Философия нагуа

Автор swarm, 12 ноября 2013, 00:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

swarm

Мигель Леон-Портилья. Философия нагуа. Исследование источников http://www.indiansworld.org/nahua_philosophy.html#.UoE3tuLDgb8 (Издание 1961 года; есть еще расширенное и дополненное автором переиздание, в более качественном переводе, от издательства "Постум" за 2010 год, но его в сети сейчас не нашел.)

Дэниел Г. Бринтон (1837-1899), Нагуализм http://www.klex.ru/9g6 (Собственно доклад Бринтона начинается с 39й страницы.)

fidel

riga спасибо, очень любопытные тексты
...
в этой теме хотелось бы обсудить эти источники
и другие если обнаружатся касающиеся воззрения
культуры нагуа (нагуа - термин данный антропологами набору культур существовавших в америке до ее завоевания)
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Книга
Мигель Леон-Портилья
Философия нагуа.
Исследователи мысли нагуа
Исследование источников
ЦитироватьПосле изложения и комментирования основных кос­мологических идей нагуа Сустель дает объяснение их пространственно-временного мира:

«Итак, выразители мексиканской космологической мысли не проводят коренного различия между временем и пространством; они отказываются понимать простран­ство как нейтральную и однородную среду, независимую от изменения длительности. Последняя протекает через посредство неоднородных единичных факторов, частич­ные особенности которых следуют друг за другом цик­лично и в определенном ритме. Для мексиканской мысли нет времени и пространства в отдельности, а есть время-пространства, в которые, постоянно впитывая частные свойства, погружаются естественные явления и человеческие поступки. Каждое «место-мгновение», комплекс места и события, неизбежно определяет все то, что в нем находится. Мир можно сравнить с декорацией в глубине сцены, На которую несколько световых фильтров разного цвета, приводимые в движение неустанной машиной, проецируют идущие друг за другом и бесконечно наслаивающиеся, следуя неизменному порядку, отражения. В таком мире изменение рассматривается не как резуль­тат более или менее длительного развития, а как резкая и полная перемена: сегодня господствует Восток, завтра будет господствовать Север; сегодня еще живем в удач­ный день и без всякого перехода придем к роковым дням немонтеми. Основным законом мира является последова­тельность различных радикально разделенных свойств, которые вечно господствуют, исчезают и появляются снова»[96].
как и в любых других религиозных культурах, культура нагуа имееет три качественно разных уровня
ЦитироватьЕсли проанализировать данные, приведенные Касо, то мы увидим, что он различает три слоя или субстрата в религиозном мировоззрении ацтеков:

1. Народный субстрат: политеистический.

2. Жреческий субстрат: пытающийся свести множе­ственное к различным аспектам единого божества.

3. Философский субстрат: существовала очень древ­няя философская школа, утверждавшая существование двойственного космического начала, и даже отдельные мыслители, которые приближались к монотеизму.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Книга
Мигель Леон-Портилья
Философия нагуа.
Исследователи мысли нагуа
Исследование источников

Любопытно отношение автора к поэзии нагуа
ЦитироватьПриведем лишь один пример: в его «Истории нагуатлской литературы» мы встречаем древнюю поэму, в которой можно видеть, как в размыш­лениях об Ипалнемоани (Дарителе жизни) вдруг пробу­ждается интерес к метафизическим проблемам, выражен­ный в мучительном вопросе о действительности и цен­ности настоящей жизни:

Но говорю ли я что-либо истинное?
Здесь, о ты, благодаря которому живется,
Мы лишь грезим,
Мы лишь, как тот, кто, наполовину проснувшись,
Встает...[102]
Непонятно где автор книги нашел "мучительность" и "вопрос"
На мой вгляяд в тексте содержится прямой ответ и ни грма "мучительности"
Комментарий к стиху отражает сознание самого автора
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

swarm

Читал уже довольно-таки давно, из того что запомнил - "Философия нагуа" интересна скорее как описание культуры и философии индейцев в целом (в том числе - миф про Орла, рассуждения про иллюзорность и сноподобие мира и т.п.), а "Нагуализм" описывает собственно магические обряды и воззрения с точки зрения европейских исследователей и миссионеров (с изрядной примесью миссионерских же домыслов).

Некоторые моменты можно, пожалуй, считать косвенным подтверждением, по крайней мере, индейского происхождения, аутентичности источников, указанных КК - а то многие сейчас всерьез уверены, что это компиляция из восточных практик (огонь изнутри/радужное тело, сновидение/йога нидра и т.п.) и европейской философии (Гуссерль, Ницше и т.п.)

