Статья - Нагвализм толтеков и Кастанеда - Кундин А В

Автор fidel, 18 марта 2016, 08:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Текст с ресурса Неоэзотерик
Нагвализм толтеков и Кастанеда
Спойлер
Нагуализм (нагвализм) – неорелигия, граничащая с шаманством и магией, сформированная на основе книг Карлоса Кастанеды. Термин нагуализм берет начало в мифологии месоамериканских народностей, происходя от слова нагуаль (nahualli – яз. науатль) – Дух. Во время ученичества, Карлос Кастанеда описывая сложную систему мировоззрения, полученную от учителя Дона Хуана, предложил назвать ее «нагвализмом», но был отвергнут из-за непонятности самого термина для читателя. Спустя несколько лет, термин «нагуализм» поднимается повторно, А.П.Ксендзюком, для обозначения практическо-философской системы описанной в художественной форме в книгах Кастанеды.
(NZ) Нагвализм является религией для тех, кто свято верит в написанное Кастанедой и, в принципе, отвергает иные учения. Хотя объекта поклонения нет, что уже указывает не некоторое отличие от религии. А для людей, уважающих учение толтеков (и все его интересные интерпретации), но внимательно анализирующих их теорию и практику, нагвализм – это разновидность эзотерики. Таким образом, грань между религией и эзотерикой часто зависит лишь от отношения к учению.//

Концепция

В основе нагвализма лежит идея, о связи Духа с человеком, о необходимости совершенствования себя на всех планах (физическом, психологическом, энергетическом) с целью физического перехода в другую реальность (3-е внимание). Нагуалисты именуют себя воинами, толтеками, новыми видящими, принадлежащими к новому циклу, который был начат Карлосом Кастанедой.

(NZ) Из выше написанного наиболее необычным для эзотерики является переход в иную реальность вместе с физическим телом. Традиционно эзотерика оставляет, после смерти, эту оболочку тому плану материи, из которого она создана, освобождая лишь душу. Хотя явление дематериализации описано и, например, в иудаизме и христианстве в виде вознесения человека вместе с телом на небеса. Близко по смыслу и явление телепортации тела.

Кстати, согласно другим эзо-теориям именно сохранение мумифицированного тела или введение его в анабиоз, является помощью душе в тонких (энергетических=полевых) мирах. А от величины славы, добытой при жизни, зависит количество энергии поступающей к умершему от еще живущих.

Теория указывает на возможность трансформации корпускулярного состояния материи в полевое. Но какая польза может быть сознанию от этого? Только получение хотя и ограниченного, но довольно мощного притока энергии к своим тонким проводникам иных планов (миров). Это путь усиления своей индивидуальной мощи. Итак, ″огонь изнутри″, усиленный в ходе какой-то психотехники, теоретически, может перевести тело в плазменное состояние и человек уходит таким способом в иной мир. Посмотрим, каковы же практические пути достижения подобного?//

История

До начала ученичества Карлоса Кастанеды у своего учителя Дон Хуана, история нагвализма не велась документальным путем. Много внимания историческим деталям нагуализм никогда не уделял, фиксировались ключевые моменты, имевшие влияние на традицию в целом, а после устно передавались от учителя ученику. Ситуация изменилась со времен прихода испанской конкисты. Насильная христианизация вынудила носителей культа пересмотреть подход к религии. Традиция значительно трансформировалась в мировоззренческой философии, были упрощены ритуалы, иерархия, атрибуты, культовые сооружения и сама организация. С того момента, принявшие изменения, стали называться новыми видящими, взявшие только самое необходимое от прежнего состояния нагуализма. Не желавшие изменений, назывались магами древности, которые в итоге были уничтожены конкистодорами. Новые видящие, внесли кардинальные изменения в структуру нагуализма. В целях сохранения традиции, они разделились на линии, и действовали с тех пор, полностью отдельно и вне зависимости друг от друга. Линии были полностью закрытыми сообществами, управлялись лидерами, именуемыми Нагвалями, которые координировали деятельность группы, отбирали учеников сложным путем, применяя магические навыки. Линия, к которой принадлежал Кастанеда, знала поименно всех нагвалей, возглавлявших ее от времен конкисты. Карлос Кастанеда, являясь нагвалем, внес в линию значительные изменения, открыв доступ к накопленным знаниям, тем самым начав новый цикл.

