Христианство и логика

Автор fidel, 22 октября 2011, 16:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Проблема теодицеи. Взгляд со стороны.
Спойлер


Проблема теодицеи. Взгляд со стороны.


(Теодицея означает богооправдание. Так называется сочинение Готтфрида Лейбница, в котором он пытается разрешить противоречие между Божественным всемогуществом и Божественной всеблагостью.)
1.Все события в этом мире происходят в согласии с волей Всевышнего, никакое событие не совершается против Его воли, ибо Он всемогущ.

Это подтверждается словами Христа (Мтф 10:29-30).
2.Всякий поступок человека есть событие в этом мире, независимо от побуждений, которыми руководствуется человек. Как добрые, так и злые деяния есть события в этом мире.

Кто в этом усомнится? Поэтому:
3.Всякий человеческий поступок совершается в согласии с Божьей волей, независимо от побуждений, которыми руководствуется человек.

Таков вывод разума. Это простое следствие двух предыдущих утверждений, которые сами по себе, взятые порознь, вполне согласуются с верой.

В христианском богословии весьма важную роль играет понятие свободы выбора, свободы воли, поскольку на нравственном уровне это понятие тесно связано с понятием ответственности человека за свои поступки. Но на логическом уровне понятие свободы воли человека сопряжено с понятием Божественного всемогущества. Рассмотрим эту связь. Если не все события, происходящие в мире, однозначно предопределены Богом, но в границах Своего выбора, определенного Его волею, Бог предоставляет человеку различные варианты поведения, то свобода человеческой воли реальна. Если же все происходящее в этом мире детально предопределено Всевышним, то предопределен и каждый шаг, каждый выбор любого человека и человеку лишь кажется, что он свободен в своем поведении. Поясним различие этих двух вариантов на конкретном примере. Согласно Евангелию и пророкам, было предначертано, что Христос должен быть предан. Но, если предателем должен был быть кто-то, не обязательно Иуда, то можно говорить, что Иуда взял на себя роль предателя как личность, свободная в своем выборе. Если же именно Иуде была изначально предназначена роль предателя, то он был исполнителем предначертания, только воображающим себя свободной личностью. Но, предавая Христа, свободно или несвободно, Иуда выполнял Божественное предначертание, Божественную волю, а не действовал против нее, хотя, он, несомненно, совершал злодеяние, и ему - "горе" (Мтф 26:24). И вообще, независимо от того, реальна свобода человеческой воли или чисто субъективна, мы лишены возможности определить действенное зло как противление Божьей воле, ибо действенное противление воле Всемогущего, как показывает выкладка, приведенная в начале, невозможно. Либо мы должны согласиться, что у Всевышнего две воли: одна допускает все то, что совершается, другая - противостоит злу. Воля, которая противостоит злу, это воля Всеблагого, воля, допускающая все, что творится в этом мире, это воля Всемогущего. Но воля тем отличается от желаний, что последних может быть много, и они могут противоречить друг другу, а воля, если она есть, - только одна. Волею своею субъект в каждом случае выбирает одно из противоречащих друг другу желаний и в соответствии с ним действует. Воля, это организующее начало в мире желаний, и если принцип единоначалия в этом мире нарушен, ни о какой воле говорить не приходится. Поэтому, раздвоение воли Всевышнего означало бы раздвоение Его лика (у каждого из двух Божественных ликов: Всемогущего и Всеблагого своя единая воля). Но явное признание такого раздвоения для христиан неприемлемо.

"Все, что ни делается - к лучшему", "Бог дал - Бог взял" - такова в действии самая простая логика, исходящая из всемогущества Бога. Зло при таком подходе отступает на задний план, его как бы и не существует вовсе. Несчастья, постигающие человека без видимой вины его, можно при этом рассматривать как испытания и как проявление Божественной любви (кого любит, того и наказывает). Логика эта формально безупречна, но, увы, человек не в силах следовать ей до конца, не в силах не искать виновных. И открытое отрицание существования зла в этом мире несовместимо с Библией и, в частности, с Евангелием. Но как же совместить существование зла в мире с Божественным всемогуществом и с Божественной всеблагостью? Христианская мысль идет здесь двумя путями. Одни делают упор на Божественное величие, другие стремятся как-то объяснить, почему Всемогущий и Всеблагой Бог терпит зло.

