Самскары

Автор fidel, 13 июля 2017, 10:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Что вы думаете о током понятии йоги как самскары ?
Простой текст на эту тему Самскара и васана. Глубинная психология йоги
Спойлер
Риши Патанджали в первой главе «Йога сутр» чётко показал путь обуздания колебаний ума в результате настойчивой реализации двух основополагающих принципов йоги: абхьясы (регулярной практики) и вайрагьи (отрешённости).

Но что же лежит в основе возникновения данных колебаний ума?

Психология йоги утверждает, что каждый поступок или переживание оставляет след в нашем уме.

Те переживания, которые происходят от эгоистичных побуждений, укрепляют иллюзорную видимость эго, в то время как моменты преодоления эго усиливают тягу к духовному пути.





Самскара и васана



Носителями обоих процессов в психологии йоги являются отпечатки прошлых впечатлений – васаны. Каждая васана – это глубокий след, канва, которая склонна предопределять будущие стремления, желания и поступки. Это тенденции и наклонности, которые присутствуют в уме у каждого человека.

Васаны формируются в результате повторяющихся самскар – бессознательных впечатлений, полученных в результате влияния внешних обстоятельств или собственной деятельности, которые становятся основой новых действий.

Метафорически самскары можно представить в виде атомов, которые, объединяясь друг с другом, формируют «молекулы судьбы» — васаны.

Васаны ответственны за любую ментальную деятельность в уме и создают 5 видов типовых проявлений ума, о которых также упоминает Патанджали:


(1.6) pramana-viparyaya-vikalpa-nidra-smritayah

Пять типовых проявлений ума – это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память

Таким образом, самскары являются местом «архивации» и хранения семян кармы.

Кармический цикл выглядит следующим образом: желание > действие > самскара (впечатление) > васана (тенденция) > колебание ума (вритти) > действие
[свернуть]


Как они связаны с ОВД ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Ресурс "Ступени практики" - О сжигании самскар
О сжигании самскар
Сегодняшнее погружение было почти ничем не примечательным. В самадхи удалось попасть на удивление быстро и без особых заморочек. Ну, правда, некоторое время еще поболтался туда-сюда, поскольку дело было ночью, и я был немного сонным. Но потом проснулся окончательно, и работа началась.

Сегодня работа шла в основном с нижними чакрами. С самыми нижними. Там, кстати, действительно практически в одном и том же месте находятся две чакры — Муладхара и очень близко от нее еще одна. Не знаю, что это за чакра, но это, в общем-то, неважно.

Вчерашнее осознавание отсутствия головы сегодня повторилось. Более того, оно расширилось. Теперь нет не только головы, но и всей верхней части тела. Это, на самом деле, легко объяснимо. Вчера были прочищены верхние чакры, и их восприятие теперь не замутнено, а значит, ничто не препятствует свободному распространению сознания. Нет препятствий, поэтому нет и воприятия этих препятствий, а значит, нет головы и вехней части тела.

В общем, сегодня часа полтора прочищались нижние чакры — сжигались остатки самскар. Их там, видимо, уже совсем немного оставалось, потому что сколь-нибудь сильных ощущений не было. Были непроизвольные мышечные сокращения, довольно частые, но не сильные. Были вспышки сгорающих самскар, но, опять-таки, не сильные.

В конце, когда процесс близился к завершению и наступило расслабление, были некие выходы за пределы, но не слишком явственные. На этом дело сегодня и закончилось. Правда, потом, уже после того как я встал и стал делать йогу, произошло одно важное осознание — напишу об этом в отдельной теме.

А пока опишу процесс сжигания самскар.

Как известно, самскары — это отпечатки прошлых жизненных впечатлений, которые нас обусловливают, определяют привычные реакции нашего ума на те или иные раздражители, а через это определяют наше поведение и, более того, нашу судьбу в целом. Если мы хотим изменить себя, освободиться от такой обусловленности, то от самскар необходимо избавиться. Как? Как ни странно — довольно просто. Самскары хранятся в глубинах ума, точнее, в неосознаваемых глубинах ума. И самскары легко уничтожаются — сгорают, причем в самом буквальном смысле, — если их осветит своим светом сознание. А для этого их нужно как-то вытащить из неосознаваемых глубин ума в его осознаваемую часть. И сделать это можно достаточно легко во время медитации.