(NZ) Итак, маги древности ничего не могли противопоставить оружию конкистадоров, несмотря на то, что они шли путем Воинов и накапливали всю жизнь энергию. Это говорит о том, что военная мощь, достигаемая в ходе общественно-экономического и военно-технического развития гораздо более эффективна, чем развитие персональной пси-энергетической мощи. И если начинающий стремиться с помощью эзотерики стать непобедимым, то лучше ему просто заняться военно-спортивной подготовкой.

Ритуалы и прочая зримая атрибутика были полезны как способ закрепления положений учения при передачи от поколения к поколению, но он теряет большую часть своей значимости после возникновения письменности и запечатление учения по сути. Новые видящие, фактически сделали шаг от религиозной формы к эзотерической, а опубликование учения Кастанедой вывели эзотерику толтеков из внутренней по форме (закрытые сообщества) в эзотеризм по содержанию, т.е. открытое знание, но доступное для глубокого освоения лишь отдельным людям со специфическими талантами.//     

Философия нагуализма

Философия нагуализма не имеет догматической жесткости, по определению – моральный нигилизм с апофатическим толкованием истинной природы вещей. Отсутствует понятие добра и зла, т.к. они являются субъективными категорийными определениями, большее предпочтения отдается характеристика конструктивности и энергозатратности.

(NZ) Отсутствие жестких догматов позволит нагуализму свободно развиваться во всех направлениях и версиях. В то же время, мы знаем, что Кастанеда не признавал иные трактовки учения, как и их авторов в качестве нагвалей. Это симптомы догматизма.

Неоэзотерика указывает на то, что не может быть серьезного учения без аксиоматической базы, но на мета уровне они должны иметь максимальную степень абстрактности, чтобы вмещать в себя любые иные наборы аксиом, отвечающие требованиям к таким логическим конструкциям.

Замена нравственности на эффективность и энерговыгодность – шаг, легко приводящий к философии эгоцентризма и власти силы, когда допустимо обогащаться энергией (в широком смысле) отнимая ее у более слабых индивидуумов. А высосать энергию у повернувшегося к тебе спиной своего же учителя – дело удачи. А поскольку этого в нагвализме нет, то, значит, есть и нравственность. Другой вариант: можно не признавать нравственности как духовного состояния, следовать ей из соображений целесообразности, учитывая, например, кармические или какие-то иные законы.

Неэзотерика говорит о том, что существуют несколько основных форм нравственности и совершить совершенно нравственного поступка, практически, невозможно. Но суть нравственности – это не придуманные кем-то правила, а аналогия, взятая с устройства Мироздания и потому являющаяся элементом практики достижения адекватности его структуре. А диалектическая полнота Реальности допускает весь диапазон: от низших форм до высших, и даже абсолютной. Но каждая из них применяется в соответствии с уровнем духовного развития конкретного индивидуума.

Так, следовать целесообразности допустимо лишь тому, кто обрел мудрость и не причиняет страдания другим существам без крайней на то надобности. Свободен от нравственности лишь тот, кто постиг ее суть и знает, как, какой и когда ей следовать.//

Фундаментальные положения:

•        Дух – безличный создатель всего, не нуждающийся в поклонении, молитвах, почетании.

•        Нагуаль – абсолютная, трансцендентная реальность, находящаяся за пределами человеческого синтаксиса. Название духовного учителя.

•        Тональ – все, что вмещается в человеческий синтаксис, является упорядоченной частью нагуаля, человеком.

•        Намерение – воля Духа (с возможностью управления человеком).

•        Абстрактные ядра – ситуации, провоцирующие рост человека (всего бывает 21 абстрактное ядро).

•        Сказки о силе – миф в пределах досягаемости.

•        Мир есть тайна – предполагается, что познать мир не возможно (под миром подразумевается вселенная).

•        Смерть за левым плечом – аллегорическое понятие, направленное на постоянное напоминание о внезапности смерти.

(NZ) Здесь видно, что Дух=Абсолютному сознанию, а Нагуаль – абсолютная реальность, непознаваемая, поскольку лежит до существования и ее нечем выразить. Тональ – мир существования, являющийся проявленной, а значит, более определенной частью абсолюта. Правда, мы знаем, что даже в зоне человеческих ощущений многое не имеет словесного аналога. Хотя такие ощущения могли бы почти без искажений передаваться людьми при наличии механизма непосредственного восприятия, т.е. телепатии.