ЦитироватьИз двух упомянутых растений, ололиукви и пейотль, первое считается более мощным по своим спиритуалистическим свойствам. «Они поклоняются ему, как богу», — говорит теолог XVII века. Тот, кто отведал эти травы, называется пайни (payni) (от глагола пай (pay), означающего «принимать лекарство»); и в особенности – тлачищкви, то есть провидец, каковая способность относится к мистическому «второму зрению», следовательно, является свойством прорицателя или пророка (от глагола «тлачиа», означающего «видеть»).
...
То, что говорит нам древний историк отец Хосе де Акоста о ясновидящих и телепатах среди аборигенов, вполне соответствует описанию их совре­менных представителей:
«Некоторые из этих колдунов принимают любой облик, какой они выберут, и летают по воздуху с удивительной скоростью и на большие расстояния. Они предсказывают все, что происходит в отдаленной местности, задолго до того, как приходят новости об этом. Испанцы знали, что эти колдуны сообщают о мятежах, боях, восстаниях и гибели, происходящих на расстоянии 200-300 лиг, в сам день происшествия или на день позже.
Для практики этого искусства колдуны (обычно это старые женщины) запираются в доме и опьяняются до степени потери рассудка. На следующий день они готовы отвечать на вопросы».
...
Ученый-историк Ороско-и-Берра (Orozco у Вегга) говорит о силах, приписываемых в наше время нагуалям (the nahual) низшими классами Мексики, следующее:
«Обычно нагуалем (nahual) является старый красноглазый индеец, который знает, как превратиться в собаку, мохнатую, черную и безобразную. Ведьма может превратиться в огненный шар [кстати, как подмечает в предисловии АПК, если приписывание колдунам оборотничества, вампиризма и т.п. для христианства характерно, то в случае с огненным шаром - это исключительно местная особенность]; она обладает способностью к полету, ночью влетает в окна и пьет кровь маленьких детей.
...
Их признания помогли нам выявить многих, кто покорился Дьяволу в то врем я, когда он являлся им в облике парящего в воздухе огненного шара с хвостом, подобно комете.
... В настоящее время не все так покорны планам Дьявола, как раньше, но некоторые все еще столь тесно с ним связаны, что превращаются в тигров, львов, быков, во вспышки света и в огненные шары
...
Превращение в огненный шар было, как мы уже знаем, одним из высших достижений нагуалистов. ... Овладение этой стихией считалось высшим признаком мастерства

fidel

Книга
Мигель Леон-Портилья
Философия нагуа. Исследование источников
Теологическая концепция тламатиниме
ЦитироватьС самого начала изложения этого вопроса следует указать на один, без сомнения, важный момент в изуче­нии текстов нагуа, содержащих самые
возвышенные аспекты теологической мысли тламатиниме. Дело в том, что как в «Анналах Куаутитлана», так и в текстах инфор­маторов Саагуна мы всегда обнаруживаем, что самым глубоким и абстрактным рассуждениям относительно бо­жества приписывается толтекское происхождение

Может быть, мы имеем здесь дело лишь с символом, с помощью которого подчеркивается древность и цен­ность знания о божестве? Известно, например, что для нагуа периода, непосредственно предшествовавшего кон­кисте, слово толтекайотл (толтектность) означало самое возвышенное и совершенное в искусствах и науках и превратилось в синоним ученого или художника
Более чем совпадает со взглядами на место толтеков в учдх
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Книга
Мигель Леон-Портилья
Философия нагуа. Исследование источников
Некоторые основные аспекты дуалистического начала
ЦитироватьСвою поэму толтекские вожди заканчивают чем-то вроде похвалы Ометеотлу; упомянув два из его атри­бутов, они показывают, что знают о нем. Он создатель людей (ин тейокойани), это слово образовано из гла­гола йокойа (делать или сооружать что-либо), суффикса -ни, имеющего характер причастия: «тот, кто делает или сооружает что-нибудь» и личной приставки те (людей, человека). Соединив все эти элементы, мы обнаружим, что слово те-йокойани дословно означает «кто делает или сооружает людей».

Вторым атрибутом Ометеотла является, согласно Икхикогуатлу и Кетцалтегуэяку, уже упомянутое Тецкатла­нехтиа: «зеркало, благодаря которому появляются вещи»; этот титул Ометеотла помог чичимекам из пе­щеры опознать толтекских вождей.
Узнаваемо - орел создает живых существ, объектный мир имеет своей опорой саморефлексию
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Книга
Мигель Леон-Портилья
Философия нагуа. Исследование источников
Происхождение человека
Часть мифа о сотворении людей Кетцалкоатлем
Цитировать13. — Тогда Миктлантекутли еще раз сказал своим слугам: «Боги, неужели Кетцалкоатл действительно уно­сит ценные кости? Боги, идите и сделайте яму».

14. — Затем они сделали это, и Кетцалкоатл упал в яму. Он споткнулся, его испугали перепелки. Он упал замертво, и драгоценные кости рассыпались, и их обкле­вали перепелки.

15. — Когда Кетцалкоатл воскрес, он огорчился и спросил у своего нагуал: «Что мне делать, нагуал мой

16.— Тот ответил: «Раз ничего не получилось, будь
что будет».

17. — Он собрал их, сделал из них сверток и отнес в
Тамоанчан.

18. — И как только пришла та, которая зовется Килацтли, она же Сигуакоатл, смолола их и положила в ценный таз.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Цитата: riga от 12 ноября 2013, 00:29Дэниел Г. Бринтон (1837-1899), Нагуализм http://www.klex.ru/9g6 (Собственно доклад Бринтона начинается с 39й страницы.)
ЦитироватьКак утверждает квантовая физика, наблюдатель влияет на наблюдаемое, и наоборот.
не наблюдатель, а способ наблюдения влияет на результат наблюдения.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

swarm

Цитата: fidel от 12 ноября 2013, 16:40не наблюдатель, а способ наблюдения влияет на результат наблюдения.
:) доклад Бринтона - с 39й страницы