Цитаты

Автор Indent, 1 октября 2011, 21:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

ЦитироватьАссоциативная психология (ассоцианизм) – одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем (384–322 до н. э.), выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике, представителями которого были французский философ Р. Декарт (1596–1650), английские философы Т. Гоббс (1588–1679) и Дж. Локк (1632–1704), нидерландский философ Б. Спиноза (1632–1677) и др. Сторонники этого учения сравнивали организм с машиной, запечатлевающей следы внешних влияний, в результате чего возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: английский и ирландский философ Дж. Беркли (1685–1753) и английский философ Д. Юм (1711–1776) рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, а английский врач и философ Д. Гартли (1705–1757) создал систему материалистического ассоцианизма. Он распространил принцип ассоциации на объяснение всех без исключения психических процессов, рассматривая последние как тень мозговых процессов (вибраций), т. е. решая психофизическую проблему в духе параллелизма. В соответствии со своей естественно-научной установкой Гартли построил модель сознания по аналогии с физическими моделями И. Ньютона на основе принципа элементаризма.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

ЦитироватьМножественная личность как здоровое состояние

Некоторые люди , в том числе и самостоятельно идентифицировавшие себя в качестве имеющих множественную личность , считают , что это состояние может быть не расстройством , но естественной вариацией человеческого сознания , не имеющего ничего общего с диссоциацией . В качестве одного из убеждённых сторонников данной версии выступает Трудди Чейз , автор бестселлера «Когда Кролик Воет ». Хотя она и признаёт , что в её случае множественные личности появились вследствие насилия , в то же время она утверждает , что группа её личностей отказались пройти интеграцию и живут вместе как коллектив .

В рамках глубинной или архетипической психологии Джеймс Хиллман выступает против определения синдрома множественной личности как однозначного расстройства . Хиллман поддерживает идею относительности всех персонификаций и отказывается признать « синдром множественной личности ». Согласно его позиции , рассматривать множественность личности либо как « психическое нарушение », либо как неудачу в интеграции « частных личностей »- это проявлять культурное предубеждение , ошибочно идентифицирующее одну частную личность , « я », со всей личностью как таковой .

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Из одной из биографий КК
ЦитироватьПсевдонимы: Хосе Луис Санчес Ладрон де Гевар (юридически заверенный псевдоним
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Цитировать1646 - Парацельс описывает случай анонимной женщины , утверждавшей , что кто - то крадёт у неё деньги . Вором оказалась её вторая личность , действия которой у первой амнезировались .
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

ЦитироватьКуланвара тантра, глава 15, шлока 51

Использованием малы из 30 бусин обретаются деньги,
использованием малы из 27, - процветание, используя малу из 25 бусин, - освобождение.
Использование малы из 15 бусин рекоммендуется для абхичары (чёрной магии).
Используя малу из 50 бусин, - обретаются, о дэви, все сиддхи.

мала = четки
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Небольшой текст
Castaneda: What is Fake?
Спойлер
Castaneda, Don Juan, Tibetan Master Norbu, Parmenides, Liars, Infinity and Ayahuasca
"Whatever is profound, loves masks [...] every profound spirit needs a mask."
Friedrich Nietzsche
Tibetan Master Chögyal Namkhai Norbu, world authority on Dzogchen Buddhism, about 3 decades ago, in the early 80′s, reportedly said – during a retreat in the very first community that he founded in Italy (Arcidoss, Tuscany) in 1982 – that "the way of Castaneda is the closest possible to Dzogchen Buddhism" (Cosimo Di Maggio, personal communication). Ten years later, in 1992, Norbu wrote "Dream Yoga and the Practice of Natural Light", and in 1993 appeared Castaneda's "The Art of Dreaming". An interesting coincidence.


Scholars, journalists, academics and detractors alike all love the tale of Castaneda's – and his main teacher, the Yaqui sorcerer Don Juan – being a fraud. It's far too easy to stop to the first three books of Castaneda, and then think it's all made up. There is much more than those three books and Don Juan – whomever he may have been – in Castaneda. There is a wealth of knowledge going through the very end of his work, through his last books, public seminars, all the way through "The Way of the Warrior: A Journey of Applied Hermeneutics" which non-specialist detractors might not be overly familiar with, not to count the previous (unauthorized yet intriguing) spontaneous "Nagualist Newsletter" platform.