Намерение – психологическая установка, которая через подсознание может воздействовать на виртуальное поле будущего в тонком плане, и не только своею энергией, но и, задействовать более мощные сознания, например, волю Духа (Высшую силу).

Абстрактные ядра – типичные узловые события судьбы, в которых человек может воспользоваться благоприятными условиями для реализации своих планов, т.е. использовать силу обстоятельств. Какая же событие считать ядром и для достижения каких целей им воспользоваться зависит от конкретной эзо-философии и устремлений практикующего (воина).

Сказки о силе соответствуют теории эзо-практики, которая реализуется лишь отчасти, а все остальное – сказки. И дело здесь не в заведомом обмане, а в том, что многие указываемые теорией эзо-цели реализуемы лишь потенциально, на эволюционно далеких ступенях развития. И до них дойти в этой жизни маловероятно. Так, например, Циолковский разрабатывая полеты на Луну, сам не мог их осуществить и понадобилось еще пару веков, чтобы его идеи воплотились.

Непознаваемость мира в его источнике – известное и вполне объяснимое явление. Мир не познаваем до конца, но вполне познаваем потенциально, т.е. в бесконечном процессе. Если же стать на позиции, что он вообще не познаваем, то придется отменить все учения и даже бытовое обучение. А жить только инстинктами, на уровне интеллекта червяка.

Momento more – помни о смерти. Это девиз всех религиозно-философских систем и методов осознания ее предельной близости к человеку немало. А необходимость этого в эзо-практике продиктована целями переосмысления своей жизни и ее задачами.//

Психология нагуализма

Будучи направленным на трансформацию личности, нагуализм не является чисто умозрительной дисциплиной, направленной на поиск истины. Главенствующие цели в практике нагуализма достигаются посредством контроля психических процессов индивидуума, в которых значимую роль отведено вниманию. Теоретическая сторона имеет толкование разных уровней реальности, именуя их вниманием (первое внимание, второе внимание и третье внимание)

•        Первое внимание – мир повседневной реальности, обычный мир.

•        Второе внимание – воспринимается в состоянии измененного сознания, параллельная реальность с иными физическими законами. Пересекается с обычным миром.

•        Третье внимание – является стратегической целью нагуалиста, не имеет синтаксиса сопоставимым с данным человеку от рождения социумом, лежит за пределами описания.

Внимание в нагуализме должно постоянно совершенствоваться, характеризоваться стабильностью, интенсивность, силой, диапазоном. Воспитанное в ходе практики внимание, ведет к полноценной осознанности, которая характеризуется не как сосредоточенность, а как одновременное внимание соотношения выполнения тактических задач к стратегии в целом. Для исключения психического шума, необходима безупречность, которая служит базовым понятием. Безупречностью, нагуализм характеризует состояние, с высокой степенью контроля страха смерти, жалости к себе и чувства собственной важности. Для успешного выполнения ежедневных практик, верующий приобщается к архетипу воина, способного длительное время в автономном режиме вести «бой» с бесконтрольными автоматизмами своей психики, именую свое положение как путь воина. Нагуалисту предписывается выполнение практики перепросмотра, целью которой служит изменение отношения к прошлым событиям, повлиявшим на формирование личности. Перепросмотр направлен на сознательное управление восприятия к разного рода процессам, посредством памяти, и безупречного отношения к ним. Особое положение в нагуализме занимает любовь, но не в отношении между мужчиной и женщиной, а между человеком и знанием, окружающей красотой и безразмерностью мира, что впоследствии сказывается на его постоянном развитии, как в области естествознания так и во внутреннем мире. Нагуализм отдает психологии большое значении, т.к. познание механизмов ее работы, напрямую связано с конечной целью.

(NZ) Управление вниманием – центральное средство всех психотехник и разные эзо-учения применяют для этого разнообразные методики. Наверное, для трансовой техники приемы нагуализма являются одними из наиболее эффективных.

Все три внимания соответствуют уровням раскрытия сознания в планах реальности, описываемой всеми эзотериками, но в нагуализме тема раскрывается сугубо через практический элемент. Повышение уровня самосознания и осознанного отношения к своему бытию является обязательным условием реализации всякого эзо-учения. Безупречность как подавление ментального шума через остановку внутреннего диалога, контролем за отношением к смерти и самооценкой также является красивой интерпретацией аналогичных взгядов, например, китайского или японского буддизма.

