Это я - оно же всю жизнь рекурсивное... У него изначально есть способность наблюдать самое себя, чем оно ежедневно по большей части и занимается. Даже в бессознательном якобы сне оно с успехом наблюдает само себя.
Имхо идея о третьей точке это такая идея о Я сознания, которое не мыслит себя без Я и создает новое Я, чтобы наблюдать за старым. Можно тогда и четвертую точку назвать, кто-то ведь наблюдает за третьей точкой, а кто-то за четвертой, значит, и пятая есть, и так далее.
Ты описываешь саморефлексию. Это движение в противоположном направлении от того способа наблюдения, который можно обнаружить, например, в том же состоянии после засыпания и до начала сновидений. Все эти рекурсивные петли ума можно непосредственно видеть как волнения сознания (и далее по разному на разных уровнях погружения), не вовлекаясь в них.
Ничего сложного - это общая болезнь тех, кто закукливается на нью-эйджах и самостоятельных единичных движениях типа КК или, скажем, Гурджиев. И начинают думать, что всё просто и могут проводить параллели там, где это смысла не имеет.
Так и получается, войти в пограничку, найти там наблюдателя - и это уже всё, ясный свет какой-нибудь, можно уже параллели проводить.
А почему нет, собственно? Если тексты описывают прямо и буквально то, что до этого испытал лично - почему бы и не поставить знак равенства между своим опытом и описанным кем-то еще? "Все невообразимо сложно" - это общая болезнь прихожан любой массовой традиции, не лишенной этической и социальной направленности - все возможные виды практики и опыта сокрализируются, обрастают мифическим контекстом, цветастыми, но усложняющими понимание метафорами и т.д. Достигают чего-либо духовного только древние герои, хорошо еще, если не боги какие-нибудь. Зачем додумывать невозможность испытать тот или иной опыт без руководства сертифицированного гуру? В конце концов, кто-то ведь их уже когда-то обнаружил самостоятельно в первый раз, все эти техники или медитации.
Если рассматривать обсуждаемые цитаты буквально, не пытаясь нагнать эзотерической таинственности, то нет никаких препятствий для отождествления этих описаний с пограничным состоянием.
"В точке, когда сон ещё не наступил, а бодрствование исчезло - в этой точке раскрывается истинное бытие."
Где здесь указание на необходимость введения мастером и т.п.? Тут все просто - описан метод - постулируется результат.
Например, человек засыпает. При этом все его чувства прекращают работу: он спит. С этого момента наступает переходный период, который длится до начала сновидений. Этот период может быть длинным или коротким.
У некоторых людей состояние сновидений начинается почти сразу же после погружения в сон. Но что значит "начинается состояние сновидений"? Это значит, что ум снова начал работать. Состояние же, которое называют состоянием естественного света, свободно от работы ума. Это период, начинающийся, когда вы засыпаете, и заканчивающийся, когда ум снова начинает работать.
...
Состояние осознанности присутствует, но ум еще не начал действовать, то есть мыслить. Это переходный период, который проходят в состоянии, которое называется "состояние естественного света".
Снова: метод - результат.
Если человек осознает период после засыпания, но до начала работы ума, и сновидений, есть ли какие-либо основания утверждать, что он не в состоянии естественного света? Исходя из цитаты - нет таких оснований.
Если у вас возникло понимание, учитель дает введение в природу ума. Даже если вы не постигли природу ума, но у вас есть вера, заинтересованность, решимость и преданное отношение к практике, то иногда в момент последнего пробуждения сознания может произойти вспышка узнавания естественного ума, или ригпа.
Комментарии нужны? Тут говорится о том, что даже если введение в природу ума учителем не произошло, с помощью этой практики возможно найти это состояние.
Если вы осознаёте присутствие состояния естественного света, то в последующем состоянии сновидений ясно осознаете, что видите сны, и станете хозяином своих сновидений. Это значит, что человек не зависит от сновидений, а управляет ими. Поэтому практика сновидений второстепенна, а вот практика естественного света насколько важна, что ее значение трудно переоценить.
И снова, опыт соответствует описанию. Именно так я использовал пограничку, когда интересовался ОСами.
О Ясном Свете обычно идет речь в учениях о йоге сна. Он означает состояние, свободное от сновидений, мыслей и образов
Иначе его называют сном ясности. Он наступает, когда тело спит, но практикующий не теряет себя ни во тьме, ни в сновидениях, а пребывает в чистом присутствии.
В большинстве текстов Ясный Свет определяют как единство пустоты и ясности. Это чистое, пустое осознавание, составляющее основу живого существа. Определение "Ясный" относится к пустоте, матери, основе, кунжи. "Свет" относится к ясности, сыну, ригпа, чистому врожденному осознаванию. Ясный Свет — это прямая реализация единства ригпа и основы, осознавания и пустоты.
