Серый, с точки зрения классической психологии, об осознании и до двух лет говорят с натяжкой. Но тут имеется ввиду, что идет активное формирование эго и вот оно приравнивается к осознанию. Но осознание это не только эго. Если кто делал регрессию, вспоминая перинатальный период своего существования, то тот подтвердит, что об этом есть реальная память. То есть человек осознает, но другим способом. Информация приходите к нему напрямую, это и генетическая память, и отголоски среды, и общение с матерью. И вот эти воспоминания, они чем-то похожи о воспоминаниях о нагвале, когда ты возвращаешься в тональ. Скорее всего ребенок не переживает неизвестное, он ограничен еще больше средой, но у него еще нет рамок ума и поэтому восприятие его шире и использует то, что взрослый не может уже использовать. Я много работала с новорожденными детьми, и вон человек только родился, а в нем есть все, это уже готовая личность. Он осознает себя не личностью, не эго, ещё рано, но это полноценный осознающий субъект, индивидуальный. Да, не как взрослый, да тонкости, но все-же. Конечно, воспитание, условия, все это будет продолжать формировать, но продолжать, а основа уже хорошая. И если мы можем это вспомнить, то мы это воспринимали, мы это проживали, мы это осознавали. Так я больше скажу, даже клетка осознает себя, своим способом, не только ребенок.