Тексты

Автор fidel, 6 ноября 2011, 12:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

fidel

#15
Сайт Владимира Кулюкина
http://kulukin.narod.ru/
Сайт посвящен теме шизофрении, оригинальному переводу "Слова о полку Игореве" Ю.А.Косирати и критике теории относительности А. Эйнштейна
*fsp*
Что такое шизофрения и как от нее избавиться,
или Записки сумасшедшего, или Трактат о самом дешевом и самом опасном наркотике
http://kulukin.narod.ru/tractat_rus.html
Спойлер

Что такое шизофрения и как от нее избавиться,
или Записки сумасшедшего, или Трактат о самом дешевом и самом опасном наркотике


Предлагаемая вашему вниманию полезная информация есть результат многолетних наблюдений и размышлений автора этой брошюры.

Шизофрения - тяжелое загадочное заболевание, приносящее много горя. Ученые пока не могут выяснить причину шизофрении, и это сильно затрудняет поиски эффективных методов лечения. Население об этой болезни знает мало. Имеющаяся литература на эту тему на многие вопросы ответа не дает. Загадочная болезнь порождает вокруг себя массу предрассудков и суеверий. Отношение к больным в обществе негативное, похожее на отношение к больным проказой. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что некоторые больные в период обострения болезни совершают безобразные антиобщественные поступки, чем настраивают окружающих на неприязненное отношение к больным шизофренией.

В данной брошюре вы найдете ответ на вопрос, что такое шизофрения. Надеюсь, это поможет больным и их близким в борьбе с болезнью, ускорит научные исследования по поиску новых эффективных методов лечения.

Анализ имеющихся научных данных и результатов собственных наблюдений позволил сделать вывод, что шизофрения - разновидность наркомании. Больной шизофренией заставляет свой организм вырабатывать наркотик. Такое утверждение, на первый взгляд, многим кажется неправдоподобным. Чтобы убедить скептиков, воспользуюсь цитатами из известных книг. (Отобранные цитаты содержат массу ценной информации, обычно не замечаемой. В контексте предлагаемых идей эта информация станет легко доступной.)

Вот, что пишется в книге "Шизофрения" известного американского психиатра Э. Фуллера Торри.

"Хорошо известен тот факт, что многие наркотики, употребляемые из-за их воздействия на психику, могут давать симптомы, сходные с шизофреническими. Даже после приема такого относительно слабого наркотика, как марихуана, человек может испытывать странные соматические ощущения, терять чувство границ своего тела и проявлять признаки параноидного бреда. Есть даже люди, которые бросили употреблять марихуану именно потому, что после каждой затяжки испытывали неприятное параноидное состояние. Более сильные наркотики, такие, как ЛСД и психостимуляторы, обычно вызывают галлюцинации (хотя чаще зрительные, чем слуховые), бред и расстройства мышления. Иногда эти симптомы бывают настолько сильными, что человека приходится госпитализировать, и если неизвестно, что он наркоман, ему может быть, ошибочно поставлен диагноз шизофрении. Особенно близкие к шизофрении симптомы возникают при приеме амфетаминов (психостимуляторов)".

Внешнее сходство больного шизофренией и наркомана общеизвестно. Есть и внутреннее сходство, схожи переживания, ощущения. Цитата из той же книги.

"Во многих описаниях первых дней развития шизофрении говорится о необычайно приподнятом состоянии, называемом обычно ощущением экзальтации. Такая экзальтация также присуща заболеваниям маниакально-депрессивного характера и наркомании. Одна из пациенток описывает это состояние следующим образом:

"Вдруг все мое существо наполнилось светом и любовью, каким-то идущим из глубины чувством радости и отзывчивости. Меня охватило состояние глубочайшего самопознания и просветления. Что можно о нем сказать? Это - как безоблачное, ослепительно голубое небо разума, наполненное теплым ласкающим солнечным светом."

Мы знаем, что является следствием таких состояний экзальтации для наркомана - возникновение жесточайшей привязанности к наркотику. Естественно предположить, что и у больного шизофренией после таких приподнятых состояний развивается привязанность к болезни. К сожалению, в психиатрической литературе мне не удалось найти упоминаний о привязанности больных шизофренией к своей болезни. Словно бы такого явления не существует. Но, по моим наблюдениям, оно существует. Подтверждение правильности своих наблюдений нашел у Чехова.

"Он крепко сжал руками голову и проговорил с тоской: Зачем, зачем вы меня лечили? Бромистые препараты, праздность, теплые ванны, надзор, малодушный страх за каждый глоток, за каждый шаг - все это в конце концов доведет меня до идиотизма. Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я посредственность, мне скучно жить... О, как вы жестоко поступили со мной! Я видел галлюцинации, но кому это мешало? Я спрашиваю: кому это мешало?
- Бог знает, что ты говоришь! - вздохнул Егор Семенович. - Даже слушать скучно.
- А вы не слушайте.

Присутствие людей, особенно Егора Семеновича, теперь уж раздражало Коврина, он отвечал ему сухо, холодно и даже грубо и иначе не смотрел на него, как насмешливо и с ненавистью, а Егор Семенович смущался и виновато покашливал, хотя вины за собой никакой не чувствовал. Не понимая, отчего так резко изменились их милые, благодушные отношения, Таня жалась к отцу и с тревогой заглядывала ему в глаза."

"У Коврина захватило дыхание, и сердце сжалось от грусти, и чудесная, сладкая радость, о которой он давно уже забыл, задрожала в его груди.
Черный высокий столб, похожий на вихрь или смерч, показался на том берегу бухты. Он со страшною быстротой двигался через бухту по направлению к гостинице, становясь все меньше и темнее, и Коврин едва успел посторониться, чтобы дать дорогу... Монах с непокрытою седою головой и с черными бровями, босой, скрестивши на груди руки, пронесся мимо и остановился среди комнаты.
- Отчего ты не поверил мне? - спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. - Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно.
Коврин уже верил тому, что он избранник божий и гений, он живо припомнил все свои прежние разговоры с черным монахом и хотел говорить, но кровь текла у него из горла прямо на грудь, и он, не зная, что делать, водил руками по груди, и манжетки стали мокрыми от крови. Он хотел позвать Варвару Николаевну, которая спала за ширмами, сделал усилие и проговорил:
- Таня!
Он упал на пол и, поднимаясь на руки, и опять позвал:
-Таня!
Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна. Он видел на полу около своего лица большую лужу крови и не мог уже от слабости выговорить ни одного слова, но невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо. Внизу под балконом играли серенаду, а черный монах шептал ему, что он гений что он умирает потому только, что его слабое человеческое тело уже утеряло равновесие и не может больше служить оболочкой для гения."
Цитаты из рассказа Чехова "Черный монах".

Для наглядности сравните переживания чеховского героя с переживаниями наркомана.

"Во второй раз ввел себе 2 мл 1 % раствора морфина н эффект "превзошел все ожидания". Через несколько секунд после введения ощутил "мягкую волну, идущую из низа живота невыразимо мягким толчком вверх, наполняющую грудь теплом и поднимающуюся к голове. Это было настолько приятное ощущение, что оно превосходило все испытанное раньше. Оно было гораздо приятнее, чем опьянение, даваемое вином, сильнее даже сексуального оргазма". После этого голова "наполнилась слабым мелодичным звоном, напоминающим нежную музыку, окружающее уплывало, все тело стало легким, и эта легкость доставляла необыкновенное наслаждение. Теплая волна прекратилась через несколько секунд, но за эти секунды испытал такое наслаждение, какого не было никогда в жизни". Вслед за этим больной погрузился в мечты. "Все тело было расслабленным, не хотелось двигаться, не хотелось даже думать, мечты наплывали сами собой, все было как в приятном и легком сне, который нельзя пересказать, но который вспоминается очень долго и всегда хочется испытать его снова". Окружающего как будто не существовало, однако звал, что и его приятели испытывают такое же блаженство, как и он и от этого они казались ему ближе, чем раньше. "Все их поступки и мысли стали мне близки, у них осталось только хорошее, думал о них, как об очень милых и сердечных людях". Такое состояние блаженства длилось около 3 ч., затем его интенсивность стала снижаться, было очень "жаль расставаться с мечтами, не хотелось, чтобы их сменила грубая реальная жизнь."
"После прекращения действия морфина стал испытывать резкую раздражительность (к концу первого года наркотизации): "Выводили из себя любые мелочи, сразу взрывался, грубил даже родителям". Настроение становилось тревожным, мрачным, ничто не радовало."
"Рассказывая о себе, подчеркивает свои достоинства, свои способности "поэтический дар". Объясняет наркотизацию тем, что наркотики "способствовали его творческим успехам".
Цитаты из монографии "Морфинизм". Авторы - московские специалисты Г.В. Морозов. Н.Н. Боголепов.

