеварительного Огня"", обеспечение активности ферментативного катализа во всем организме, активизация всех процессов, поддержание постоянной температуры тела, поддержание функций всех органов и тканей, трансформация питательных веществ пищи в питательные эссенции крови, участие в формировании тканей и костей.

Особенности:

Энергичность, настойчивость, неутомимость, трудолюбие, способность к руководству: политические лидеры, военные начальники, бизнесмены, все ""борцы"".

Нарушения:

Склонность к злоупотреблению собственной природной силой и физической энергией ради удовлетворения похоти, жажда конфликтов, тщеславие и самомнение достигают максимума, крайнее беспокойство и нетерпение при малейших неудобствах, непереносимость даже незначительной физической боли, трудно соблюсти диету, не терпят никаких ограничений, страдают гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и гипертонической болезнью.

ПОЛОВОЙ ЦЕНТР  ВАРУНА-ГРАНТХИ

Локализация:

Почки, яички, простата, молочные железы, яичники, бартолиниевы железы, лимфатические железы, матка.

Функции:

Производство семени, сохранение плода при беременности, функция воспроизводства, иммунитет.

Особенности:

Большое дружелюбие, приятные манеры, тактичность, гармоничная речь, общественная популярность как следствие обходительности, мастера в поддержании мира и гармонии среди людей, любовь к комфорту.

Нарушения:

Сильный эгоизм, завистливость, обидчивость, чрезмерная чувствительность, мнительность, неустойчивость, раздражительность, похотливость.

КОПЧИКОВЫЙ ЦЕНТР  ПРИТХИВИ-ГРАНТХИ

Локализация:

Копчиковое нервное сплетение и Муладхара-Чакра тонко-энергетического тела.

Функции:

Формирование физической структуры тела, образование костей, связочного аппарата, суставов и мускулатуры, фиксация всех анатомических структур.

Особенности:

Полнокровное тело с избыточными жировыми отложениями, литерализм, терпеливость, пассивность, консерватизм, леность, инертность. Не выказывают стремлений и не проявляют больших усилий для приобретения чего-либо, медленно и лениво катятся по жизни, не воспламеняют ум, сторонятся любых конфликтов.

Нарушения:

Эгоизм, чрезмерное обращение к удовлетворению личных телесных потребностей, особенно наиболее грубых, таких как обжорство, физическая пассивность, праздность.
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Йогическая концепция психоэнергетических узлов
Связь с физилогией

Поскольку теперь мы рассматриваем не столько метафизику Йоги, сколько принятые в Йоге физиологические трактовки, представляется целесообразным использовать терминологию из тех древних трактатов, которые находятся на стыке Йоги и Аюрведы, таких, как, скажем, «Праджапатья-Сутра».

В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи и соответствующими им органами физического тела такова: чакра контролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулирует деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность эндокринных желез.
Железы внутренней секреции ( эндокринная система относится к органическим структурам Свадаистхана-чакры) являются основным звеном, посредством которого функции соответствующих грантхи проецируются на физический план.
Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутренней секреции друг с другом, в организме каждого человека существует свой характер соотношения их активности, который является определяющим фактором формирования физической и психической конституции индивида.
Таким образом, тип личности человека и состояние его физического тела в значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокринной системы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребывают в состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можно говорить о характере действия определенных грантхи на более тонких планах, то есть о доминировании либо недостаточности проявлений отдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причине возникновения тех или иных состояний человеческого организма и психики.

Грантхи являются основными управляющими центрами функциональных проявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутренней секреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основные грантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующих стихий.
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Основные чакры



Проекция чакр на области тела








(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)


fidel

статья  на испанском
Los centros energéticos humanos en la Sabiduría Tolteca
(Человеческие энергетические центры в учении Толтеков)


Традиция "Кинам". Очевидно ограниченное влияние йоги
Любопытно что нагваль и тональ обозначены как  энергоцентры

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Из Glossary of Terminology  of the Shamanic & Ceremonial Traditions  of the Inca Medicine Lineage
Цитироватьsonqo, sunqu, sonq'o, soncco: (n) Heart. QP It is interesting to note that in a medical terminology more based on functional than anatomical concepts, sonqo could not escape being included among the words referring to sensations of actions related to the precordial and epigastric area which actually depend on the gastric viscera. And, for pre-Columbian Peruvians, the seat of mental functions was the heart region. Repeatedly and unmistakably, the words for the cardiac viscera are used to designate the source of intelligence, reason, memory and the instincts. DYE Heart, center. ANON1 (See, q'aymak sonqo. Also, see, sonqo huanmi, sonqoy raurahuan, sonqoy mayuihuan, sonqo queuricum, and sonqomillanayoc, below.)