Во время медитации вы успокаиваете всё своё существо, свою читту. Ваш ум понемногу утихает, и вам, вашему сознанию становятся видны более глубокие слои вашего ума. Сознание освещает их своим светом, и оттуда всплывают затронутые этим самскары. Ум при этом, разумеется, возбуждается и старается снова пережить поднятые воспоминания. Если не поддаваться таким побуждениям ума и не вовлекаться в процесс повторного переживания старых впечатлений, то эти воспоминания и впечатления пройдут мимо вас и исчезнут, а самскары сгорят. Это совершенно реальный — можно сказать, физический процесс. При сгорании самскар возникают вспышки, нередко настолько яркие, что они слепят глаза, причем так, что невольно приходится сильно жмуриться. Часто процесс сгорания самскар сопровождается непроизвольными мышечными сокращениями в теле — иногда частыми и несильными, иногда очень сильными, такими, что тело буквально скрючивает. И если с вами подобные вещи происходят, то пугаться этого не нужно, а надо наоборот радоваться тому, что сгорают ваши самскары, исчезает ваша обусловленность, ваша запрограммированность.

Процесс сжигания самскар в вашей читте может быть очень длительным, потому что самскар за свою жизнь человек накапливает очень много, а к ним добавляются и наиболее сильные самскары, накопленные в предыдущих жизнях. Так что длиться это может десятилетиями. И надо быть готовым к тому, что работать над этим придется долго и кропотливо. Но результат стоит того. После достаточного очищения читты от самскар, вы станете способны воспринять то, что не могли воспринять прежде из-за замутненной читты. Вы станете способны воспринять проявление в вас высшей осознанности
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Nancy

самскары хорошо сгорают на випассане

Линза

Цитата: fidel от 13 июля 2017, 10:30Что вы думаете о током понятии йоги как самскары ?
самскары появляются как одни из первых реакций субъекта на сигналы из нервной системы
если я правильно понимаю формулировку определения самскары, то эта реакция направлена на адаптацию потока элементарных сигналов для их дальнейшей обработки с целью их целостного восприятия.
имхо, самскара имеет дело с потоком дхарм
тенденция к фиксации метода обработки и консолидации элементарных сигналов влечет за собой ощущения отпечатка в себе.

на этапе образования самскар происходит одна из первых возможностей начинать расставлять между входящими сигналами приоритеты. не думаю, что самскары фильтруются или отсекаются, но они уже несут субъективный признак, по которому в дальнейшем сигналы подавляются или усиливаются

если перепросмотр фрагментов ранних детских воспоминаний не оказались моими глюками, то самскары рождаются хаотично и очень многовариантно. и на старте у субъекта нет никакого критерия для возможности отбора типов способов кодировки, их консолидации и дальнейшей интерпретации самскар.
в последствии накапливается более высокая нервная связь, сеть, увязывающая часть самскар, прямо связанных с показаниями рецепторов, говорящих о благосостоянии органов, составе крови, сигналах внешних органов чувств и позже имунных сигналов в крови кроме врожденных
в последствии в психической деятельности более высокого порядка самскары играют ту же роль - непрерывный поток дхарм со всех сторон организуется путем фиксации отпечатков-самскар и их обобщения, далее - многоступенчатая интерпретация по различным признакам, формирование образа и это уже другая история

fidel

hvoy спасибо интересный анализ
меня особенно интересуют отвлечения, которые Патажали называет "вритти"
- мышление, фантазии,cон
Любопытно почему и с какой частотой случаются отвлечения
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Линза

Цитата: fidel от 18 июля 2017, 09:16меня особенно интересуют отвлечения, которые Патажали называет "вритти"
- мышление, фантазии,cон
Любопытно почему и с какой частотой случаются отвлечения
у ума нет намерения отвлекаться от чего угодно и менять фокус внимания. но есть намерение поиска.