Еще несколько цитат.

"Наркоманы часто объясняют свое пристрастие к наркотикам тем, что они помогают преодолеть скуку."
"Одна группа данных касается амфетамина - препарата, очень сходного по химической структуре с дофамином".
"... одни и те же препараты, называемые, "антипсихотическими" или "нейролептиками", с помощью которых лечат острые параноидные галлюцинаторные состояния при шизофрении, облегчают параноидные симптомы также у лиц, злоупотребляющих амфетамином."
"По данным вскрытий у больных шизофренией слегка повышено количество дофамина в богатых этим веществом зонах мозга. В этих же зонах отмечены изменения, указывающие на то, что наряду с увеличением содержания дофамина неадекватно возросла и чувствительность к этому веществу."
Цитаты из книги "Мозг, разум и поведение". Авторы - американские специалисты Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер.

Предположение, что странное поведение больных шизофренией объясняется действием наркотика, существует давно. Никто, однако, не мог предположить, что наркотик образуется по воле больного.

По моим наблюдениям, шизофрения развивается следующим образом. Человек испытывает дискомфорт из-за физического недомогания или тяжких переживаний. Он стремится избавиться от неприятных ощущений - и вдруг замечает, что при определенном внутреннем усилии боль слабеет. Многие при этом думают, что научились управлять своим организмом, обрели сверхъестественные способности. Внутреннее усилие легко переходит в подсознание и, таким образом, становится незаметным для больного. Этот процесс можно сравнить с развитием навыков езды на велосипеде. Вначале очень тяжело удержать равновесие при езде. Требуется много усилий. Нас учат, что нужно поворачивать руль в ту сторону, в которую начинаешь падать. В дальнейшем удерживаем равновесие без усилий. Можно ехать и разговаривать, в то время как подсознание само определяет, какие надо выполнить телодвижения, чтобы сохранить равновесие. Так и больной, как правило, не замечает, что его мозг занимается саморазрушительной работой. Что при этом происходит в организме? Полагаю, что в результате многократного повторения усилия происходит сильное запредельное переутомление какой-то группы клеток мозга. Защитные системы организма не успевают обезвреживать токсические вещества, выделяемые сверхпереутомленными клетками. Эти вещества попадают в мозговую ткань, нарушая ее нормальную работу. Что проявляется в появлении галлюцинаций и других психических отклонений. Беда в том, что у больного развивается привязанность к этим токсическим веществам, и он делает все. чтобы болезненный процесс продолжался. Со временем у больного развивается абстиненция, и эйфория, которую он прежде испытывал, сменяется угнетенным состоянием, кошмарами. Как известно, наркоманы пытаются бороться с абстиненцией, увеличивая дозу наркотика.

В некоторых случаях шизофрения начинается с малых доз наркотика, и эйфория слабо выражена и может быть незамечена, а быстро развивающаяся абстиненция маскирует эйфорическое действие наркотика.

Теперь несколько слов о том, как избавиться от шизофрении.

Чтобы больной шизофренией мог самостоятельно бороться с болезнью, он должен достаточно трезво воспринимать окружающий мир. Поэтому на первом этапе становится задача доведения больного до вменяемого состояния. Как правило, без госпитализации тут не обойтись. Хорошие врачи с помощью современных лекарственных средств в большинстве случаев добиваются нужного результата. Больной, способный осознать свое положение, может при своем желании и помощи со стороны окружающих добиться полного выздоровления. К сожалению, среди больных шизофренией есть, как и среди обычных наркоманов, люди не стремящиеся к излечению. Таких больных вряд ли можно вылечить.

Помимо лекарств, назначаемых психиатром, больному помогут правильное питание и здоровый образ жизни. Хорошее здоровье очень нужно при шизофрении. Когда у человека нигде ничего не болит, то у него меньше поводов прибегать к помощи наркотика. Здоровый организм обладает хорошей саморегуляцией и может успешно сопротивляться попыткам своего хозяина нарушить нормальную работу клеток мозга.

Чтобы здоровье было хорошим, надо заниматься бегом. О том, как правильно бегать, можно прочитать, например, в книгах "Аэробика для хорошего самочувствия" К. Купера и "Выбираю бег" Е. Мильнера. Желательно, и во многих случаях даже необходимо, чтобы кто-то из здоровых людей присутствовал при занятиях больного физкультурой. Болевой порог у больных, как правило, повышен, и больной может не замечать, что дает слишком большие нагрузки на организм, и вместо пользы получается вред здоровью. Часто больным так до конца и не удаляется избавиться от мании величия - стремясь прославиться, опередить всех они зачастую много работают, не щадя своего здоровья. Надо, чтобы больной понимал это и постоянно одергивал себя. Хорошо, если кто-то будет помогать ему контролировать себя.

Некоторые из предлагаемых советов подойдут не всем больным. Например, бег при некоторых заболеваниях (например, сердца) не рекомендуется. Обязательно советуйтесь с лечащим врачом по поводу любых своих действий!

Соберите побольше литературы о шизофрении, здоровом образе жизни. Выберете из нее подходящие вам советы. У вас должно быть как можно больше информации по интересующему вас вопросу. Помните, самое ценное в этом мире - это информация.

Больной шизофренией, если он чувствует, что не до конца здоров, должен быть осторожен в своем поведении. Нужно периодически задавать себе вопрос: "А правильно ли я чувствую? Эти ли чувства я должен испытывать в подобной ситуации?" В сложных случаях, может быть, стоит отложить решение вопроса до момента, пока голова не прояснится (хотя бы на мгновение), и не придет правильное решение. Иногда стоит ориентироваться в своем поведении на поведение окружающих здоровых людей и поступать так, как поступают они.

Хорошо, если больной способен к самоанализу и сможет среди массы ощущений, переполняющих голову, выделить нездоровые внутренние усилия и отказаться от них. Следует иметь ввиду: постоянно повторяющиеся мысли в голове, постоянно повторяющиеся ощущения как раз и есть те нездоровые, переутомляющие мозг усилия, от которых надо избавиться.

По моему мнению, больным шизофренией не следует заниматься аутогенной тренировкой, индийской йогой, другими видами самовнушения. Самовнушения построены на постоянном повторении одних и тех же мыслей. У больного шизофренией все это скорее всего обратится в нездоровые внутренние усилия.

В некоторых случаях болезнь настолько истощает мозг (точнее, думаю, небольшой участок мозга), что любая даже небольшая нагрузка оказывается для него непосильной, вызывает переутомление. Простая прогулка по оживленной улице, масса впечатлений, обрушивающаяся при этом на больной мозг, может оказаться для него слишком утомительной. Хотя больной может этого и не почувствовать, - выделяющиеся токсические вещества притупляют чувство усталости.

Но, оберегая больного от переутомления, следует иметь ввиду, что общение со здоровыми людьми, посильный труд ему крайне необходимы. Они полезны больному по той же причине, по какой полезны и обычным наркоманам.

Эти рекомендации я составил, используя свой личный опыт. Может быть, вы ждали большего, чем эти простые советы. Но трудно предложить что-то высокоэффективное для лечения наркомании. Те, кто давно интересуется шизофренией, думаю, по достоинству оценят сделанный шаг вперед. Понимание природы болезни - это та путеводная нить, следуя которой больной может выйти из лабиринта болезни.

К сожалению, психиатрия очень консервативная наука. Мою теорию пытаются замалчивать. Большинство специалистов о ней не знают. А очень может быть, что используя мою теорию кто-то из специалистов разработает новые высокоэффективные методы лечения шизофрении.

2004   
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Достаточно забавная статья
Сурат
Статья
«Неофициальная философия»
http://ezotera.ariom.ru/2010/11/19/surat.html
ЦитироватьНицше, к тому же, систем создавать не пытался и писал книги согласно простому, но исключительно эффективному узбекскому принципу «что вижу, о том и пою». Поэтому он умудрился написать вообще обо всем сразу. Правда, как и Кастанеда, он досадно упустил тему австралийских вомбатов, но мир, к счастью, располагает весьма обширной специальной литературой на этот счет
:D
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Забааная попытка связать учение дх с феноменологией Гусерля
http://ixbook.net/read_mudrostmya_toltekov_karlos_kastaneda_i_filosofiya__id36428_page5.html
Спойлер
Во всяком случае, ясно, что мы можем найти еще немало имеющих значение параллелей между двумя системами. Упомянем еще одну из них: дон Хуан делает различие между «смотрением» среднего человека, который лишь поверхностно схватывает вещи, и «видением» человека знания. Постоянная цель толтеков — стать человеком знания, и это значит для них — научиться видеть. При таком «видении» мир воспринимается не как мир реальных объектов, но как мир светящихся сущностей, то есть мир восприятия абстрактных энергетических полей. Дон Хуан объясняет своему ученику:

"Видение, конечно, является высшим достижением человека знания. И видение постижимо только тогда, когда он остановил мир, пользуясь техникой не-делания"15).

