Созерцание

Автор swarm, 31 января 2025, 12:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

swarm

Хотелось бы обсудить такую практику как

Пристальное созерцание
Дхарана/дхьяна
Шаматха и випашьяна

Не буду приводить цитаты, которые все и так скорее всего помнят. Суть практики - в сосредоточении внимания на выбранном объекте.

У Кастанеды описывается созерцание таких объектов как куча листьев, тени, камни, кроны деревьев или промежутки в листве, любой блестящий предмет, далеко расположенные природные объекты, огонь, вода, туман, дождь, облака, звезды.
Объектами не обязательно выступает определенный предмет - можно смотреть на стену, небо, горизонт, в темноту (ночью в хорошо закрытой от света комнате - лучший вариант, или хотя бы с закрытыми глазами).

Используют и не визуальные объекты для концентрации - например, ощущения от ноздрей или передней стенки живота, внешние природные звуки или внутренний звук (тонкий писк который легко можно найти в тишине, а потом уже и в любых других условиях - вероятно, звук кровообращения).

Также можно использовать воображаемый или вспоминаемый объект. Пламя свечи, камень, любой другой объект который до этого наблюдался с открытыми глазами.
Счет дыханий, мантры.
Буддисты и йоги используют сосредоточение еще и на абстрактные концепции, чувства и понятия - вроде сострадания, непостоянства, пустотности и так далее.

Можно использовать для концентрации и возникающие в ходе практики ощущения вроде потоков над макушкой, перед лбом или за затылком, и далее по всем чакрам и другим центрам, по передней и задней сторонам тела.

И по рекомендациям йогов и буддистов, и по собственным наблюдениям - удобнее сначала использовать привлекающие внимание - яркие, подвижные - внешние природные объекты, и только потом постепенно можно (нужно ли?) переходить ко внутренним.

До того как начал созерцать пламя свечки, причем потрудился таки выставить её на уровень глаз без наклона спины, шеи, направления взгляда - в сон сносило настолько что по сути медитацией это было довольно сложно назвать.
Не потому ли Кастанеде предложили учится остановке ВД на ходу, что это по крайней мере избавляет от проблемы засыпания? Но не особенно практично для более-менее постоянной практики, если только не жить в безлюдной местности.

Первые результаты

Изначально довольно быстро может проявляться что-то вроде тумана, цветных пятен, зернистости и дрожания воздуха и тд - скорее всего это чисто физиологические эффекты, но для показатель относительной неподвижности внимания - годится, т.к. поверхностное мышление, скачки направления взгляда сбрасывают эти эффекты.

После нескольких десятков минут попыток возвращать внимание на объект постепенно уходят чувства скуки, нетерпения, сонливости, активные до того фоновые эмоции.

Включение чувствительности энергетического тела - довольно интенсивные ощущения внутри и вокруг тела, совпадают с осознанием и приостановкой каких-то из частей внутреннего диалога. Например, чувство потока в макушке, электрические покалывания на языке, напряжение/расслабления мышц шеи и горла и т.п.

Включение элементов внимания сновидения наяву - нахождение в визуальном фоне каких-то новых фигур и объектов, наблюдение быстро пролетающих сцен и образов.
В случае созерцания в темноте может начать довольно ярко проявляться что-то вроде экрана "воображения", например может достраиваться картина помещения, иногда явно не совпадающая с реальностью. Довольно явственно можно наблюдать проплывающие цветовые пятна и тусклые образы.

Иногда могут возникать какие-то субъективно более глубокие взгляды и понимание, осознание - не всегда, впрочем, это что-то что можно зафиксировать как нечто полезное в обычном состоянии.

Намного легче вызвать переход в осознанное сновидение, если сразу после созерцания лечь и закрыть глаза.

Есть еще и другие описанные нормативные эффекты, которые считаются пиковыми в некоторых традициях. Полное прекращение колебаний ума, соединение с объектом. Полное прекращение интерпретации? Видение?



Отдельный вопрос - игнорировать ли возникающие в процессе эффекты или наоборот ждать их, переносить на них внимание? С одной стороны, в йоге или буддизме обычно рекомендуется все возникающее игнорировать, продолжая медитацию. С другой - у них же описывается несколько вполне отличающихся стадий, чувств и ощущений, сопровождающих процесс сосредоточения, разных в различных школах и мануалах. А также и смена объектов в ходе практики, безобъектное сосредоточение, и так далее.
По своему опыту - если блокировать всё кроме концентрации внимания, ничего кроме и не будет. Есть ли в такой "чистой" практике смысл - хз.



Интересен любой опыт и результаты, или просто идеи и мысли насчет этого направления практики.