Andean ethnophysiology


Цитировать


It is quite evident that for the old pre-Columbian philosopher, sonqo was the same sensorium comune which Aristotle independently visualized. In its texture or inside its cavities, it held or produced the various functions now studied by psychology and neurophysiology. The heart of the beasts had its own name, puyhuan, and the word sonqo was utilized not only to name the cardiac viscera of man, but to integrate a large series of terms related to emotional and intellectual functions. It thus became part of the denomination of different states of mind, of various emotions, spiritual attitudes and tendencies, characteristics of the personality, modes of thought, memory, imagination, understanding, etc., as well as many of the subjective sensations of the cardiac and gastric area. The terminology which refers to spiritual and intellectual activities had, in the Inca culture, the imprint of a cardiocentric conception of the mind, perhaps with a secondary aspect relating to gastric physiology. This was the site of the superior spiritual functions of man.


(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Небольшой текст
Узлы - грантхи
Спойлер
«Узел Брахмы находится в самом низком месте, узел Вишну — в сердце, а узел Рудры — в центре между бровями. Эти три освобождают».

Махасиддха Матсиендранатх
«Йогавишая Минанатха» (17)

Грантхи — преграды для тонкой праны, это переплетения каналов, в которых кармические ветры действуют наиболее сильно. Для полного открытия сушумны йогин должен очистить каналы в этих местах и развязать узлы для того, чтобы энергия ветра могла подняться вверх до макушки.

Узел Брахмы
(Брахма-грантхи)

Узел Брахмы находится в муладхара-чакре. Если он не пройден, йогин испытывает сильные грубые желания и клеши (тупость, эгоизм, стяжательство). На более высоком уровне узел Брахмы проявляется как захваченность блаженством.

Практики для развязывания узла Брахмы: яма, нияма, аскетизм, пратьяхара, ашвини-мудра, мула-бандха, нади-шодхана.

Узел Вишну
(Вишну-грантхи)

Узел Вишну находится в области груди (анахата-чакра). Узел Вишну связан с чувством эго, личности, с астральным телом. Пока узел не пройден, йогин подвержен двойственным состояниям: вовне — привязанности, ревности, гордости, чувству собственной важности; внутри — чувству вины и нерешительности. На более высоких уровнях узел Вишну проявляется как привязанность к традициям, форме бога.

Для развязывания узла Вишну применяется практика бхастрика-пранаямы.

Узел Рудры
(Рудра-грантхи)

Узел Рудры находится в межбровье (аджна-чакра). Пока узел в аджне не развязан, йогин находится в плену двойственных мыслей, не может подняться выше концепций, не понимает принципа осознанности вне мыслей. На более высоком уровне рудра-грантхи проявляется как привязанность к мистическим видениям, сиддхам, тонкая привязанность к «я», захваченность Пустотой.

Практики развязывания узла Рудры: анулома-вилома, сахита-кумбхака, концентрация на точке в межбровье (аджна-чакра), медитация Пустоты.

Развязывая узел Рудры, йогин утверждается в каузальном теле, освобождается от влияния пяти элементов.

Как развязать три узла

«Эта задержка, называемая бхастрика, дает возможность развязать три грантхи, поэтому йогин должен выполнять бхастрику».

«Хатха-йога-прадипика» (2.67)

Для развязывания трех основных узлов используется бхастрика-пранаяма. Энергия, генерируемая с помощью бхастрики, раскрывает эти узлы, давая возможность двигаться Кундалини далее. Если у йогина есть ограничения на выполнение бхастрика-пранаямы, он должен усердно упражняться в Шат-чакра-йоге, сосредотачиваясь на точках, соответствующих узлам.
[свернуть]
Оттуда же
упомянутая в тексте
Бхастрика
Спойлер
Бхастрика-пранаяма
(дыхание «кузнечных мехов»)

«Бхастрика. Помести стопы ног на противоположные бедра. Это называется падмасана, разрушитель всех недугов.