Если мы заменим слова дона Хуана в этом выражении терминологией Гуссерля, мы придем к заключению, что видение в феноменологии именуется созерцанием сущностей. Вторую часть цитаты мы могли бы перевести следующим образом:

" к созерцанию сущностей приходят только в том случае, если воздерживаются посредством метода феноменологической редукции эпохе' (воздержание) от обычных представлений о мире".

Высказывание совершенно в духе Гуссерля и вполне могло бы происходить от него. Так велики параллели.

Однако существуют и значительные различия между позициями феноменологии и толтекского учения. Гуссерль не открывает в своем "созерцании сущностей" никакого мира светящихся энергетических полей, которые толтеки воспринимают в своем видении. Кастанеда говорит следующее об этом различии: "Гуссерль никогда не поднимался выше теоретизирования и не занимался человеком в его повседневной жизни"16).
[свернуть]
весьма забавно что сам КК что то писал о феноменологии Гуссерля  *hz*
надо пасмареть
оттуда же
ЦитироватьПсихология Юнга как будто специально предназначена для подведения опор под учение толтеков, не в последнюю очередь и потому, что исследование сновидений является ее специальной областью. Юнг собственноручно проанализировал за свою жизнь более чем 80 000 сновидений у своих пациентов и таким образом пришел к заключению об основных структурах психики
*hz*
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

kira

А мне этот кусочек из Юнга понравился , из его шизофреническиой Красной книги

Я пришел к самости, пустая и жалкая фигура. Мое я! Мне он не нужен был в спутники. Я обнаружил себя с ним. Я бы предпочел дурную женщину или упрямую гончую, но собственное я — это ужасает меня.
Нужно деяние, чтобы растратить десятилетия, и сделать это бесцельно. Я должен догнать кусочек Средних Веков -  в себе. Мы только закончили Средние Века — других. Я должен начать рано, в тот период, когда вымирали отшельники.3 Аскетизм, инквизиция, пытки под рукой, навязывают себя. Варвару требуются варварские средства обучения. Мое я, ты варвар. Я хочу жить с тобой, потому я пронесу тебя через совершенно средневековый Ад, пока ты не сделаешь жизнь с тобой выносимой. Ты должно быть сосудом и лоном жизни, потому я очищу тебя.
Пробный камень остается наедине с собой.
Это путь.

fidel

забавный текст Может что то и можно понять
ссайта toltec.ru
http://toltec.ru/content/view/66/54
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Старая статья 2005 года о воскресении Карлито из мертвых и не тока его а ещее о П.Ушкине итп  :D

Воскресшие души
В России ожидается реинкарнация Карлоса Кастанеды – самого мистического писателя прошлого века
МАРИЯ КОРМИЛОВА
http://www.newizv.ru/culture/2005-02-11/19631-voskresshie-dushi.html
Спойлер
В начале марта умерший 8 лет назад, но якобы восставший из мертвых мексиканец Карлос Кастанеда обещает приехать в Россию и «подарить самым обаятельным москвичкам» свой новый роман. Меркантильные западные юристы в переселение душ не верят и готовы судиться с самозванцем. Это, пожалуй, самый загадочный, но далеко не единственный курьез в истории российского авторского права.

Версии о том, как материализовался из небытия Кастанеда, в литературных кругах ходят разные. Поклонники главного литературного мистификатора прошлого века твердят: мол, в духе собственных историй Карлос Кастанеда переселился своей бессмертной душой в новую телесную оболочку. По более реалистичной версии, все скучные дела с издателями за отрешенного от мира писателя решала его жена, погибшая от рака тридцать лет назад. Восемь лет назад он окончательно порвал с окружающими, а пресса распространила ложные сведения о его смерти. Снова воссоединил Кастанеду с преданными читателями наш соотечественник Владимир Весенский. Он-то и привез в Россию рукопись одного из семи романов нового Карлоса Кастанеды.

Публиковать творения «призрака» отказались два крупных московских издательства, но третье все-таки осмелилось взяться за «нечистое дело». Доказывая легальность своего предприятия, здесь показывают документы из мексиканского министерства культуры, по которым человек под псевдонимом Карлос Кастанеда действительно властен распоряжаться своим романом «Отшельник». Его знакомец Владимир Весенский такой бюрократии значения не придает, считая, что воскресший Кастанеда прикрывается бумагами о псевдониме, так как грубые обыватели мистических метаморфоз не признают. По-иному расценивает значение бумажной волокиты Дебора Друз – советник адвокатской фирмы, защищающей интересы первого и, очевидно, настоящего Кастанеды. По ее словам, писатель был похоронен по всем правилам, а все, кто использует его имя как псевдоним, будут иметь дело с судом.

С юридической точки зрения, новому Кастанеде (даже если он скрывался столько лет не в могиле, а в забытьи) сподручнее было бы незначительно видоизменить свой бренд-нейм. Под таким соусом в России давно примазываются к славе классиков персонажи Федор Михайлов и Лев Николаев. Писатель О.Негин, создавший книгу «П.Ушкин», не только замаскировал себя под ловким псевдонимом, но и вывел знаменитых современников под пародийными говорящими фамилиями. Буквально на днях московской публике была презентована книга Алины Витухновской «Черная икона русской литературы», анонсированная издателями как ремейк одновременно «Анны Карениной» и «Преступления и наказания». Автор – эксцентричная поэтесса, отсидевшая год в Бутырской тюрьме за публикацию статей о наркобизнесе и сделавшая из процесса настоящую концептуальную акцию.

С
Знаменитых коротышек чуть не «украли» у правопреемников Николая Носова.

овсем не безобидные вещи происходят и в детской литературе. Не говоря уже о бесчисленных более или менее легальных подражаниях «Гарри Поттеру», серийная продукция для юношества, посвященная персонажу Карлуше, тоже создана по легендарному образцу, но только отечественному. Своего маленького человечка писатель Борис Карлов писал как героя «Новых приключений Незнайки», однако правопреемники советского писателя Николая Носова ремейк не приняли и запретили дописывать что-либо к классической истории про коротышек. Впрочем, поступили они не вполне честно: сам Носов когда-то позаимствовал Незнайку из дореволюционной сказки Хвольсона о лесных человечках, где со Знайкой дружит Мурзилка, а вместо Пилюлькина действует не менее мудрый доктор Мазь-Перемазь. Нового, срисованного с Незнайки нелепого и глуповатого, зато стильно одетого коротышку пришлось срочно переименовывать в Карлушу. Но генетическое сходство у персонажей осталось: с первого взгляда на обложку «Карлуши на Луне» нынешние взрослые подсознательно вспоминают носовского «Незнайку на Луне». Недаром ведь художник Александр Борисенко, когда-то рисовавший «Незнайку», теперь работает для проекта о Карлуше.

Деятели кино тоже не отстают от художников и литераторов в предприимчивости. Недавно в Москве вышел отдельной книгой роман Ольги Славниковой «Бессмертный». После первой публикации романа в толстом литературном журнале «Октябрь» одна из его тем легла в основу знаменитого немецкого фильма «Good Bye, Ленин» с Чулпан Хаматовой. Представители Славниковой в телепатию не верят. Нарочно такого не придумаешь: с падением социализма в России (версия книги) и Германии (сюжет кино) молодые герои воссоздают коммунистические интерьеры для пожилых, не встающих с постели родственников и монтируют для них выпуски новостей из старых архивов, благо при социализме все известия и выступления на съездах были неотличимы друг от друга. Скрыть повсеместное господство капитализма оказывается непросто: то (как в кино) гигантская реклама американской газировки буквально лезет в окно со стены соседнего дома, то (как в книге) доброжелатели громогласно рассказывают о подробностях местных выборов. Душа пенсионеров не выдерживает, и капитализм доканывает их старые коммунистические сердца.