What is fake? Saying that we live in a world where death is the hunter? That we are surrounded by infinity and yet do not have time? Or that we live in an unfathomable universe and in a very mysterious world? That sorcerers discovered the existence of the 'flyers', predatory creatures and energetic parasites? That our earth is a gigantic living sentient being? That a warrior should use death as an adviser and choose to walk a path with a heart? That we ought to be fluid, unpredictable, free from routines, practice 'not doing' and prepare ourselves for the final journey to infinity? Or else, more, that we should recapitulate our lives to free old, trapped energy? Or even that we ought to practice Chinese martial arts? This list could go on forever, and I will just add we were told of 'Mescalito' as being a teacher and a protector, then to loose personal importance, erasing our personal history, and the solidity of our world being, merely, an illusion. It's the destiny of all profound spirits to be misunderstood and not be welcomed by their time. Our society, our world, our trapped consciousness and awareness is too immature and too unprepared to accept the full blow of the Nagualist teachings of Don Carlos and Don Juan to our consolidated sense of reality.

Sure, Carlos indulged with lots of women, and this might not have been really part of the Toltec teachings...but that was his predilection. So did ancient Chinese emperors, Taoist alchemists, masters and sages pursuing their path to immortality. True, he may have gone a bit too far in dismantling the sense of personal importance of his female "favourites", often queuing up for the privilege of being the chosen ones, and have an intimate encounter with their enlightened master. At times it all looked much a power game. And may be – at times – it was. He exercised his personal power (of which, at some point, he had a lot). And – in the process – also manifested with them another attribute of the Toltec Nagualist teachings of Don Juan: ruthlessness.

There is a disturbing element out there – namely, the presumed disappearance and suicide of his female cohort-s, after his death (?) – an element this, which might not necessarily have been part of the original teachings of Don Juan, as they were passed on to Carlos at least.
We may choose to see this event in a few different ways. Either as a failed attempt to reach the Nagual and abruptly resulting in the physical (& energetic) death of all of his cohorts. Or else, as a partially successful attempt to reach the Nagual, however, resulting in the physical (& energetic) death of his adopted daughter, yet, accompanied by the ultimate flight to freedom of the rest of his female clan (their bodies, remember, have never been found and might have accomplished the supreme feat of turning into conscious energy and join the realm of inorganic beings). Or else more, we may choose to see this cult suicide-s as an act of blind loyalty of people – Castaneda's female cohorts – who have been misguided by a sorcerer who indulged in dark practices and was warned several times by Don Juan not to mingle too much with the realm of inorganic beings.

But then, what do we know? Warriors burning with a fire from within and turning themselves into conscious energy (at the magical time of death) imply that their bodies will physically disappear? Or will their bodies and bones remain on this earth and decay, whilst their consciousness is transformed, maintained and transported on to other energetic levels and continues to exist in infinity, maintaining its individuality? That is, the final journey to freedom?

Aside from the bones shown in the BBC documentary made in 2008 no much is known about the final destiny of the 'witches'. Did they reach Freedom?? It may take a Nagual to answer these questions, or perhaps some good, revelatory Ayahuasca sessions may do it.  I just recollect the words of Don Juan: "Some men of knowledge deliberately choose death".  To live or to die made no difference to those people. He personally chose to live as he liked laughing, but not because this was better on an absolute scale of values. Yet, this is not to be taken as a universal truth for everybody either, as this is related to the 'man of knowledge', only. And at some point Don Juan also tells us that "to look for death is to look for nothing". So, as in all great traditions of knowledge, there is ambiguity.

Even the ancient oracles, including the famous Greek one at Delphi, were intrinsically and dangerously ambiguous. This ambiguity is not Castaneda's own trademark, is the ambiguity of teachings that come from other, non-human, worlds and realities. Parmenides was an initiate in the cult of Apollo Oulios ('Apollo the Healer', as well as 'Apollo the Destroyer') at Velia and also his priest. He was a healer, a scientist, a sage, a philosopher and expert in the ancient practice of incubation. He is more famous for being considered by modern scholarship as the "father of logic", that is, for being with his rational thought and teachings, at the very fabric of our Western world. Yet Parmenides is the same man who received by an unnamed goddess, during his magical, ecstatic, shamanic journey of descent in the underworld, the revelation that the earth was a sphere. It was the fifth century B.C. For two thousand years this revelation was attacked as false, negated and ridiculed. Truth's tragic destiny. Socrates, 'the wisest and most just of all men', was put to death simply for not recognizing the gods of Athens and introducing new ones. Castaneda – though he lived to tell the tale – shares his fate with that of many great men of antiquity, misunderstood and charged with falsehood, illegitimacy, untruthfulness, impiety.
Few years ago I received in dreaming a vivid vision of spiralling galaxies spinning at different speeds in the universe. Then I saw large glossy pictures of these colourful galaxies bond in an Album. This Album was essentially a book from Castaneda with lots of photos of galaxies inside it (nothing of the sort still exists, btw). Then I had a revelation: "Castaneda's books come from the stars", meaning, the Nagualist teachings brought to light and passed on to us by Carlos do come from infinity. Verify this with Ayahuasca, if you can. Not by chance, the kind of Nagualist Toltec teaching practiced by Don Juan, Castaneda and their cohorts was called "sorcery of infinity" (rather than simply "shamanism").