Архетип воина также традиционен для многих древних учений. Особенно такое сравнение импонирует молодым мужчинам в период формирования их самолюбия (самоидентификации). Ведь воин вбирает в себя все характерные для бойца качества. Недостатками такого архетипа (как и других, например, Мудреца, Святого и т.п.) является ограниченность его мировосприятия и предсказуемость стиля.

В неоэзотерике используется архетип эзо-исследователя – представление более сложное, поскольку относиться к метапрактике. Эзо-исследователь занимается изучением Реальности всеми доступными средствами в поисках ответов (теоретических и практических) на базовые вопросы Бытия, а поэтому может временно использовать любые теории и архетипы, оставаясь сам в предельно абстрактной форме.

Пересмотр как психотехника означает постоянное переосмысление и уточнение оценок событий своей жизни, т.е. извлечение всех ее уроков, освоение которых зависит только от самого человека. Но оценки могут быть разные – они всегда привязаны к какой-то философии или конкретным целям. Безупречное отношение может быть только тогда, когда практикующий воспринимает событие не только из себя, но и надличностно. Это выводит на еще более высокий уровень осознанности.

Оригинально трактование любви как притяжения человека к знанию, красоте и абстрактности мира, позволяющие гармонизировать осознание на основе достижения более высокой степени соответствия реальности. Здесь можно узреть ростки нравственности, формируя ответвление морально-ориентированного нагуализма.

Отметим, что зрительные образы видящих не совпадают с аналогичными видениями последователей других учений, например, миров, описываемых буддистами. Это говорит о высокой степени субъективности воспринимаемого в трансах и без хорошей психоаналитики, применяемой, например, неоэзотерикой, реальная ценность видений очень незначительна. Впрочем, критерии оценки могут быть разные: одно дело смысловая ценность, другое – психический опыт, третье – полученное удовольствие и т.д.

Итак, мы ознакомились с учением Кастанеды в той мере, насколько широко отразил его суть базовый текст. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что нагуализим интересное и оригинальное учение, но не в коей-мере не выходящее за поле традиционной эзотерики. Учение, обладающее рядом специфических достоинств и недостатков, но качественно не превосходящее иные эзо-доктрины.

Естественно, что в эзотерике можно выделить лидирующие учения и в чем-то отстающие, но стремящийся не должен отстаивать чье-то первенство, а искать путь во всем, вне зависимости от импонирующего учения, иначе его сознание будет ограничено. И только мета подходы, реализованные в неоэзотерике, оставляют диалектически полную свободу осознания с помощью конкретных эзо-доктрин, но без привязки к ним.

Подробнее практика в книгах по NZ., Новые статьи

© А.В. Кундин www.NeoEsoterik.org
[свернуть]
ЦитироватьИтак, мы ознакомились с учением Кастанеды в той мере, насколько широко отразил его суть базовый текст. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что нагуализим интересное и оригинальное учение, но не в коей-мере не выходящее за поле традиционной эзотерики. Учение, обладающее рядом специфических достоинств и недостатков, но качественно не превосходящее иные эзо-доктрины.

Естественно, что в эзотерике можно выделить лидирующие учения и в чем-то отстающие, но стремящийся не должен отстаивать чье-то первенство, а искать путь во всем, вне зависимости от импонирующего учения, иначе его сознание будет ограничено. И только мета подходы, реализованные в неоэзотерике, оставляют диалектически полную свободу осознания с помощью конкретных эзо-доктрин, но без привязки к ним.
Статья является продолжением  статьи Кастанеда
Спойлер
Ка́рлос Cе́cар Сальвадо́р Ара́нья Кастане́да (исп. Carlos César Salvador Araña Castaneda; 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935), Кахамарка, Перу (либо Майрипоран, Бразилия) — дата смерти: 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США) — американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передаёт суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» — толтеков, — «Пути воина».
(NZ) Замечательно то явление, что многие специалисты по той или иной религиозно-философской системе, со временем, настолько проникаются ее учением, что становятся не только адептами, но и, благодаря своей профессиональной подготовке, знаменитыми учителями, развивающими избранную ими линию духовного познания до новых высот.

Излагая древнее учение языком, понятным современному человеку, Кастанеда не только модернизировал это знание, но и описал специфическое мировосприятие. А каждый необычный, но при этом достаточно глубокий, взгляд на Реальность и путь практики позволяет эзо-исследователям дополнить и откорректировать собственное миропонимание, а значит, сделать его более адекватным оригиналу.//

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь. Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейот, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем, дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела».