Известный критик, писатель, координатор премии «Дебют» Ольга Славникова так и не стала подавать в суд (как и жертвы всех предыдущих случаев). Современным писателям, похоже, не на что рассчитывать, если даже классиков литературы беззастенчиво обирают последователи, а вычислить точный процент заимствования в словесности очень сложно. В нормах сегодняшнего законодательства потомки Пушкина, который по легенде подарил Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ», вполне могли бы требовать соавторства на обложке и раздела гонораров. Однако даже с сочинителей вроде О.Негина и его П.Ушкина штрафов зачастую никто не требует, и литературные интерпретации по-прежнему процветают. Надо думать, что авторское право готовит нам еще немало курьезов и чудных открытий.

[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Rocky

Некто Владимир Каргополов. Похоже толковый мужик.
http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/51-2109.html
По ссылке его вариант ОВД с пояснениями.

fidel

Один из представителей философии иррационализма
Сёрен Кьеркегор

Отчаяние
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80,_%D0%A1%D1%91%D1%80%D0%B5%D0%BD
Спойлер

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх
Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Экзистенциализм
В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

С буддисткого форума
Цитировать
Допустим я дурак, так как я дурак, то все мои мысли — дурость, следовательно что бы я не анализировал — всё дурость. Следовательно всё дурость?
Спойлер

Переформулирую ещё раз для понятности.

Допустим, у меня есть особая когнитивная способность, назовём её "глупость". Применяя эту когнитивную способность я постоянно получаю в результате её работы глупость (ошибку и т.п.). Применяя её ко всему я получаю глупость всегда. Ничто не выдерживает этой способности.

Теперь возможны две оценки этого процесса:
1. Делаем вывод, что раз из всего получается глупость, то всё и является глупостью, всё глупо.
2. Только эта способность является глупостью, она проецирует глупость на всё с чем соприкасается.
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Может быть кому то будет интересно
Топик Шарира
из философского словаря
http://www.cnru123.com/index.php/term/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F,2050-sharira.xhtml
Спойлер
ШАРИРА
 
ШАРИРА (санскр. – «тело»), понятие индийской философии, обозначающее тело, точнее тела, поскольку признаются несколько телесных образований, различаемых по степени своей материальности и близости к духовному началу индивида. Физическое тело в качестве единственного телесного агрегата допускается только материалистами, буддистами и некоторыми брахманистскими системами.
Структурность телесных оболочек индивида косвенно обозначена уже в Тайттирия-упанишаде, где различались такие иерархические уровни Атмана (одним из ранних значений данного термина также было «тело»), как Атман пищи, Атман дыхания, Атман мышления, Атман распознавания и Атман блаженства. В шраманский период середины I тыс. до н.э. некоторые философы-пилигримы (паривраджаки) брахманистской ориентации, в частности Поттхапада, преобразовали и формализовали эту иерархию в трехуровневую, различая Атман материальный, «состоящий из ума» – и бесформенный. Третий обозначает собственно духовное начало, первый – обычное физическое тело, второй – промежуточное образование, имеющее свою структуру («члены»), примерно соответствующее душе и отличное от духа.
В джайнизме различаются пять телесных образований, опосредующих прохождение души (джива) в сансаре. Умасвати в Таттвартхадхигамасутре различает: обычное тело, называемое «утробным» (аударика), «трансформирующееся» (вайкрия), «перемещающее» (ахарака) совершенного-архата, когда он пребывает в неземных мирах, «огненное» (тайджаса) и кармическое (кармана). При этом отмечается, что каждое последующее тело тоньше предыдущего. Последнее занимает существенно важное место в джайнской антропологии и сотериологии: именно в нем выявляется тонкоматериальный характер кармы, что составляет специфическую черту джайнского учения. Его функция состоит в том, чтобы «приращивать» кармы к душе-дживе в результате ее действий (приближение к «освобождению» измеряется мерой уничтожения карм, притягиваемых этим субтильно-телесным образованием).
В философии санкхьи уже в доклассический ее период признавалось, кроме органического, также «тонкое тело» (сукшма-шарира), опосредующее связь между духовным началом и физическим телом. О распространенности этой концепции свидетельствует тот факт, что отрицавший «тонкое тело» философ Виндхьявасин (4 в.) составлял исключение среди санкхьяиков. Согласно Санкхья-карике, «тонкое тело» состоит из 18 компонентов (3 ментальных способности плюс 10 способностей перцептивных и деятельных плюс 5 тонких объектов-танматр) и является «носителем» всей активности условного индивида. По Санкхья-карике, оно возникает раньше физических тел, перманентно в сравнении с ними («растворяется» только в конце каждого мирового периода), «пропитано» диспозициями сознания (бхавы), движимо целями Пуруши, по всемогуществу первоматерии Пракрити надевает, подобно актеру, любые телесные костюмы в зависимости от предыдущего состояния индивида, но само, без физического тела, «вкушать» объекты не может.
Адвайта-веданта помимо физического и тонкого тел (линга) признает еще «причинное» (карана-шарира), пребывающее и в периоды «космических ночей» (пралая), когда мир периодически разрушается, в Первоматерии, также именуемой «пракрити». Все три считаются иллюзорными «наложениями» на Атман, за которые ответственно Незнание.
Расхождения школ индийской философии были связаны прежде всего с проблемой состава физического тела. Санкхьяики и буддисты придерживались мнения, что оно складывается из всех стихий – земли, воды, огня, ветра и пространства (буддисты, правда, колебались в признании последнего в указанном качестве), наяики же считали, что тело состоит только из земли как своей материальной причины, тогда как остальные стихии лишь участвуют в нем на правах дополнительных причин. Другая проблема, также разделившая санкхьяиков с вайшешиками и наяиками, – вопрос о характере связей способностей восприятия (индрии) с физическим телом: первые не считали их телесными, вторые производили их от материальных элементов, которые участвуют и в теле.
Все индийские философские школы были едины в том, что основные сансарные бедствия коренятся в ложном самоотождествлении духовного начала с психофизическим агрегатом, основу которого составляет тело. Специальные медитативные упражнения санкхьяиков и ведантистов были направлены на осознание пропасти между Атманом и телом и разрушение представлений типа «Это – мое тело».
Буддисты были особо изобретательными в дезавуировании тела, рекомендуя медитировать на предмет его разрушимости, нечистоты, зловония и всех признаков трупа, которые в нем обнаруживаются уже при жизни; эти же настроения характерны для джайнов и йогинов. Противоположная тенденция обнаруживается в тантризме, где тело, напротив, является желанным средством обретения чувственных удовольствий, которые оправдываются особой стратегией достижения «освобождения».
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Забавный текст Некий субьктивный взгляд на йогу
Тонкая физиология