As for the "authenticity" of Don Juan, it's an old issue, and he may have certainly used a fictional name to protect a necessary the bond of confidentiality of his mentor, informant and teacher. There is, however, a big difference from using a fictional name to using a fictional character. 
Claudio Naranjo, interviewed by Massimo De Feo, when asked whether Don Juan Matus really existed or not, replied:

"I cannot doubt that Don Juan ever existed, because Castaneda, when he did not write yet any book, made me a proposal to go to see Don Juan, who – according to him – made an invitation for me to come to see him. Castaneda told me: 'Enter in my car, we will reach Sonora in nine hours', but I had a problem with the passport, with the visa for the United States, it was an entry-only visa, and if I would have gone to Mexico, I wouldn't have been able to come back". I did not know Don Juan but it would have made no sense for Castaneda – when he still wasn't famous – to invent it, and then I was his confident, and was used to say:  "You are the only person that I perceive as a journey companion; it's not like in the world of anthropology, there they don't believe me."
ALTROVE, issue 9, p. 96-97, Torino 2002
(ALTROVE is the bulletin of the Italian Society for the Study of Consciousness States)

No much more to say other than I have verified Castaneda's teachings with Ayahuasca, which I use mostly for divination, and in my very first ceremony with the vine of the dead in the jungle it helped immensely to keep the internal dialog of the warrior active, like "going to knowledge as if going to war", and considering myself already dead, so the worst was already over. It was all the more hilarious, comforted by the idea of my personal death, hearing the Quechua word "Shammuirimun" – a call to the spirits – sung by the elderly Capanahua maestro Don Ruperto, which, amazingly, sounded exactly like "let's go to die", in the Salento dialect of my land.

To finish with, I'll pass on a message received from the plant spirits directly during an Ayahuasca session in the Peruvian Amazon jungle, many years ago: "We must set the record straight about Castaneda."
I know for a fact that Castaneda worked with a Yaqui Indian named "Hawk", a nomadic Toltec sorcerer 'serious as hell', who was 'practising magic in his tent all night long. Up until the early 90s (1992) he was living in the Washington D.C. area (then he travelled to Mexico where he joined the Zapatist revolution).

Lao Tzu said that "A journey of a thousand miles began with a single step." In that spirit, I wish this little contribution to be an initial step forward in that direction.
[свернуть]
ЦитироватьTibetan Master Chögyal Namkhai Norbu, world authority on Dzogchen Buddhism, about 3 decades ago, in the early 80′s, reportedly said – during a retreat in the very first community that he founded in Italy (Arcidoss, Tuscany) in 1982 – that "the way of Castaneda is the closest possible to Dzogchen Buddhism" (Cosimo Di Maggio, personal communication). Ten years later, in 1992, Norbu wrote "Dream Yoga and the Practice of Natural Light", and in 1993 appeared Castaneda's "The Art of Dreaming". An interesting coincidence.
"Тибетский мастер Чонгьял Намхай норбу держатель линии буддисткого дзогчен, тридцать лет назад в ранних воьмидесятых как говорят сказал во время ретрита самой первой общине основанной в Италии в 1982, что "Путь Кастанеды возможно ближайший к буддисткому дзогчен" Десятилетием позже в 1992 Норбу написал книгу "Йога сна и практика естественного света" и в 1993 появилась книга "Искусство сновидения" Карлоса Кастанеды. Любопытное совпадение"
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

АПК
Тайна Карлоса Кастанеды
ЦитироватьКонечно, ему помог случай – по крайней мере, так думать легко и удобно. Хотя кто знает? Ведь "небо не говорит", как любил повторять один очень древний даос.