(NZ) В эзотерике, Наставник и ученик обязательно должны быть, в определенном смысле, родственные души, иначе передача учения неэффективна. Но здесь важна не только их психологическая совместимость, но и наличие у ученика качеств, обязательных для освоения учения. А в каждом учение свои базовые требования. Особенность толтеков заключается в том, что все свое познание они визуализируют, а не осмысляют, что свойственно людям с мощным эмоционально-образным восприятием. А это свойство почти всегда сопровождается повышенной способностью к самовнушению и гипнабельностью. Именно эти качества являются фундаментальными для практики толтеков.

В неоэзотерике упор делается на такие качества личности как глубина медитативного мышления и нравственность, но, как метапрактика, NZ указывает на возможность взаимных преобразований содержательных и визуальных практик, а также использования нравственностей (из диалектически полного пространства их форм) с различными критериями истинности.//

Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» толтеков заключалась в умении изменять свое восприятие, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» — это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а практика расширения восприятия за границы известного человеку. Также магия в учении толтеков не имеет своей целью власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье. Целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» — достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Существует мнение, что как и всё на «бренной земле», это просто взгляд с другой точки зрения (взгляд на предназначение человека). Т.о. «спасение души» описывается другими словами, возможно, более точными. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская. Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на слово «шаманизм», которое тоже не вполне соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

(NZ) Итак, адепт, обладающий незаурядными способностями к вхождению в трансы, а также имеющий качества лидера, и как гипнотизера (в широком смысле), несомненно, может быть вожаком группы себе подобных. Бессмысленно требовать от человека с подобными талантами идти путем интеллектуальных исследований. Как и человеку, склонному к мудрости, мало что дает метод трансов. Это разные дороги, но опытный эзотерик всегда может найти ключ для перевода одних знаний-умений в формат других с целью получения полноты психического опыта.

Трансы – это необязательно отдельная реальность, а нередко совмещение (наложение) обычной и сновидной. Это еще и окраска восприятия, заставляющая воспринимать обыденное в новом свете и измененных формах. Следуя пути толтеков, вполне можно существенно менять свое мировосприятие, точно также как и постижение мудрости, сначала меняет понятийную систему человека, а после, в медитации, он ощущает и зрит внутренним взором мир по-иному. Но видение это отличается тем, что на первом месте ощущения-осознания, а визуализация как их форма, а у толтеков зримый образ первичен, а его осмысление и анализ часто даже не желателен. Пожалуй, это напоминает буддийское познание на базе остановки мышления. И здесь важно понимать, что спор о том, какой из способов познания правилен – бессмысленен, т.к. в каждом есть свои + и -, да и применяются в разных целях. //     

Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году под названием «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge» («Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки»). Некоторое время она имела успех и в академической среде антропологов, но впоследствии с выходом других работ Кастанеды мнения о его исследованиях разделились. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвящённых учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира. За годы жизни он множество раз удостаивался как и величайших похвал (вплоть до того, что он предложил новую парадигму), так и жёсткой критики (вплоть до того, что он выдумал дона Хуана).

(NZ) Книги Кастенеда получили огромную известность, прежде всего, потому что они были написаны в стили приключений. Захватывающие воображение сюжеты и особенно не напрягающие при этом ум читателя. Но форма изложения учения – право автора. Ведь он же не для научного мира излагал это учение, а для его популярности в народе. Ну, а выдумал он Хуана или нет, важно лишь для истории, но не существенно по сути излагаемого учения.//

Биография

«Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу», — Карлос Кастанеда.

Внешность: «Крепкий, но мягкий в общении латиноамериканец, ростом 165 сантиметров, весом около 70 килограммов. Он так и пышел здоровьем. Коротко стриг свои темные волосы, у него были черные блестящие глаза. Одевался Кастанеда в консервативной манере, стараясь ничем не выделяться, независимо от того, что на нем - темный деловой костюм или спортивный костюм»

Поскольку под влиянием дона Хуана Карлос Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как «путь воина») и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно, в данном случае, найти источник, которому можно полностью доверять.

Необходимо отметить и позицию Карлоса Кастанеды, который долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти. Другая характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории, — запрет Кастанеды на видеосъёмки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике дона Хуана, человек знания (то есть воин, или маг, в его терминологии) не может позволить себе быть статичным, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его противоположна статичности.