Где тут указание на учителя и т.п.? Сказано лишь, что осознанное состояние, свободное от сновидений, мыслей и образов - это и есть ригпа.
Если наблюдать мысль в осознавании, не проявляя ни влечения, ни неприязни, она растворяется. Если мысль — объект осознавания — растворяется, наблюдатель, или субъект, тоже растворяется. В известном смысле, если растворяется объект, то он растворяется в основе, а если растворяется субъект, он растворяется в ригпа. Это рискованное сравнение, поскольку можно подумать, будто существуют две вещи, основа и ригпа, но такое понимание было бы неверным. Они неразрывны, как вода и влажность. Их описывают как два аспекта одного и того же, чтобы облегчить нам понимание, чтобы связать учение с кажущейся дихотомией субъекта и объекта. Но истина заключается в том, что никогда не бывает объекта, отдельного от субъекта. Есть только иллюзия раздельности.
Совпадение опыта с описанием. Погружение через растворение мыслей; неразрывная сцепленность обычного субъекта с мышлением.
Практик не играет роль субъекта-наблюдателя по отношению к объекту-сновидению или роль субъекта в мире сновидения, но пребывает в полной нераздельности с недвойственным состоянием ригпа.
...
Сны Ясного Света не определяются содержанием сновидений: это сновидения Ясного Света, потому что в них нет субъективного сновидца или эго сновидения. Нет в них и никакого "я", которое бы находилось в двойственных отношениях со сновидением или его содержанием. Сновидение возникает, но оно является деятельностью ума, которая не нарушает устойчивости практика в состоянии Ясного Света.
Вот и пограничка отличается от сна отсутствием двойственности и субъекта сновидения.
Итого: определенно совпадает метод, нет особых противоречий в описании результатов. Можно только
верить, что без благословления какой-нибудь перерожденной боддхисатвы (в перерождения и бодхисаттв следует уверовать заблаговременно) ничего не получится и состояние между засыпанием и началом сна окажется ненастоящим состоянием между засыпанием и началом сна

Анегдод:
В продаже появились поддельные елочные игрушки. Выглядят как настоящие, но радости не приносят никакой...
Разница есть вот в чем: в той же ати-йоге ригпа это практически единственная цель, целевое состояние. Пограничка же, как её здесь понимают - своего рода инструмент, средство, а не цель. И вот с этим-то никакой нормальный буддист, если уж за них речь зашла, никогда не согласится...
Подозреваю, что не для всех "сложно понять", потому как саму идею с пограничкой почерпнули, скорее всего, почитав вышеупомянутые книжки. У меня сразу появилось такое подозрение, когда я стала читать, что мне про неё здесь пишут. Ведь это узнаваемо.
От себя добавлю: нет, по крайней мере, лично я сначала начал иногда попадать в пограничное состояние, считая это побочным эффектом практики ОСов, либо результатом практики остановки внутреннего диалога, не-деланий или созерцания, и только потом узнал, что кто-то еще этим занимается, и что там можно делать еще (кроме того, чтобы управлять ОСами - поначалу - или, после, просто пребывать максимальное время)
Имеет смысл обратить внимание на то, какими способами они получаются, иногда из одного этого становится ясно, могут это быть они или нет.
В текстах по йоге сновидений настоятельно рекомендуется визуализировать букву "А" и еще некоторые странные вещи.
Практика сновидений развивается сама как результат практики естественного света. Как я уже объяснял, самое важное в этой практике - выполнять перед сном особую визуализацию белого А. Выполняя эту визуализацию, мы используем работу ума, чтобы в конечном итоге выйти за его пределы.
(из другой книги)
Как минимум подумайте о хороших вещах, которые способствуют укреплению веры и практики, например, о зарождении сострадания. Это может сделать каждый. Помолитесь о сне Ясного Света.
...
Представьте в сердечном центре четыре синих лепестка лотоса. Посередине находится дакини Салчже Дудалма, которую мы визуализируем в виде ее сущности, ясного, яркого шара чистого света, тигле, прозрачного, как безупречный хрусталь. Это тигле, ясное и само по себе не окрашенное ни в какой цвет, отражая синеву лепестков, испускает бледно-голубые лучи. Полностью объедините свое присутствие с сияющим тигле до такой степени, чтобы самим стать сияющим голубым светом. [и т.п.]
Чтобы поддержать практику сна, зародите в себе сильную преданность своей истинной природе. Представьте учителя у себя на макушке и почувствуйте связь с ним и преданность ему. Связь с учителем должна быть очень чистой и опираться на чистую преданность. Представляя учителя, не ограничивайтесь лишь визуализацией его образа: зародите в себе сильную преданность и по-настоящему почувствуйте присутствие учителя. Молитесь горячо и искренне. Затем растворите учителя в свете, который входит в вашу макушку и нисходит в сердце. Представьте, что учитель пребывает там, в вашем сердечном центре, а затем ложитесь спать
Не самый лучший способ имхо.