Просто Карлос Кастанеда познакомился с доном Хуаном – индейцем племени яки, очень загадочным стариком, буквально заворожившим нашего антрополога. "После я стал навещать его, и примерно через год он сообщил, что решил передать мне то магическое знание, которое получил от своего учителя" (из интервью в Psychology Today).

Все эти события теперь широко известны. Книги, написанные Кастанедой, с завидным постоянством повествуют падкому на сенсации читателю о "магическом знании" дона Хуана. Понять такое знание непросто, ну а принять со всей серьезностью – почти равносильно самоуничтожению.

"Объяснение магов, которое совсем не похоже на объяснение, является смертельным, – сказал он. – Оно кажется безвредным и очаровательным, но как только воин откроется ему, оно наносит удар, который никто не может отразить" (IV).

И вовсе не ради красивых слов мы упомянули похороны мифа. Такого основательного удара по человеческому сознанию еще не наносил никто. И подчеркнуть это нам кажешься особенно важным: всплеск интереса к "измененным состояниям сознания", ЛСД-путешествиям, восточным психотехникам породил в 60-е и 70-е годы целый поток научной, околонаучной и совсем не научной литературы. Это изобилие не столько восхищало, сколько настораживало: европейская культура ассимилировала новые веяния и конструировала новую мифологию. Кастанеда остался "одинокой птицей" в небесах своего безжалостного знания, и только миллионы красочно изданных книжек с его именем на обложках по-прежнему раскупаются студентами с пылким воображением и прочими любителями "остросюжетной мистики".

Старый дон Хуан Матус нанес удар, но его попросту не пожелали заметить

"Понимание идет от разума. Но то, что доедает возможным понимание, – это порыв бытия, а не разум", – говорили древние китайцы. Уже тогда они понимали, что разум и бытие разделяет пропасть. Дерзнувшие броситься да находят либо смерть, либо вечную дорогу, где без устали ходит свирепый космический ветер
Сегодня наткнулся случайно на эту цитату и подумал что АПК возможно сам не понимает до какой степени он прав
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Rei

Цитата: fidel от  7 октября 2013, 11:44Сегодня наткнулся случайно на эту цитату и подумал что АПК возможно сам не понимает до какой степени он прав
мне очень нравятся некоторые настроения АПК из его первой книги.
"почти равносильно самоуничтожению" - как хорошо сказано.
А вот дальше - в дальнейших книгах чёто у него обломилось. Чёто, что было самым главным.

"Такого основательного удара по человеческому сознанию еще не наносил никто" (АПК про книги КК) - вот тогда АПК это ещё понимал. А потом - уже нет.
Тогда он ещё использовал хорошие, годные слова - "удар", "самоуничтожение", "взрыватель". А потом всё больше - "саморегуляция" и etc.

В общем, "не взлетел".
мы там одни,
мы там не спим,
нам там темно -
мы так хотим   (с)

fidel

ЦитироватьДействительность, как ее понимает человек, — абсолютно прочное, независимое от нас, однако познаваемое нами бытие — такая действительность не существует и не может существовать"
                                                                                                                 Ганс Файхингер (1852–1933)
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Теун Марез
Свобода и Шаманизм
Спойлер
В ответ на вопросы, задаваемые многими читателями, я хотел бы развеять некоторые из ошибочных представлений, сложившихся вокруг отношений между Карлосом Кастанедой и его учителем Хуаном Матусом. Во-первых, я хотел бы указать, что Дон Хуан действительно был безупречным воином, посвятившим себя Пути Свободы, и нагвалем Традиции Толтеков. С другой стороны, Карлоса Кастанеду, как ясно из его книг, интересовала вовсе не свобода, а скорее Путь Высокого Приключения и магия/шаманизм.

Факт, который также ясен из его книг, но который, кажется, ускользнул от внимания большинства читателей, - это то, что обучение Кастанеды не было окончательно завершено. Действительно, на последней встрече с Доном Хуаном, Кастанеда все еще не полностью восстановил память. Результатом этого является то, что Кастанеда всё еще действовал с позиции в высшей степени выборочного восприятия, которое сильно воздействовало на его способность передавать или интерпретировать Учение Толтеков с достаточной степенью надежности или авторитетности в этом вопросе. В то же время, от внимания серьезного читателя его книг никогда не ускользали те моменты, где Кастанеда дословно цитирует Дона Хуана. Ценность этих отрывков не идет ни в какое сравнение с ненадежными полевыми заметками, записанными и причудливо истолкованными Кастанедой, и которые составляют большую часть его работы.