(NZ) Практически все представители эзотерики стараются не выставлять свою личность и судьбу на всеобщее обозрение по многим причинам. Во-первых, отказываясь от какой-либо известности и славы (отсутствие гордыни), во-вторых, дабы не нарушить утонченных настроек своей судьбы, в-третьих, чтобы указать на значимость учения, а не своей личности и т.д. В то же время, исповедь некоторых духовных учителей (не мошенников) всегда направлена лишь на то, чтобы дать адептам возможность глубже понять их внутренний мир, т.е. предлагают себя в качестве экспериментального образца.

Стирание личной истории не обязательно выражается как уничтожение памяти о себе, в иных эзо-учениях оно означает перерастание желания личного роста, отказ от индивидуализированного бытия ради матричных состояний сознания. Это пси-движение в собственную надличность, матрицу человечества или Сверхсознание.//

Ученичество у дона Хуана

В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решил провести полевое исследование. Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом. Мнение других учёных отличалось: они считали, что Кастанеда должен сперва накопить необходимый багаж академических знаний. По словам Кастанеды, в решении провести полевую работу он руководствовался тем, что время, отпущенное на изучение мыслительных процессов коренных американских культур, стремительно истекало и можно было попросту опоздать. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона, США, и штат Сонора, Мексика, а результатом многолетней работы — книга «Учение дона Хуана» и знакомство с Хуаном Матусом.

Летом 1960 года, планируя написать статью о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. Он отправился по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу США и в Ногалесе, Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Вскоре он отправился к дону Хуану в Сонору и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходил у него обучение. Осенью 1965, в связи с психологическим стрессом, Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес. В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало первую книгу, «Учение дона Хуана», благодаря которой год спустя он получил степень магистра. Книга сразу же стала бестселлером, как и все последующие работы автора. Её многомиллионные тиражи сделали Кастанеду миллионером.

В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получает докторскую степень. В данной работе смещаются акценты с использования «растений силы» на учение шамана по повышению осознания, называемое им «магией», или «Путём воина». Постепенно Карлос Кастанеда окутывает свою личность туманом. Уменьшается число интервью, начинается этап «стирания личной истории». В 1974 году вышла последняя книга, описывающая непосредственный опыт общения с доном Хуаном, — «Сказки о силе», в которой, как выяснилось в последующее время, дон Хуан уходит из этого мира, или «сгорает в огне изнутри». В последующих книгах Карлос Кастанеда работает со своими воспоминаниями с целью разобраться в сложной системе мировоззрения Хуана Матуса.

Поздние годы

В период с 1977 по 1997 вышли оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Карлос Кастанеда практически полностью отре́зал себя от общества, сложив заботы о социальном контакте на посредников. В этот период и до конца жизни, будучи продолжателем шаманской линии дона Хуана, он вёл активную магическую практику согласно учению дона Хуана вместе со своей группой. В состав группы входили Флоринда Доннер-Грау (Florinda Donner-Grau), Тайша Абеляр (Taisha Abelar), Кэрол Тиггс (Carol Tiggs), Патрисия Партин (Patricia Partin, она же «Синий разведчик») и ещё несколько человек. С начала 1990-х годов начал вести более открытый образ жизни, читать лекции в Калифорнийском университете, обучать сначала бесплатно — небольшие группы, а затем устраивать платные семинары и лекции в США и Мексике.

16 июня 1995 года основал свою издательскую организацию «Cleargreen» для распространения тенсегрити, в качестве места для встреч и лекций и для других задач.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды — «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая суммирует наиболее важные моменты учения дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился во время ученичества у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином «тенсегрити».

Смерть

Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998. Официальная причина смерти — рак печени, сообщения в газетах появились лишь 18 июня.

Вскоре после его смерти исчезли и другие члены его отряда. Много позже труп, найденный в пустыне, был опознан по ДНК как Патрисия Партин. По фильму канала BBC, Патрисия Партин являлась приёмной дочерью Карлоса Кастанеды, и его же любовницей.

В настоящее время ученики продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению тенсегрити по всему миру, в том числе и в России.

(NZ) Биография Кастанеда указывает на то, что он соединил в одно: научную деятельность, духовную практику и даже бизнес. Согласно эзотерике, он сумел свести все энергетические линии судьбы в единое целенаправленное движение. С оговоркой, что бизнес на эзотерике не всегда совместим с истинной эзотерикой, т.к. приводит к ее профанации, хотя в каждом конкретном случае этот вопрос следует рассматривать отдельно.