Сделав падмасану, закрой рот и дыши через нос, пока не почувствуешь давление на сердце, горло и мозг.

Тогда сделай вдох с шипящим звуком, пока воздух не ударит в сердце, производя шум, и проникнет в тело и в голову.

Снова вдыхай и выдыхай, подобно кузнецу, быстро работающему своими мехами.

Держи воздух в своем теле постоянно движущимся (между вдохом и выдохом). Почувствовав усталость, выдохни через правую ноздрю.

Когда живот станет полным вдохнутого воздуха, закрой ноздри большим, средним и малым пальцами.

Сделав задержку дыхания по правилам, выдохни через левую ноздрю. Это уничтожает недуги, происходящие от газов, желчи и мокроты и усиливает пищеварение.

Это легко и быстро поднимает Кундалини, очищает нади, удаляет загрязнения у входа в брахма-нади и дает удовольствие.

Бхастрика должна практиковаться обязательно. Она позволяет дыханию (пране) развязать три узла (грантхи)».

«Хатха-йога-прадипика» (2.59 — 67)

Бхастрика. Подготовительное упражнение

1. Сядьте в позу лотоса, сиддхасану или сукхасану, поместив кисти рук на колени и закрыв глаза. Сделайте медленный глубокий вдох.

2. Быстро и с силой выдыхайте и вдыхайте через нос. Когда вы выдыхаете, живот втягивается и диафрагма сокращается. Когда вы вдыхаете, диафрагма расслабляется и живот выдвигается вперед. Акцентируйте внимание на этих движениях.

3. Продолжайте дышать таким образом десять раз.

4. Затем расслабьтесь и, не открывая глаз, сконцентрируйтесь на нормальном дыхании.

Это один цикл. Выполните от трех до пяти таких циклов.

По мере того, как вы будете овладевать этим видом дыхания, постепенно увеличивайте скорость, сохраняя при этом постоянный ритм дыхания. Время вдоха и выдоха должно быть одинаковым.

Бхастрика. Вариант 1

1. Сядьте в падмасану, сиддхасану или сукхасану, спина прямая, кисти рук лежат на коленях.

2. Правой рукой выполните насикагра-мудру и закройте правую ноздрю.

3. Закрыв большим пальцем правую ноздрю, медленно и глубоко вдохните через левую ноздрю, а затем двадцать раз выдыхайте и вдыхайте, как описывалось в подготовительном упражнении.

4. После окончания последнего выдоха медленно и глубоко вдохните, закройте обе ноздри и наклоните голову вперед, выполняя джаландхара-бандху, мула-бандху и уддияна-бандху, обращая внимание на то, чтобы плечи были опущены.

5. Сделайте задержку дыхания, насколько вы можете. Во время кумбхаки визуализируйте муладхара-чакру в форме перевернутого темно-красного треугольника, объятого пламенем, которое поднимается вдоль позвоночника по каналу сушумна и входит в аджна-чакру. Продолжайте концентрироваться на аджна-чакре.

6. Когда задержка дыхания подойдет к концу, поднимите голову, отпустите джаландхара-бандху и медленно выдохните через правую ноздрю.

7. Сделайте глубокий вдох через правую ноздрю и далее повторяй те действия от п.3 до п.6, только уже для правой ноздри.

8. После задержки дыхания отпустите бандхи в обратной последовательности, медленно и глубоко выдохните через левую ноздрю.

Практика на обеих сторонах составляет один цикл. Выполните три цикла.

Бхастрика. Вариант 2

Выполняйте так же, как в первом варианте, но теперь после выполнения полного цикла пранаямы через левую и правую ноздрю добавляется серия из сорока вдохов-выдохов и задержка дыхания через обе ноздри.

Выполните три таких цикла.

Со временем постепенно увеличивайте число вдохов-выдохов, добавляя каждую неделю по 10 дыханий, пока соотношение дыхания через правую, левую ноздри и вместе не достигнет 50:50:100.

Примечание:  бхастрика-пранаяма — одна из самых сложных техник Кундалини-йоги. Бхастрика дает большую нагрузку на сердце и грудную клетку. Поэтому тем, у кого имеются сердечные заболевания, не рекомендуется выполнять эту технику. Если вы почувствуете какие-либо изменения самочувствия — прекратите заниматься этой пранаямой.
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)