увлекающийся и отвлекающийся ум достаточно программируем, но важный эволюционный факт: вся психика строится на усложнении пищевого поведения, поиске большего источника тепла, защитных скучивающих тело и прочих врожденных рефлексах.

эти рефлексы лежат в ядре личности и являются критериями для первиччной инвентаризации, потому люди все примерно одинаковые.
и эти рефлексы, возможно, заставляют ум все время сканировать ментальное и сенсорное пространство.

fidel

Цитата: hvoy от 18 июля 2017, 15:13у ума нет намерения отвлекаться от чего угодно и менять фокус внимания. но есть намерение поиска.
я пожалуй не соглашусь с тобой полностью
уму мне кажется нужно поддерживать некоторый уровень активности
как ребёнкой нужна постоянная двигательная активность
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Линза

Цитата: fidel от 18 июля 2017, 20:33я пожалуй не соглашусь с тобой полностью
уму мне кажется нужно поддерживать некоторый уровень активности
как ребёнкой нужна постоянная двигательная активность
Соглашусь, что мое объяснение подвижности ума ограничено моими познаниями
а как бы ты явление подвижности ума объяснил?
если бы подвижность была безусловным само-свойством ума, не нуждающимся в причине, то овд был бы недоступен в традиции учения дона хуана.
а также была бы недоступна пратьяхара, ригпа и прочие

fidel

hvoy у меня ощущение что ум неустойчив в том смысле, что слегка колебнувшись и возможно не имея намерения
вести ВД, он совершенно незаметно втягивается во что то и видимо включаются механизны наподобии тех, что работают во сне, отключая осознанность. Можно предположить, что это работает команда орла накапливать осознание
(или я все же думаю это можно назвать накапливанием кармы)
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Nancy

Цитата: Линза от 19 июля 2017, 08:49Соглашусь, что мое объяснение подвижности ума ограничено моими познаниями
а как бы ты явление подвижности ума объяснил?
если бы подвижность была безусловным само-свойством ума, не нуждающимся в причине, то овд был бы недоступен в традиции учения дона хуана.
а также была бы недоступна пратьяхара, ригпа и прочие

Для ума овд и пратьяхара недоступны, в том-то и дело :)
Для того, чтобы это случилось, необходимо вмешательство другой силы

Линза

Nen, совершенно верно
но покой ума - необходимое условие для всех этих состояний.
если ум активен, то забирает все внимание и всю энергию

Nancy

Ум успокаивается чем-то ритмичным, например он может уйти в созерцание звуков бубна, ритма дыхания, движения энергии
Кому что ближе, кому чем проще его занимать

В данном случае покой будет представлен созерцанием

Oleg

Цитата: fidel от 19 июля 2017, 10:06hvoy у меня ощущение что ум неустойчив в том смысле, что слегка колебнувшись и возможно не имея намерения
вести ВД, он совершенно незаметно втягивается во что то и видимо включаются механизны наподобии тех, что работают во сне, отключая осознанность. Можно предположить, что это работает команда орла накапливать осознание
Отключается сознание первого внимания, а не осознанность. Это состояния прямого взаимодействия с миром энергии, предшествующие снам. И сознание в этой реальности пробуждается постепенно, как связка механизмов первого и второго вниманий.

fidel

Цитата: Oleg от 19 июля 2017, 22:58Отключается сознание первого внимания, а не осознанность.
я имел ввиду процесс когда вначале отвлечений нет и сознание переживает поток от органов чувств м затем за счет ассоциаций возникает состояние подобное сну на реальном либо вымышленном контенте, что не осознается
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Oleg видение природы ума достигается инициацией
мы учимся использовать внимание сна для виденея того из чего состоят восприятие - чувства, мыслм, образы
если снять интерпретацию то возможно видеть абстрактную основу которая интерпретируется на этим трех уровнях. Человек целенапраленно учится использовать внимание сна, что бы увидеть природу ума и о как
эта природа интерпретируется на этих трех уровнях
Фантазировать может только ум - то что видит природу ума уже вне интерпретаций и фантази

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)