Как видим, смерть Кастанеда не ознаменовалась переносом его земного тела в другую реальность – это и естественно, тат как никакая эзо-практика, на данном уровне развития человека, не позволяет совершить подобное, хотя в далеком будущем это станет реальной возможностью.//

Учение дона Хуана

В своих книгах Карлос Кастанеда описывает обучение у Хуана Матуса — мага, представителя древнего шаманского знания. Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, однако его идеи завоевали множество последователей по всему миру. Дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Кастанеда считал, что дон Хуан описал тип познавательной системы, незнакомый европейцу, обычно ориентирующемуся на что-то «априорно» существующее (на свои представления о том, как мир должен быть устроен, жёстко сформировавшиеся под давлением социализации).

(NZ) Отсутствие какого-либо подтверждения учению Хуана в известной науке шаманской культуре, художественность книг и ″нащупывание″ сути учения от книги к книге указывают на то, что Кастанеда пошел традиционным для эзотерики путем. А именно, изучая путь толтеков у реального учителя, начал активно синтезировать качественно новый подход к древней системе, совершенствуя ее же содержание до неузнаваемости. А затем вкладывал в уста своего учителя собственные творческие решения с целью повышения их достоверности. Последняя возрастает потому, что проверенная временем практика всегда вызывает доверие. Короче, Кастанеда поступил так же, как и Блаватская, но это не только не уменьшает ценность его работы, а скорее повышает ее важность. Конечно, его избыточные фантазии, временно, сбивают с толку даже опытных эзотериков, не говоря уже о жаждущих верить в описанное. Но бизнес требует жертв. Да и быть замеченным в глобализированной цивилизации можно только, если учитывать чаянья масс. А с другой стороны, встряска устоявшимся воззрениям очень полезна, заставляя внимательно вглядываться в их недостатки.//

Согласно Кастанеде, дон Хуан преподавал своим ученикам особый образ жизни, имеющий название Пути воина, или Пути знания. В качестве основной предпосылки Пути воина дон Хуан утверждал, что люди (как и другие живые существа) — «восприниматели» (исп. perceptor); данный термин имеет более активное значение, чем термин «воспринимающий» (англ. perceiver). Человек, по его концепции, не пассивно воспринимает уже готовую картину внешней и внутренней среды, но его восприятие активно интерпретирует энергетические сигналы, которыми полна вселенная, конструируя модель мира (принимаемую обычно за сам мир). Весь мир представляет собой чистую энергию, из которой восприятие создаёт описание мира. Подразумевается, что, каким бы адекватным ни было человеческое знание, оно ограничено.

Область воспринимаемого и осознаваемого, обычно известная человеческому вниманию, — тональ — достаточно узка и не отражает всевозможных аспектов вселенной — нагваля, то есть тональ как стереотипный мир человека есть лишь мизерная часть непостижимого нагваля. Однако способность к восприятию, по мнению дона Хуана, можно улучшить, следуя Пути воина — практической системе, итоговой целью которой считается энергетическая трансформация индивида и достижение «бесконечного осознания». Способность воспринимать энергетические поля называется видением, а необходимым условием для него является соответствующее намерение.

В создании картины мира, по дону Хуану, ведущую роль играет положение точки сборки — особого (ограниченного) места энергетического тела человека, через которое он воспринимает энергетические сигналы внешнего мира и положение которой возможно изменить. Степень подвижности и положение точки сборки определяют разные типы внимания:

•        Первое внимание соответствует повседневному стабильному описанию мира; жёстко фиксированная точка сборки.

•        Второе внимание соответствует вниманию, натренированному на восприятие нескольких различных описаний мира; точка сборки принимает несколько положений.

•        Третье внимание соответствует высшему состоянию развития внимания, при котором происходит полное осознание энергетических полей и свободное перемещение точки сборки в различные положения.

По словам дона Хуана, необходимым условием для развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога, отвечающего за фиксированные конструкции восприятия, в повседневной жизни. Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться от веры в собственное бессмертие, чувства собственной важности и жалости к себе (оборотной стороны чувства собственной важности). Инструментами достижения целей на Пути воина для человека являются сталкинг и искусство сновидения.