Сторонники первого направления считают, что Бог волен делать все, что Ему заблагорассудится, и притом, всеблаг, всеблаг, потому, что Он Бог. Человек не смеет судить Бога, ибо Он бесконечно велик, а человек, всего лишь, изделие Его. Всю вину за существующее в мире зло человек должен возлагать на себя, ибо Бог, в гневе Своем, возлагает ее на человека. Эти люди склонны утверждать, что Бог изначально, по прихоти Своей предопределил одних к помилованию, а других - к погибели, сделав их объектами Своего гнева. Именно такую точку зрения высказывает Апостол Павел (Римл. 9:6-25). Но, признавая, что все в мире совершается в согласии с Божественной волей и ничто не совершается против нее, они обычно сосредоточивают внимание на том, что злодеяния совершаются руками человека по наущению сатаны. Итак, что же получается? Ничто в мире не происходит против воли Всевышнего, но в некоторых делах, именуемых злом, Он предоставляет инициативу сатане. А на людей, совершивших эти дела с подачи сатаны, обрушивает Свой гнев, несмотря на то, что дела эти совершались с Его молчаливого, а может быть, и прямого согласия(По поводу прямого Божественного согласия на убийство см., например, Иов 1:12 и далее.). Или даже, изначально возненавидев этих людей, обрекает их следовать наущениям сатаны. Такова суть этого подхода. Требования логики и здесь удовлетворяются вполне. Однако, далеко не всякий способен искренне и без душевного напряжения почитать очерченный таким образом лик ликом Всеблагого, но лишь те, для кого поклонение деспоту - естественное состояние души. Таких, впрочем, немало. Для многих естественно поклоняться даже земному деспоту, трансцендентному - тем более.

Те, для кого поклонение деспоту неприемлемо, пытаются объяснить Божественное долготерпение по отношению ко злу так: Бог в безграничной любви Своей хочет, чтобы человек выбирал добро свободно, добровольно, имея возможность выбрать зло. Бог хочет добра, но волею своею допускает все, что творится в этом мире, в том числе, и злодеяния. Вину за существующее в мире зло и эта теория, разумеется, возлагает на человека, но объясняет это не Божественным произволом, ни в каком оправдании не нуждающимся, а дурными наклонностями человека, выбирающего зло в условиях предоставленной ему свободы. Но, во-первых, остается без ответа вопрос: откуда изначально у человека, изделия Всеблагого Творца, появились дурные наклонности, приведшие его к грехопадению? Во-вторых, весьма сомнительным представляется неявно присутствующее здесь утверждение, что свобода воли, которая есть благо, непременно связана с выбором между добром и злом. А в-третьих (и это главное), по этой теории получается, что наличие зла в мире является положительным моментом для Бога, необходимо Ему по свойствам любви Его, а значит, что добро и зло не разделимы до конца и в каком-то смысле представляют собой две стороны одной медали. Бог хочет добра, но хочет также сосуществования добра и зла в этом мире и это сосуществование выбирает Своею волею. Идея о неразделимости добра и зла открыто провозглашается религиями индуистско-буддийского толка, христианское же миросозерцание и христианское богословие категорически отвергают эту идею, коль скоро она выражена явно, как умаляющую Божественную всеблагость. Таким образом, либеральная теория (назовем ее так в отличие от предыдущей, деспотической) неявно проводит положение в явном виде неприемлемое для христианского миросозерцания. Успокоение разума происходит путем его обмана.