Спойлер
Работая над собой, ученик йоги поднимается на некий более возвышенный план, чем физический. Работа над тонкой физиологией, называемая пранаямой, это вовсе не наполнение и опустошение легких. Пранаяма — работа с праной, очищение НАДИ — каналов, по которым циркулирует прана. Дыхание, асаны — лишь внешняя сторона этих упражнений. Когда обычные люди, начитавшись макулатуры, приступают к асанам и дыханию, для них это всего лишь вид утренней гимнастики. И пользу они получают соответственную. Совершенно иная картина при классической Йоге. Там работа идет на более тонких уровнях (сукшма шарира, карана шарира). Я бы употребил термин астральное или эфирное тело, но после работ всяких теософских обществ эти термины вызывают совершенно другие ассоциации.
Блаватская, Рамачарака и подобные деятели смогли сделать одно — увести сознание людей в совершенно не свойственную йоге сторону. Они переводили сукшма шариру как астральное тело, нечто вроде более тонкого, но физического тела, способное выходить наружу, путешествовать во время сна и тому подобное.
Но сукшма шарира — это нечто внутреннее. Это наше ощущение самого себя, но без физического тела.
Вы уловили разницу?
Астральное тело теософского общества — это нечто внешнее, нечто, что находится внутри физических тел других людей... Но йога, говоря о сукшма шарире, подразумевает нечто, находящееся в нас, внутри. Это наше самоощущение без физического тела. Во время медитации физический план перестает ощущаться, но остаются праны — энергии, такие как пищеварение (самана), дыхание (прана), перистальтика (апана), кровообращение (вьяна) и давление (удьиана). Я обозначил эти пять пран знакомыми нам терминами условно. В действительности давление, дыхание и т. п. по отдельности не ощущаются. Человек в медитации получает способность чувствовать на уровень тоньше, и тогда процессы в физическом теле ощущаются им, как пять огней, пять разных энергетических скоплений. Это чисто субъективно. Бесполезно искать объективные соответствия. Сукшма шарира — это то, как мы себя ощущаем во время сновиденья. Это не то, что утверждается в дешевых книжках насчет астральных путешествий. Это чисто субъективное самоощущение. Есть еще более глубокий уровень самопогружения, глубже, чем сон. Это уже антах карана — внутренний инструмент, то, что йог ощущает, отрешившись от пран, от тела и физиологических процессов. Остается ощущение нахождения в пещере. Это очень удачное сравнение из одной упанишады. Весь космос концентрируется внутри черепа. Душа ощущает как бы пять вожжей, пять щупалец. Их называют индрии. Принято переводить индрии, как органы чувств. Но это неправильно. Йога говорит, что индрии как бы выходят из человека и охватывают познаваемый предмет. Индрия — это конгломерат, где объединены и воля, и намерение, и органы чувств. Этими пятью индриями душа ощупывает внешнюю среду или свое физическое тело... Их называют джана индриями — познавательными щупальцами.
Есть также карма индрии. Пять щупалец, с помощью которых душа может манипулировать материей. Это: способность ходить (ноги), способность манипулировать (руки), способность говорить (язык) и т. п.
Можно углубиться в медитацию еще больше. На этом уровне йог созерцает одиннадцатую индрию — манас. Манас — это генерализующая способность психики, это дверь, впускающая или выпускающая импульсы к той или иной индрии.
Подчеркиваю еще раз — описываемое не имеет объективных соответствий. Это наподобие вчерашнего сна, который вы видели. Где этот сон, как можно его увидеть, измерить? Это ВАШ сон, он реален для вас в момент сновидения. Этого достаточно. Точно так же, манас ощутим во время медитации медитирующими. А имеет ли данное понятие соответствия в западной психологии или не имеет, в данном случае неважно. Я, как дипломированный психолог, заявляю, что современная психология не может претендовать на большее, чем детский лепет, по сравнению с йогической мудростью. Кстати, это перифраз заявления Юнга.
После углубления в себя на уровень манаса медитация идет дальше. Йог исследует некую матрицу записанных привычек и установок. Это ахамкара.
Ахамкара, или эго, — это то, чем душа считает себя, роль, которую играет. Медитация выявляет записанные предрасположенности, самскары, оставшиеся от прошлых поступков. После идут вассаны, еще более укоренившие привычки, оставленные поступками из бесчисленных прошлых жизней. Научно это называют генетической памятью.
После этого медитация охватывает саму медитацию, сам психический аппарат, или буддхи. Буддхи, как продукт Пракрити, имеет три гуны. Массу, или инерцию; энергию, или волны, модификации, и прозрачность, саттву, способность охватить некое явление, будь то внешним или внутренним. Воспринимая что-то, буддхи как бы высвечивает его, виртуально принимая его форму. Буддхи подобны хрусталю, который окрашивается тем цветом, каким окрашена поверхность, где он положен. Буддхи, воспринимая предмет, высвечивает его на мысленном экране, показывая душе.
На этом уровне медитации йог настолько отрешен от внешнего мира, что его невозможно назвать ни человеком, ни личностью, никем. Йог становится как бы субъектом и объектом, познающим и познанным
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

С одного из форумов
Шаманизм как система психотехники
http://forum.mag-ingwar.com/viewtopic.php?f=37&t=811
Спойлер
О шаманизме написано гигантское количество статей и монографий, и тем не менее до сих пор недостаточно ясны даже сами критерии отнесения того или иного религиозного феномена к шаманизму, не говоря уже о том, что некоторые этнологи склонны отделять шаманизм как концептуальную модель от шаманства как определенного типа религиозной практики. В настоящей работе мы будем следовать критерию, предложенному М. Элиаде в его знаменитой книге, и будем под шаманизмом понимать архаическую технику экстаза, то есть примитивную психотехнику.


Действительно, за исключением психотехники в шаманизме нет ничего уникального, ибо все космополитические и космографические идеи и представления, используемые или утилизируемые шаманизмом (тройственное деление мира, образ мировой оси и т. п.), существовали и до него и помимо него. И глубоко прав М. Элиаде, считающий особенностью шаманизма именно то, что он сделал эти представления содержанием индивидуального религиозного опыта, а точнее, смоделировал, его форму по образцу общепринятых космологических представлений, используя их и для описания своего сугубо личного опыта глубинных переживаний.

Процитируем самого М. Элиаде: "В архаических культурах сообщение между Небом и Землей используется для жертвоприношений небесным богам, а не для того, чтобы предпринимать конкретное и индивидуальное восхождение, которое остается уделом шаманов. Только они умеют подниматься на Небо через "центральное отверстие", только они преобразуют космотеологическую концепцию в конкретный мистический опыт.

Это важный момент: он показывает ту разницу, которая существует, например, между религиозной жизнью североазиатского народа и религиозным опытом его шаманов - этот последний есть опыт индивидуальный и экстатический. Иными словами, то, что для остальной общины остается космологической идеограммой, для шаманов (и других героев и т. д.) становится мистическим маршрутом. Первым Центр Мира позволяет направлять к небесным богам своим просьбы и приношения, тогда как вторым он дает возможность улететь в прямом смысле слова.

Реальное сообщение между тремя космическими зонами возможно лишь для этих последних. <...> Не сами шаманы - одни - создали космологию, мифологию и теологию своих племен; они лишь ввели их в свой внутренний мир, опробовали и использовали в качестве маршрута для своих экстатических путешествий". В ходе развития шаманизма его психотехнический элемент еще более усиливается, и те типы шаманизма, которые, по существу, являются переходными от ранних форм религии к религиям чистого опыта, стремятся к усилению роли психотехнического элемента, ведущего к трансперсональным переживаниям ("транс" в терминологии Элиаде). Элиаде предлагает следующее объяснение этого явления:

- "Например, не обязано ли отклонение шаманского транса от "нормы" тому факту, что шаман пытается опробовать на конкретномопыте символику и мифологию, которые по самой своей природе не подлежат эксперименту, не поддаются "конкретной" "проверке опытом"; одним словом, не стремление ли достичь любой ценой и неважно каким способом вознесения во плоти, мистического и в то же время реального путешествия на небо, - не оно ли привело к ошибочным трансам, которые мы наблюдали; не является ли, наконец, такое поведение неизбежным следствием отчаянного желания "пережить", а иначе говоря, "опробовать на опыте" то, что в нынешнем человеческом состоянии возможно лишь в плане "духа ?".

В этой цитате только один пункт вызывает наше несогласие с Элиаде - по нашему мнению, люди во все века, от шаманов до индийских йогинов и от орфиков и гностиков до "сайентологии", занимались экспериментами с психикой, стремясь поверить опытом доктринальные положения и догматические схемы, которые, в свою очередь, непосредственно или опосредованно также восходили к опыту и переживанию. Порой эти эксперименты приводили к созданию такого психотехнического чуда, как индийская йога, подлинная наука духовного делания, а порой - к появлению сомнительного "культа"

В случае с шаманизмом (оставляя без ответа вопрос о том, не была ли и исходная космотеология основана на стихийном и неосознанном психотехническом опыте) избыточное присутствие в нем психотехнического фактора приводило к деформации исходной модели, к упадку шаманизма как четко определенного культурно-исторического явления и его перерастанию (по крайней мере, в некоторых регионах) в религию чистого опыта. Шаманизм был шаманизмом, пока психотехнический и космотеологический (архаический по своему характеру) аспекты его находились в гармонии и согласии. Но как только переразвитие психотехники привело к осознанию недостаточности старых мифа и космологии ни как формы описания нового опыта, ни как его концептуальной опоры, шаманизм вступил в кризис, приведший в отдельных случаях к появлению религий высшего порядка (характерный пример - даосизм).

Важно отметить еще одно существенное отличие психотехники шаманизма от психотехнических методов в религиях чистого опыта. В первом случае психотехника (в классическом варианте) направлена на вполне утилитарные цели: шаман вступает в сферу трансперсонального опыта или во время инициации, или выступая как психопомп (проводник душ умерших на тот свет), или с целью излечения больного и т. п., тогда как в религиях чистого опыта психотехника есть средство постижения истины, освобождения, спасения или самореализации (ср.: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными").

Это отличие очень точно подметил японский ученый Идзуцу Тосихико в своей статье "Мифопоэтическое "эго" в шаманизме и даосизме": для шамана существует разрыв между его могуществом, обретенным в трансе, и его состоянием в обыденной жизни, тогда как для даоса и то, и другое едино и неразделимо.