Относительно ссылок на магию в книгах Карлоса Кастанеды, я должен заметить, что хотя знание, касающееся магии действительно является частью Традиции Толтеков, эта практика, тем не менее, не ведет к свободе. Относительно этого также важно подчеркнуть, что Учение Толтеков, как оно преподается Воинами Свободы, не имеет никакого отношения к шаманам древней Мексики. Это - ещё один факт, который Дон Хуан неоднократно подчеркивал Кастанеде. И хотя книги Кастанеды просто пестрят подобными утверждениями Дона Хуана, сегодня люди читают настолько избирательно, что просто пропускают их. Как Дон Хуан точно выразился: ''колдовство - это тупик'', и ''по сравнению с человеком знания, маг - мрачный попутчик''. Удивительно, однако, что истинно безупречный воин, Дон Хуан, был забыт в тени Кастанеды.

Относительно вышеупомянутого необходимо помнить, что при чтении книг Кастанеды, единственно ценным является то, чему Дон Хуан учил непосредственно, не следует принимать во внимание интерпретации Кастанеды в отношении того, чему, как он думал, его учили. Кастанеда полностью упустил смысл своего обучения, и был пойман на крючок необыкновенным. Что он воспринимал, и как он интерпретировал то, что он воспринимал, было так далеко от действительности, что в голове не умещается. Кастанеда умер пустой скорлупой человека. И это - удел магов.

Кроме того, '' магические пассы'', преподаваемые Кастанедой, не имеют места ни в одной из линий Толтеков. Кастанеда научился им у Ховарда Ли, а не у Дона Хуана или кого-либо из его партии воинов, как утверждал Кастанеда. Подобно, ''foreign installations'', так называемые ''летуны'', также не имеют никакой связи с Учением Толтеков.

Наконец, не существует никаких продолжателей линии Дона Хуана. Линия Дона Хуана закончилась на Доне Хуане.

Во имя свободы,
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/43741?/rus/content/view/full/43741&main
ЦитироватьВ течение тысячелетий существования нашего мира, каждое новое поколение отличается от предыдущего все более эгоистическим характером душ.

Поскольку процесс роста эгоизма происходит в самой душе, то ее качественные изменения должны повлечь за собой и смену методики, т.е. каждому поколению необходима иная методика постижения духовных миров. Отсюда и предназначение каббалистов, пребывающих в том или ином поколении, состоит в том, чтобы адаптировать методику постижения Творца, каббалу, к характеру душ своих современников.

Авраам, Моисей, РАШБИ – это этапы совершенствования методики каббалы и ее адаптации к нуждам развивающегося человечества. После РАШБИ потребность в обновленном изложении методики возникла лишь в XVI в. Каббалистом, который разработал новый метод освоения этой науки для типа душ своего поколения, стал АРИ.

АРИ (полное имя Ицхак Лурия Ашкенази, 1534–1572 гг.) родился в Иерусалиме, в раннем возрасте потерял отца, вместе с матерью перебрался в Египет, где воспитывался у дяди. В 35 лет приехал в Цфат (город на севере Израиля) и в течение полутора лет преподавал организованной им группе ученик

Рис. 5. График зависимости развития эгоизма относительно временной оси (продолжение)
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

ЦитироватьВ шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название "шаманская болезнь" и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта. Хотя "шаманская болезнь" и весьма распространена в самых разных регионах, однако ее нельзя считать непременным атрибутом шаманизма. Мы встречаемся с ней только там, где существует представление об избранничестве шамана и где будущий шаман оказывается бессильным перед волей духов, которая никак не согласовывается с личным волеизъявлением избранника (это весьма характерно для сибирского шаманизма). В тех же традициях, где будущий шаман или избирается еще в детском возрасте практикующим шаманом, или же шаманское служение становится результатом сознательного и добровольного выбора человека (как у эскимосов), "шаманская болезнь" неизвестна. Очень часто мы встречаемся с этим видом психофизической патологии в родах потомственных шаманов, даже если потомки шаманского рода полностью порывают с традицией. Известны случаи, когда молодые люди из шаманских семей, воспитывавшиеся в условиях советского общества, в атеистических и материалистических убеждениях, тем не менее страдали от "шаманской болезни" и избавлялись от нее, только начав практиковать шаманскую психотехнику и, по существу, j становясь шаманами.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Из биографии философа 20в Людвига Ватгенштеина
http://vikent.ru/author/685/

Цитировать
Цитировать
«Весь туман философии конденсируется в каплю грамматики»
Людвиг Витгенштейн

Австрийский логик. В 1921 году предложил термин «картина мира»
...
Людвиг Витгенштейн на протяжении многих лет страдал депрессивным расстройством.  Трое его братьев покончили жизнь самоубийством...