Впрочем, обычно христиане не выражают свое миросозерцание последовательно, а именно, судят поступки человека, как результат вполне свободного выбора и, в то же время, допускают в той или иной мере Божественное вмешательство в его внутреннюю жизнь, в его переживания и побуждения, порою даже утверждают реальность полного Божественного предопределения всего совершающегося, что несовместимо с реальной свободой индивидуального выбора. Далее, утверждая Божественное всемогущество, говорят в то же время о борьбе сил добра и зла. Но если Бог во главе сил добра ведет реальную, а не театральную борьбу с силами зла, то Он не является господином положения. Для этого Он должен еще одержать победу, даже если она предопределена. Таким образом, неявно допускается раздвоение Божественного лика на лик Всемогущего, предопределившего течение истории и метаистории, и лик Всеблагого, возглавляющего силы добра в борьбе против сил зла. Или говорят, что зло есть противление Божьей воле, а это, как было показано, также означает раздвоение Божественного лика. Во всей этой непоследовательности выражается достигнутое или почти достигнутое успокоение разума, анестезия его критических точек.


Кто не примет Царства Божия как дитя, тот не войдет в него.
(Мрк 10:15)


Таковы доводы. Их можно попытаться опровергнуть, на то они и высказываются. Либо можно сказать: пусть с позиции разума истина выглядит абсурдом. Я верую, и никакие доводы не могут мою веру поколебать.

[свернуть]

fidel

Лекция Дугина "Об авраамических религиях".
Часть 01
https://www.youtube.com/watch?v=TPXeEU5ymHw
Часть 02
https://www.youtube.com/watch?v=nM7EKc03Z0A

в хрюсах очень много насилия


fidel

Древнеславянская письменность в исторических источниках
ЦитироватьНесмотря на почти полное уничтожение древнеславянской письменности в VI-X веках нашей эры в процессе христианизации Европы, эта письменность сохранилась в некоторых исторических источниках. К ним относятся:
1.    Боянов гимн
2.   Древнейшая Болгарская летопись
3.   Перечень северных племен Иорданом, покоренных Германарихом.
4.   Списки договоров в ПВЛ князей Олега и Игоря.
5.   Название днепровских порогов.
6.   Стела маркоманов
7.   Сантии даков

Самый обширный и интересный материал по славянской письменности относится к сантиям даков. Это золотые и свинцовые таблички найденные в Румынии в 1875 г. при раскопках крепости Синай. В настоящее время информация сохранилась примерно о сотне табличек. Половина из них уже переведена с помощью славянских языков автором этой страницы.


fidel

Л.Н. Толстой
Христианство – еврейская секта
* Из статьи Л.Н. Толстого «Почему христианские народы вообще и в особенности руский находятся теперь в бедственном положении», 1907 год.
Спойлер
Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности.

Христианская религия, облекаясь в торжественные формы, долгое время отвечала нравственным и умственным требованиям европейских народов. Но представляла собой очень неразумное и внутренне противоречивое соединение самых основных и вечных истин о жизни человеческой.


Чем дальше подвигалась жизнь, чем больше просвещались народы, тем все очевиднее и очевиднее становилось внутреннее противоречие, заключающееся в этой религии, ее неосновательность, несостоятельность и ненужность. Так продолжалось веками, и в наше время дошло до того, что христианская религия держится только инерцией, никем уже не признается и не исполняет главного свойственного религии внешнего воздействия на народ: соединение людей в одном мировоззрении, одном общем всем понимании назначения и цели жизни.

Знаю, что то, что я имею высказать теперь, именно то, что та церковная вера, которую веками исповедовали и теперь исповедуют миллионы людей под именем христианства, есть не что иное, как очень грубая еврейская секта, не имеющая ничего общего с истинным христианством, — покажется людям, исповедующим на словах учение этой секты, не только невероятным, но верхом ужаснейшего кощунства. Но я не могу не сказать этого. Не могу не сказать, потому что для того, чтобы люди могли воспользоваться тем великим благом, которое дает нам истинное христианское учение, нам необходимо, прежде всего, освободиться от того безсвязного, ложного и, главное, глубоко безнравственного учения, которое скрыло от нас истинное христианское учение. Учение, скрывшее от нас учение Христа, есть учение Павла [паулианство], изложенное в его посланиях и ставшее в основу церковного учения. Учение это не только не есть учение Христа, но есть учение прямо противоположное ему.