Потому поэт-шаман Цюй Юань (III в. до н. э.) кончает жизнь самоубийством в водах реки Мило, а лирический герой оды "Дальнее странствие" ("Юань ю") наслаждается созерцанием истока всего сущего, венчающим его "волшебный полет". Не ставя своей целью всестороннее описание шаманизма (явления, как и другие формы религии, поистине универсального, имеющего место и в сибирской тайге, и в тундре, и в Индонезии, и в обеих Америках, и в Океании, и в других местах), мы ограничимся общей информацией (иллюстрируя ее одним-двумя примерами) о следующих аспектах шаманизма: "шаманская болезнь", инициационные ритуалы, переживания и камлание как основная форма шаманской психотехники, включающая в себя "волшебный полет" в небесный мир или нисхождение в подземный. После этого мы предложим возможную психологическую интерпретацию рассматриваемых явлений. Примеры в основном взяты нами из монографии М. Элиаде как своего рода компендиума материалов по шаманизму.
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

С того же форума, топик:
Неошаманизм
http://forum.mag-ingwar.com/viewtopic.php?f=37&t=811#p4011
Спойлер
Несмотря на продолжительные гонения шаманов и повсеместное забвение шаманизма, когда люди потеряли способность видеть духов природы, местному населению Приольхонья удалось сохранить не только знания о шаманских обрядах, но и веру в духов. Сложившееся в литературе мнение об упадке сибирского шаманизма, не совсем совпадает с действительностью. На берегах Байкала сохранились потомственные шаманы, имеющие шаманский корень - "утха" в пятом и даже девятом колене. Из поколения в поколение сибирские шаманы, несмотря на все запреты, передавали "из уст - в уста" родословные предания и легенды, древние шаманские практики, искусство лечения населения природными средствами и травами, умение входить в шаманское состояние - "впустить онго" и способность видеть и общаться с духами. Точно так же, как и тысячу лет назад, сегодня они обращаются с призывом к духам: безошибочно произнося "дурдалгу" (шаманскую молитву), и выполняя традиционную последовательность действий обряда. Большинство современных бурятских семей, так или иначе, соприкасаются с шаманами, знают их имена и адреса, приглашают шаманов для лечения родственников, верят в душу и просят шамана вернуть её, если в процессе жизни её теряют. Без души, говорит шаман, человек может прожить не больше трех лет.

Современный шаман сегодня зачастую образован, публикует книги, выступает с лекциями, общается с духами, демонстрирует шаманские обряды и святыни, живет в гуще своего народа, переживает все его боли, проблемы, радости, поддерживает все установленные традиции, напоминая забывшим о древних обычаях, в определенно установленное время приносит жертвенные подношения духам предков и духам местности. Сегодня шаман - прежде всего хранитель древних традиций, устного эпического творчества своего народа, знаток обрядов, шаманских молитв и призываний, имен родовых духов. Состояние "онго" хотя и не сопровождает многие обряды, знакомо практикующим шаманам по личному опыту.


Характерной чертой современного шаманизма Прибайкалья является его открытость для всех желающих. Шаманы охотно общаются, делятся своими знаниями и демонстрируют при зрителях шаманские обряды. Яркий пример этому деятельность ольхонского шамана В. Хагдаева.

Валентин Владимирович Хагдаев, наследственный, практикующий ольхонский шаман в девятом колене бурятского рода Буян, подрода Хагдай (родовой улус Тонта), в 2000 г. прошел пятое посвящение "хэсэтэ боо" ("получивший бубен"). Во время посвящения неожиданно пошел "слепой" дождь, что расценено стариками как хорошее предзнаменование. Валентин, как истинный шаман, имеет лишнюю кость: тэнгерийн тэмдэг (божественная отметина) - от рождения раздвоенный большой палец на правой руке. По словам Верховного шамана Монголии боо Цэрэн-зайрана: "с такой отметиной шаманы рождаются один раз в век и сейчас больше нет ни одного шамана с двойной костью, как у Валентина". Занимаясь шаманизмом, Валентин Хагдаев закончил аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра СО РАН. Опубликовал монографию "Шаманизм и мировые религии", которая в настоящее время им дорабатывается до диссертации на кандидатскую степень. Он знает наизусть многие, ещё неопубликованные, легенды, мифы своего народа и родовые предания, подробно может рассказать о своей родной земле, практически о каждом памятном месте в Тажеранской степи. Благодаря таким людям, теперь не надо ссылаться на авторитетных европейских исследователей шаманизма, а можно получить информацию о мире духов из первых рук, изнутри самого шаманизма. И надо заметить, что подобная информация, ставшая доступной в последние годы от практикующих шаманов, часто не совпадает с распространенными стереотипами о шаманизме: "духовном каноэ", "путешествии в мир духов через дупло или отверстие в земле", "наличии добрых духов помощников" и т.д.

Описывая свой опыт шаманского выхода из тела, ольхонский шаман В. Хагдаев пишет: "И следует усвоить, что там, в духовном мире, куда важней богатства и власти то, какой ты был человек - плохой или хороший, злой или добрый и сотни подобных вопросов - ответов задают и отвечают за тебя. Ведь в тот мир, не потащишь ни власть, ни деньги, они имеют силу только в этом земном материальном мире. "Там" исчезают пространственно-временные ощущения - различия, "там" мир бесформенный или много форменный, это зависит от бедности или богатства сознания и воображения. "Там" действительно невообразимо легко, блаженно и невозможно полностью передать словами все те ощущения, которые испытываешь во время выхода и перехода в ирреальный мир, что пришлось испытать мне во время моего первого шаманского путешествия и когда мне с большим трудом и болью удалось вернуться в наш тяжёлый мир, в своё тело".

Трудно отделить правду от вымысла. Доказать или опровергнуть существование необычной реальности, подлинности путешествия души шамана в другой мир или отнести все это к построениям его ума сегодня, несмотря на многочисленные исследования этого феномена, невозможно. Вопрос о существовании души у человека остается открытым. И хотя эта тема выходит за рамки настоящей публикации, основываясь на конкретных живых свидетельствах практикующих шаманов, ниже, несколько слов с предостережением от моды на "шаманские практики" и насильственных попыток вхождения в измененное состояние сознания. То, что написано у Карлоса Кастанеды, Майкла Харнера и Мирча Элиаде подтолкнуло тысячи европейцев к экспериментам со своим сознанием. Частные случаи вхождения в "шаманское состояние", распространенные по миру авторитетными антропологами, стали хрестоматийным и повторяются в большинстве последующих публикаций о шаманизме. Убеждение в возможности повторения идентичного мистического опыта, уже известного из классических описаний шаманизма, как шаманское путешествие, толкает людей к неоправданному риску с экспериментами над своей психикой. Однако, стереотипы о добрых духах-помощниках и об ощущении безмерной радости в измененном состоянии сознания могут и не совпадать с субъективными испытанными ощущениями. Реальность опыта некоторых шаманских путешествий свидетельствует о полном БЕЗРАЗЛИЧИИ другой реальности к человеку, и даже её враждебности к вторжению на её территорию. Чуждые сущности не желают контактировать даже с эфирным телом шамана.

За пределами объяснимого мира находится область, характеризуемая безвременьем, слитностью прошлого и будущего, отсутствием привычных форм и следствий. В сверхъестественном мире становится возможным прямое восприятие сгустков эмоций и чувств, существующих без форм, ощущаемых напрямую без соответствующих зрительных образов и переживаний - сразу: "Это" - страх, "Это" - счастье. "Это" - Истина. Ощущение глубокого одиночества в пугающем чужом мире без знакомых образов и представлений, встреча со своим страхом, самим собой, который в этом - другом мире без формы и лица, тождественен "Я". Душа распадается и представляется одновременно тремя и даже семью, такой опыт просто может не выдержать неподготовленный разум. Нельзя вернуться в тело и проснуться, несмотря на осознанное желание выйти из необычного состояния. И тогда одна из душ может заблудиться в чужом мире, надолго остаться в пограничном состоянии: с нарушением сна и "голосами" в реальной жизни. И все это ярче и более настоящее, чем в реальной жизни. Нужен ли этот опыт, который невозможно даже передать в словах человеческого разума? Все сказанное содержится также только в одной фразе: "О вреде магического овладения миром". Бурятские шаманы, говорят что без души человек не проживет больше трех лет.