Например, соединение с объектом - было ли у кого-нибудь такое?
не шути со временем

fidel

Цитата: swarm от 31 января 2025, 12:14Изначально довольно быстро может проявляться что-то вроде тумана, цветных пятен, зернистости и дрожания воздуха и тд - скорее всего это чисто физиологические эффекты, но для показатель относительной неподвижности внимания - годится, т.к. поверхностное мышление, скачки направления взгляда сбрасывают эти эффекты.
что ты думаешь о практики использования расфокусировонного зрения ?

swarm

Цитата: fidel от 31 января 2025, 12:45что ты думаешь о практики использования расфокусировонного зрения ?
Взгляд может быть сфокусирован или расфокусирован как при взгляде вдаль. По моему это не важно, важнее как распределяется внимание. Обычно даже если созерцать конкретный объект, потом внимание иногда расползается. Можно возвращать внимание на выбранный объект, а можно созерцать область или все поле зрения.
не шути со временем

fidel

swarm очень жаль,что сейчас не заходит Рей
эта тема ему была бы интересна как дзадзнщику
довольно сложно вытаскивать какой либо метод
из целостной традиции

Лэй

Цитата: swarm от 31 января 2025, 12:14Отдельный вопрос - игнорировать ли возникающие в процессе эффекты или наоборот ждать их, переносить на них внимание?

Тут хорошо провести аналогию того как мы погружаемся в пограничку – все абсолютно также. Там тоже есть спецэффекты от созерцания – и туманности и абстрактные образы, бывает, выкидывает резко в реальности, которые не принадлежат нашему обычному миру. Бороться с ними или нет – вопрос только, насколько они тебе мешают или помогают погрузиться дальше. По мне тут интересней то, что ты сначала их воспринимаешь сначала как что-то внешнее от сознания, но на определенном этапе эта грань исчезает очень резко, просыпается другое сознание. С открытыми глазами сложнее только по началу, по преодолению границы – разница будет не существенной чем при погружении в сновидение.

fidel

Цитата: Лэй от 31 января 2025, 19:03Тут хорошо провести аналогию того как мы погружаемся в пограничку
swarm не входит в пограничку как не странно ;)

fidel

в тадициях общее место это при дхяне напралять внимание на себя напр
на свое чсв удобно наблюдать а на внешнее смотрится через погружение но это нужно учится и долго

swarm

Цитата: fidel от 31 января 2025, 19:26в тадициях общее место это при дхяне напралять внимание на себя напр
на свое чсв удобно наблюдать
Не встречал пока такого нигде в описаниях. Разве что порой предлагают концентрироваться на мысленном представлении о чем-то, или на идеях типа сострадания, пустоты и тп - видимо, на противоположности чсв, вд. Обычно - объекты вроде дыхания или мантры или образа учителя или божества и так далее. Если получится где-то найти про внимание на себя, на чсв при дхьяне - прочитал бы с интересом.
не шути со временем

swarm

Цитата: fidel от 31 января 2025, 19:12swarm не входит в пограничку как не странно ;)
Если под пограничкой понимать прямое погружение в сновидение - случается. Если видение энергии - то нет. Вроде бы по контексту Лэй скорее про сновидение.
не шути со временем

fidel

Цитата: swarm от 31 января 2025, 21:31Не встречал пока такого нигде в описаниях.
опять же нет повода для спора
в читтаматре сначала достигается осознание пустоты личности затем достигается осознание пустоты феноменов.
и напр
ЦитироватьВипашьяна в Махаяне и тибетском буддизме
Санскритское слово «випашьяна» было переведено на тибетский язык как лхагтонг («божественное, или высшее, видение»). В разных традициях тибетского буддизма обучают разным методикам випашьяны; как правило медитация випашьяна в тибетском буддизме направлена на распознавание пустотности ума и мира.



Лэй

Ну медитировать на ЧСВ - это глупость. А вот уходить от ЧСВ вовремя погружения - это да

Лэй

Цитата: fidel от 31 января 2025, 21:39
Цитата: swarm от 31 января 2025, 21:31Не встречал пока такого нигде в описаниях.
опять же нет повода для спора
в читтаматре сначала достигается осознание пустоты личности затем достигается осознание пустоты феноменов.


Блин, это не логическое переживание, а энергетическое.
К тому же очень мало людей по настоящему знают что такое отсутствие ЧСВ
Это вводит в заблуждения как опечатка с каналом

fidel

Цитата: Лэй от 31 января 2025, 21:45К тому же очень мало людей по настоящему знают что такое отсутствие ЧСВ
тоже не предмет для спора
видят любую настройку в том числе и чсвешную у кого есть

fidel

swarm я бы не хотел спорить по поводу моего знания буддизма или
скажем нетеистической санкхьи для меня это в прошлом и уже забывается
пусть будет как тебе удобно я согласный  *mygod*

swarm

Имхо пустота личности и феноменов до кучи постигается где-то в процессе. Когда всякая херня лезет в голову вместо выбранного объекта. "Ум обезьяны" *monke* , разные формы отождествления и так далее. И за счет наличия выбранного объекта для концентрации, они довольно контрастно видны, как они приходят и уходят, постепенно устанавливается тишина и пустота. Овд, антар мауна, читта вритти ниродха.
не шути со временем