Стоит только внимательно прочесть евангелия, не обращая особенного внимания на все то, что носит печать суеверных вставок, сделанных составителями, вроде чуда Каны Галилейской, воскрешений, исцелений, изгнания бесов и воскресения самого Христа, а останавливаясь на том, что просто, ясно, понятно и внутренне связано одною и тою же мыслью, — и прочесть затем хотя бы признаваемые самыми лучшими послания Павла, чтобы ясно стало то полное несогласие, которое не может не быть между всемирным, вечным учением простого, святого человека Иисуса с практическим временным, местным, неясным, запутанным, высокопарным и подделывающимся под существующее зло учением фарисея Павла.



Христианство и паулианство

Сущность учения
- Сущность учения Христа проста, ясна, доступна всем и может быть выражена одним словом: человек сын Бога.
- Сущность учения Павла искусственна, темна и совершенно непонятна для всякого свободного от гипноза человека [человек раб своих господ].

Основа учения
- Основа учения Христа в том, что главная и единственная обязанность человека есть исполнение воли Бога, то есть любви к людям.
- Основа учения Павла в том, что единственная обязанность человека — это вера в то, что Христос своей смертью искупил и искупает грехи людей.

Награда
- По учению Христа, награда за перенесение своей жизни в духовную сущность каждого человека есть радостная свобода этого сознания соединения с Богом.
- По учению Павла, награда доброй жизни не здесь, а в будущем, посмертном состоянии. По учению Павла, жить доброй жизнью надо, главное, для того, чтобы получить за это награду «там».

Основа учения Христа — истина, смысл — назначение жизни.
Основа учения Павла — расчет и фантазия.
Из таких различных основ вытекают еще более различные выводы.

Мотивация
- Христос говорит, что люди не должны ждать наград и наказаний в будущем и должны, как работники у хозяина, понимать свое назначение, исполнять его.
- Учение Павла основано на страхе наказаний и на обещаниях наград, вознесения на небо или на самом безнравственном положении о том, что если ты веришь, то избавишься от грехов, ты безгрешен [страх наказания и положение о том, что уверовавший безгрешен].

Там, где в евангелии признается равенство всех людей и говорится - что велико перед людьми, мерзость перед Богом. Павел учит повиновению властям, признавая их от Бога, так что противящийся власти противится Божию установлению.

Евангелие говорит, что люди все равны. Павел знает рабов и велит им повиноваться господам.

Христос говорит: «Не клянись вовсе и кесарю отдавай только то, что кесарево, а то, что Богово — твоя душа — не отдавай никому».
Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Римл. XIII, 1, 2).

Христос говорит: «Взявшие меч от меча погибнут».
Павел говорит: «Начальник есть божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч, он — божий слуга... отмститель в наказание делающему злое» (Римл. XIII, 4).

Но не одни эти противоположные учения Христа и Павла показывают несовместимость великого, всемирного учения, с мелкой, сектантской, случайной, задорной проповедью непросвещенного, самоуверенного и мелко-тщеславного, хвастливого и ловкого еврея.

Несовместимость эта не может быть очевидна для всякого человека, воспринявшего сущность великого христианского учения. А между тем целый ряд случайных причин сделали то, что это ничтожное и лживое учение заняло место великого вечного и истинного учения Христа и даже на много веков скрыло его от сознания большинства людей.

Правда, во все времена среди христианских народов были люди, понимавшие христианское учение в его истинном значении, но это были только исключения. Большинство же так называемых христиан, в особенности после того, как властью церкви писания Павла были признаны непререкаемым произведением святого духа, — верили, что именно это безнравственное и запутанное учение, поддающееся, вследствие этого, самым произвольным толкованиям, и есть настоящее учение самого Бога-Христа.

[свернуть]






swarm

Ладан это, изначально, настойка опия в алкоголе.
http://w-real-history.livejournal.com/22317.html

Постепенно опий заменили на другие ароматические масла  (впрочем, тоже со слабыми наркотическими свойствами, о чем говорят эксперименты над животными) *om*
не шути со временем

Nancy

#837

fidel

Забавная статья в защиту христианства от буддизма :)
Н. О. Лосский
Христианство и Буддизм


fidel

Церковный цирк