Характерной особенностью неошаманизма Прибайкалья конца ХХ и начала ХХI века стала публичная демонстрация шаманских "театрализованных" обрядов без "впускания в себя духа-онго" и проведение новых по своему содержанию обрядов, выполняемых шаманом за денежное вознаграждение. Кроме традиционных обрядов по улучшению здоровья и возврата души в тело, все чаще люди просят шамана провести обряд для улучшения своего благосостояния, чтобы шла хорошо торговля или бизнес; для карьерного роста, изменения внешности в лучшую сторону, приворота любимого и т.д. Причем с такими просьбами стали обращать не только местные жители, но и люди из европейских городов России и из-за рубежа. Складывается впечатление, что чем дальше находятся от шамана люди, тем более могущественными возможностями наделяют его. На протяжении нескольких поколений современное общество придерживается системы мышления без использования магии и колдовства, и отказывается от веры в древних духов. Многие люди просто забыли, что к черным формам магии относится использование духовной силы ради материальной выгоды. Опасность заключается в том, что к волшебству очень легко пристраститься. Зачем от каких-либо временных неудач бросаться в крайности и пытаться магическими средствами менять свою карму, бежать от жизни в Тибет, шаманизм, измененные состояния сознания, в иную систему познания и иной способ восприятия? Нужен ли сверхъестественный (астральный) опыт на физическом плане?

Однако, тяга человека ко всему таинственному и неизведанному привлекает на берега Байкала все больше желающих лично встретиться с практикующим шаманом. По словам В. Хагдаева: "Трудно сейчас отличить кто настоящий шаман, а кто псевдошаман, целью которого является только извлечение как можно большей прибыли и который стучит себя в грудь больше всех, доказывая, что он великий шаман, - забывая о том, что древние шаманы отличались прежде всего скромностью и мудростью, любовью и состраданием к своим ближним".

В Бурятии уже появились неошаманы, присвоившие себе высшие 9-е степени посвящения "заарин", т.е. шаман который может левитировать выше крон деревьев свободно перемещаться между мирами. Большинство наследственных шаманов западного берега Байкала имеет 1-5 ступени посвящения. Кто из них настоящий, а кто "псевдошаман" покажет время.

В настоящее время шаманы Прибайкалья и Забайкалья объединяются в ассоциации и шаманские конфессии. В Республике Бурятия в 1997 г. зарегистрирована шаманская конфессия "Боо мургэл", объединяющая в настоящее время в своих рядах 45 шаманов, которые имеют узаконенное государством право заниматься культовой деятельностью в Байкальском регионе. Объединение шаманов Усть-Ордынского национального округа Иркутской области "Сахилган" возглавляет шаман Виталий Борисович Павлов. Оно объединяет около 10 шаманов. В Ольхонском районе живет еще 4 шамана, которые не входят в вышеперечисленные шаманские конфессии. Патриарх ольхонских шаманов, многоуважаемый Орлооб Орбодоевич Орбодоев считал ольхонских шаманов наиболее сильными из существующих, сохранившими наиболее правильно "шаманскую науку".

Количество шаманов в местности, известной сейчас под названием Ольхонский район, по данным подворных списков за 1884 г. составляло 13 шаманов. В 1962 г. этнограф-фольклорист С.П. Балдаев записал имена девяти шаманов, живших в Приольхонье. В 2001 г. официально практикующих шаманов на этой территории осталось только четверо и много старцев, исполняющих те или иные обряды.

Современный шаман Прибайкалья сегодня образован, знаком с буддизмом и современными научными теориями. Как уживаются в нем эти две веры: шаманизм и буддизм с современной наукой? На самом деле все очень просто, шаман говорит, что человек хочет быть защищен в жизни от несчастных случаев и проблем. Он хочет здоровья и счастья любым способом. Через защитные мантры лам и через оберегающие заклинания шаманов, человек приносит тем и другим богам жертвенные подношения. Иногда ламы отсылают мирянина к шаманам или наоборот, все зависит от сложности проблемы. В целом человек ищет любой возможной помощи, будь то помощь буддийского божества, современного врача с ученой степенью или шаманского духа-тэнгрия. Он может сегодня после посещения врача позвать домой шамана, чтобы сделать обряд, а завтра поехать в дацан к ламе совершить аналогичный обряд по буддийскому канону. В своей практике шаманы используют "Атлас тибетской медицины", а при гриппе рекомендуют обратиться к врачам. Иногда современная медицина оказывается бессильной помочь больному обычными способами, тогда человек обращается к шаману, знахарю, ламе - альтернативному способу достижения здоровья и благополучия необычным путем. Эффективность древних шаманских обрядов подтверждается вековой и тысячелетней практикой и, случается, помогает отдельным больным людям. Пациенты действительно иногда поправляются. Однако трудно установить, действительно ли прекращение болезни было результатом шаманской терапии или человек поправился самостоятельно.

Шаманизм бурят - вера, рожденная этим народом в этой местности, на этой земле и сохранившаяся в течение тысячелетий, хотя ей предрекали гибель и исчезновение еще в прошлом веке. Её никогда не признавала официальная власть, так как считалось, что у шаманизма нет стройной канонической литературы. Экстаз шамана официальная наука относила к болезни и расстройству психики. Но время показало, что на самом деле шаманизм жив и его древние практики открывают путь к сверхчувственному восприятию. Экстаз шамана, или по-современному "измененное состояние сознания" стал признанным инструментом для практик, благодаря которым человек может действовать как маг или "видящий". Нет смысла думать о том, кто такие "духи" на самом деле и почему шаманизм действует. Без личного опыта вхождения в измененное состояние сознания невозможно словами передать суть этих знаний "нечеловеческого происхождения и характера". Антрополог К. Кастанеда невыразимое в словесной форме знание образно назвал "безмолвным знанием". Шаманизм находится "по ту сторону" повседневного человеческого опыта и зачастую оперирует закономерностями, многие из которых выше современного понимания. "Сила древних заклятий и практик жива и действенна", - так говорят практикующие шаманы и маги.
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Панчашикха один из учеников Капилы
достаточно радикапльный практик создавший наиболее ранний текст нетеистической санкхьи
один из немногих отрицающих схему с перерождениями
Мокшадхарма. Слово Панчашикхи (наиболее ранний текст атеистической Санкхьи)
(Махабхарата, вып. V, кн. 1, Мокшадхарма, Ашхабад-Ылым, 1983, с. 164 -174)
http://abuss.narod.ru/Biblio/mokshadharma/moksha218-219.htm
Спойлер
43. Как имя и проявление теряют реки, достигшие океана,
И он их течение вбирает, так и существа исчезают.
44. А раз это так, то откуда возникнуть вновь самосознанию после смерти,
Если полностью поглощается и совсем сливается (со Вселенной) джива?*.
45. Кто знает это учение об освобождении, не заблуждается, Атмана ищет,
Тот не пятнается нежеланными плодами действий, как лист лотоса не смачивается влагой.
46. Освобождённый от ужасных сетей, расставленных потомством, богами,
Покинув двоицу – счастье–несчастье, свободный от признаков, он идет верховной дорогой.
47. Под кровом Писания и Предания покоясь, он не боится бед, старости, смерти.
Исчезли его заслуги, грехи отпали, значит, причины, плоды (их) исчезли*.
48. Непорочного, безвидного пространства достигнув, отрешённые в Великом (Махане) предаются созерцанью;
Как сидящий в паутине паук, когда она порвана, падает и лежит неподвижно,
49. Так освобождённый покидает страдания и рассыпается, словно ком земли, упавший на камень;
Как сбрасывает старые рога олень или змея – кожу*
50. И, сбросив, не озираясь, уходит, так освобождённый покидает страданье.
Как с дерева, упавшего в воду, вспорхнув, улетает непривязанная к нему птица,
51. Так эту двоицу – счастье–несчастье, покинув,
Освобожденный от признаков идет запредельной, высочайшей дорогой.
52. Есть еще песнь, спетая царем Митхилы, когда он увидел огнем охваченный город:
"Конечно, здесь ничего моего не горит!" – именно так сказал земли охранитель.
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

"ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВЕДАНТЫ"
(Из книги Свами Шивананды "Йога и сила мысли").
http://sankara.narod.ru/sivananda.html
Спойлер
КАТЕГОРИИ:
1. Есть двадцать четыре таттвы, или принципа проявления мула-пракрити (изначальной материи):
- пять танматр, или элементарных принципов:
шабда (звук), спарша (прикосновение), рупа (цвето-форма), раса (вкус), гандха (запах).
- пять джняна-индрий (буддхендрий), или органов чувственного восприятия:
шротра (ухо), твак (кожа), чакшус (глаз), джихва (язык), гхрана (нос).
- пять карма-индрий, или органов действия:
вак (речь), пани (рука), пада (нога), упастха (гениталии), пайю (анус).
- пять пран, или жизненных сил:
прана, апана, самана, удана, вьяна.
- четырехэлементная антахкарана, или внутренний орган (внутренний деятель):
манас (ум/рассудок), буддхи (интеллект/разум), читта (память и подсознание), ахамкара (эго, чувство я-деятеля).
2. Есть три тела, или шариры:
стхула-шарира (плотное физическое тело), сукшма- или линга-шарира (тонкое тело), карана-шарира (причинное тело).
3. Есть пять кош, или телесных оболочек, покрывающих дживу (душу):
аннамайя (тело пищи), пранамайя (тело дыхания), маномайя (ментальная оболочка), виджнянамайя (интеллектуальная оболочка), анандамайя (оболочка блаженства).
4. Есть шесть бхава-викар, или модификаций/изменений тела:
асти (бытие), джайяте (рождение), вардхате (рост), випаринамате (изменение), апакшийяте (увядание), винашьяти (смерть).
5. Есть пять плотных элементов:
акаша (эфир), вайю (воздух), агни (огонь), апас (вода), притхиви (земля).
6. Есть пять упапран, или вспомогательных жизненно важных потоков воздуха:
нага, курма, крикара, дэвадатта, дхананджая.
7. Есть шесть урми, или волн (океана сансары):
шока (скорбь), моха (смятение, заблуждение), кшут (голод), пипаса (жажда), джара (увядание, старение), мритью (смерть).
8. Есть шесть вайри, или врагов:
кама (страсть), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (чувственное влечение, обман), мада (гордость), матсара (ревность).
9. Майя двойственна:
видья (знание) и авидъя (неведение).
10. Видья, или знание, бывает двух видов: пара (высшее) и апара (низшее).
11. Авастх, или состояний сознания, три:
джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон без сновидений).
12. Шакти две:
аварана (вуалирующая), викшепа (отвлекающая, проецирующая).
13. Джняна-бхумик, или степеней знания, семь:
субхекча, вичарана, тануманаси, саттвапатти, асамсакти, падартха-абхавана и турийя.
14. Аджняна-бхумик, или степеней неведения, семь:
биджа-джаграт, джаграт, маха-джаграт, джаграт-свапна, свапна, свапна-джаграт и сушупти.
15. Садхана включает в себя четыре принципа:
вивека (умение различать между вечным и невечным), вайрагья (бесстрастие ко всем чувственным наслаждениям), шатсамат (шесть добродетелей):
шама (спокойствие разума),
дама (сдержанность, или контроль чувств),
упарати (прекращение мирской деятельности),
титикша (сила духа и стойкость/терпение),
шраддха (вера в Бога, Гуру, Священные тексты Веданты и Высшее "Я"),
самадхана (концентрация, или однонаправленность сознания),
и мумукшуттва (горячее стремление к Освобождению).
16. Природа Атмана-Брахмана тройственна:
caт (бытие), чит (сознание), ананда (блаженство).
17. В сердце есть три грантхи, или узла:
авидья (неведение), кама (желание/вожделение), карма (действие).
18. Джива характеризуется тремя недостатками:
мала (нечистота), викшепа (беспокойство ума), аварана (неведение).
19. Есть две вритти, или два состояния психики:
вишайякара-вритти (объективный психоз) и брахмакара-вритти (бесконечный психоз).
20. Есть три гуны, или качества, пракрити:
саттва (свет и чистота), раджас (активность и страсть), тамас (тьма и инертность).
21. Пури, или "городов", образующих тонкое тело, - восемь:
джняна-индрии, карма-индрии, праны, антахкарана, танмамры, авидья, кама и карма.
22. Есть три кармы:
саньчита, прарабдха и агами.
23. Природа любой вещи пятерична:
асти, бхати, прийя, нама, рупа.
24. Бхед, или различий, - три:
свагата, саджатийя, виджатийя.
25. Есть две лакшаны, или два определения природы Брахмана:
сварупалакшана и татастхалакшана.
26. Дхату, или элементов, составляющих тело, - семь:
раса (млечный сок), асра (кровь), манса (плоть), меда (жир), астхи (кость), маджджа (костный мозг), шукра (семя).
27. Есть четыре состояния джняны:
брахмавит, брахмавидвара, брахмавидварийя, брахмавидвариштха.
28. Анубандх, или обсуждаемых тем, в Веданте четыре:
адхикари (достойный ученик), вишайя (объект), самбандха (связь), прайоджана (результат).
29. Есть шесть линг, или признаков совершенного изложения и толкования текста:
упакрама-упасамхара-экавакьята (единство мысли в начале и в конце), абхьяса (повторение),
апурвата (новизна или необычный характер доказательства),
пхала (наличие практического вывода),
артхавада (убедительная экспрессия),
упапатти, или юкти (иллюстративность аргументации).
30. Есть три бхаваны, или разновидности понимания:
самшайябхавана (сомнение), асамбхавана (ощущение невозможности),
випаритабхавана (извращенное, неправильное мышление).
31. Есть тринадцать мал, или загрязнений сознания:
рага, двеша, кама, кродха, лобха, моха, мада, матсарья, ирша, асуйя, дамбха, дарпа, ахамкара.
32. Есть пять клеш, или мирских "болезней":
авидья (неведение), асмита (эгоизм), рага (страсть), двеша (ненависть), абхинивеша (привязанность к телу и мирской жизни).
33. Есть три вида тап, или страданий:
адидайвика, адибхаутика, адхьятмика.
34. Есть шесть праман, или доказательств знания:
пратьякша (восприятие), анумана (умозаключение/вывод), упамана
(сравнение), агама (Священный текст, Писание), артхапатти
(допущение), анупалабдхи (невосприятие).
35. Есть два сознания:
ашуддха (нечистое) и шуддха (чистое).
36. Есть два вида медитации:
сагуна и ниргуна.
37. Есть два типа мукт (освобожденных):
дживанмукта и видехамукта.
38. Есть две мукти (освобождения):
карма-мукти и садйо-мукти.
39. Есть два уровня самадхи:
савикальпа и нирвикальпа.
40. Джняна бывает двоякой:
парокша (косвенная) и апарокша (непосредственная).
41. Пракрити состоит из двух частей:
пара и апара.
42. Апара-пракрити состоит из восьми элементов:
земля, вода, огонь, воздух, эфир, разум, интеллект, эго.
43. В Веданте есть три прастханы, или авторитетных текста:
Упанишады, "Брахма/Веданта-сутры", "Бхагавад-Гита".
44. Есть две разновидности грантх, или текстов:
прамана-грантхи и прамейя-грантхи.
Тексты также делятся на:
пракрийя-грантхи и шастра-грантхи.
45. Есть три васаны, или желания:
дарайшана (желание иметь жену), виттайшана (желание обладать богатством), локайшана (жажда жизни в этом мире и потустороннем мире).
46. Есть четыре вида существ:
джараюджа (рожденные из матки), андаджа (рожденные и яйца), сведаджа (рожденные из пота), удбхиджджия (рожденные из земли).
47. У врат спасения стоят четыре стража:
шанти (покой), сантоша (удовлетворенность), вичара (анализ, или логическое рассуждение), сатсанг (общество мудрых).
48. Есть пять состояний сознания:
кшипта (рассеянное), мудха (вялое), викшипта (слегка рассеянное), экагра (сосредоточенное), нируддха (приторможенное).
49. Есть девять телесных врат:
два уха, два глаза, рот, нос, пупок, гениталии, анус
50. Аварана-шакти состоит из:
асаттва-авараны и абхана-авараны.
51. Викшепа-шакти состоит из трех частей:
крийя-шакти, иччха-шакти, джняна-шакти.
52. Есть три разновидности сатты, или бытия:
парамартхика (абсолютная Реальность), вьявахарика (феноменальная), пратибхасика (иллюзорная).
53. Знание бывает двух видов:
сварупаджняна (знание сущностной природы) и вриттиджняна (психологическое или интеллектуальное знание).
54. Четыре препятствия к достижению самадхи:
лайя (апатичность), викшепа (рассеянность), кашайя (привязанность), расасвада (эгоистическое наслаждение).
55. Есть два значения махавакьи (великого Речения) Тат Твам Аси ("Ты есть То"):
вачьяртха (буквальное значение) и лакшьяртха (указывающее значение).
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)