ЦитироватьФилософия – как собрание бездоказательных утверждений по Людвигу Витгенштейну

Людвиг Витгенштейн сделал доклад «Что такое философия?» в Клубе Моральных Наук в Кембридже 29 ноября 1912 года, когда ему было 23 года.

Это было его первое научное выступление.

Доклад длился 4 минуты, и философия была определена как «совокупность всех примитивных предложений, которые приняты без доказательств всеми науками».

ЦитироватьЛюдвиг Витгенштейн считал, что не существует неопровержимых или фундаментальных суждений типа «это моя рука», и других выражений здравого смысла как потенциально неизменной системы. Он поместил суждение «это моя рука» в другой контекст следующим образом: воины напавшего племени собрали всех выживших мужчин и безжалостно отрубили им правые руки, которые свалили в кучу посреди деревни. После ухода завоевателей мужчины собираются вокруг кучи. Один восклицает; «Это моя рука!» Другой отвечает: «Нет, не твоя». 

«Как многообразен мир человеческой деятельности, так многообразны и виды языковой деятельности в пределах одного естественного языка, не говоря уже о других языках, других культурах и цивилизациях. По Витгенштейну, Августин ошибался, полагая, что значение каждого слова зависит от замещаемой им чувственной или образной предметности. При этом философ проявляет известное снисхождение ко взглядам Августина на язык, отмечая, что августиновская концепция языка истинна лишь для одной специальной и довольно примитивной языковой игры, а не для всего их разнообразия (то есть, для многих контекстов - Прим. И.Л. Викентьева).
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

ЦитироватьВ 90-е годы в передачах CNN прозвучали рассуждения о "Земле — живом организме, страдающем от раковой опухоли — человечества" некоего мексиканского шамана по имени Качора, представленного человеком, "известным как дон Хуан, учитель Кастанеды". Последние 50 лет жизни этот старый шаман и целитель являлся нагвалем яки, которого избирают раз в 10 лет старейшины всех племен яки, собираясь в мексиканском штате Сонора.

Качора признал, что многое из описанного Кастанедой базируется на реальных концепциях тольтеков. Но магию он описывает с голливудской склонностью американцев все преувеличивать. Главной его целью было произвести максимальный эффект на воображение читателя, играя на ограниченности и доверчивости среднестатистического европейца, дав ему "заглотнуть" наживку — экзотический коктейль из загадочности, грандиозности и трансцендентности мира магии. Кастанеда умело сочетает реальное с нереальным, изобретая эффектные небылицы, правдоподобность которых Качора категорически отверг. Сам Кастанеда утверждал, что он стремился зачаровать ум европейца, взорвать его негибкие представления о мире. Качора же говорит, что Кастанеда никогда не ставил себе задачей передать в своих книгах в точности именно магическое знание — как раз этого там и нет. Например, техники "сталкинга", искусства управления "точкой сборки" и сновидением, описанные Кастанедой, действительно реально существуют и практикуются многими магами. Но его описание — это литература, а никак не руководство по магии.

Так что книги Кастанеды Качора рекомендует всем как прекрасное введение в шаманизм, упрощенные идеи которого поданы в вычурной форме, наиболее подходящей для современного интеллектуально избалованного и падкого на сенсации европейского читателя. При этом Качора знать не знает, что такое тенсегрити. Многочисленные же кастанеда-скептики полагают, что тенсегрити является великолепным бизнес-планом по выколачиванию денег из кастанеда-поклонников. И коммерческий фонд ClearGreen, Inc — яркий пример того, как в Америке популярность запросто конвертируется в наличность.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Линза

Цитата: fidel от 19 октября 2013, 10:10прекрасное введение в шаманизм, упрощенные идеи которого поданы в вычурной форме
нихуасибе, упрощенные идеи
да будь они сложнее - они бы не работали))))