(NZ) Как видим, учение дона Хуана, по сути, полностью укладывается в эзотерическое восприятие Реальности, но имеет свою специфику в философии и практике. Будучи ближе всего к шаманизму и магии, нагвализм предлагает путь углубления в трансовые миры, не различая при этом конструируемые самим человеком от групповых реальностей (существующих благодаря пересечению конструкций разных субъектов) или объективизированной действительности, сконструированной сверхмощными сознаниями, не говоря уже о мирах без сознания. Подобием Абсолюта, по-видимому, является указание на возможность принципиально не описываемого бытия. А Сверхсознание напоминает представление о бесконечном осознании всего энергетического поля. Духовное продвижение в виде способности к свободному перемещению точки сборки соответствует трансперсональным преобразованиям в различных измерениях самосознания, достигаемых вследствие манипулирования пси-настройками и оболочками сознания. Более подробный анализ практики нагвализма будет дан в следующей статье.//

Влияние на культуру и общество

Популярность ведёт и к некоторым заблуждениям: многие люди слышали о Кастанеде в основном по первым двум книгам и ошибочно считают, что все его работы посвящены описанию приёма психоделиков; известны случаи, когда книги Кастанеды обвиняли в пропаганде наркотиков. После выхода в свет трудов Кастанеды появился и ряд критиков (среди которых, например, Ричард Де Милль), а также компиляторов и подражателей (Кен Орлиное Перо, Виктор Санчес, Теун Марез и др.), которых сам он не признавал.

Существует множество последователей Карлоса Кастанеды, которые восприняли книги Кастанеды не только как поэтическую метафору, но и как руководство к действию. Они следуют «Пути воина», описанному Карлосом Кастанедой. Некоторые из этих последователей присоединились к обучению на семинарах и классах, начатых лично Кастанедой и женщинами его «партии», в частности, Тайшей Абеляр, а теперь проводимых его учениками. В настоящее время издаются работы ряда авторов, имеющих сходную тематику, но принципиально иной подход к магии: Армандо Торрес («Правило трёхзубчатого Нагваля»), Алексей Ксендзюк («После Кастанеды: дальнейшее исследование» и др.), Виктор Санчес, а также Мануэль Тэренс («Американское путешествие») и другие. На русском языке также вышли исследовательские работы, излагающие учение Кастанеды с точки зрения современного научного подхода: Андрей Преображенский («Учение дона Хуана. Абстрактная магия»), Сергей Степанов («Философия Карлоса Кастанеды. Путь воина» и др.) и другие.

(NZ) Применение психоделиков Гроффом доказывают, что только совместно с целенаправленным внушением, они приводят к системному опыту трансов, иначе результат довольно хаотичен. Мы не будем отрицать того факта, что использование психоделических наркотиков помогает физически разрушить устоявшиеся пси-реакции восприятия и потому делает его более динамичным, облегчая освоение трансовой и медитационной техник, но при этом нужный эффект достигается только в случае целенаправленного и редкого применения пси-допингов, да еще на фоне безжалостного отношения к своим желаниям.

А ветвление идей учения Кастанеды в работах других авторов естественно – это происходит со всеми учениями. И таким образом они развиваются и совершенствуются, пока не исчерпают заложенный в них потенциал. Затем замирают в каноническом виде разных школ и часто переходят из эзотерики в разряд религий.//
[свернуть]
Согласны ли вы с выводом автора статьи ?
я попробую ему написать и пригласить
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Я пригласил автора статьи письмом
что вы думаете относительно данного пассажа статьи ?
ЦитироватьИтак, ″огонь изнутри″, усиленный в ходе какой-то психотехники, теоретически, может перевести тело в плазменное состояние и человек уходит таким способом в иной мир. Посмотрим, каковы же практические пути достижения подобного?
Какое отношение плазменное состояние может иметь к огню изнутри ?
Просьба аргументировать свое мнение

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

ТоТ

 Прафонация учения до общеэзотерического уровня. Причиной такого явления явилось переполненость чашки начитанной информацией. На момент первого прочтения(вероятно и единственного) данный человек уже был начитанный эзотерической литературы. Это стало причиной рассмотрения данного учения через сетку эзотерических знаний. То что было близко по этой сетке, приравнялось, а то что под сетку не легло было отброшено.
Плазменное состояние это очередная подгонка под сетку, ну чтоб его разуму было спокойнее. При чтении его разум пытался все подогнать под известные ему на тот момент образы. Плазменное состояние это то на что хватило воображения его разума:) это типичная фантазийная ошибка вызванная словом "огонь". Многие его начинают буквально понимать, точнее близко к буквальному. Отсюда плазменные состояния, или самовозгорания и т.п. Чушь:) просто разум не способен адекватный термин найти этому явлению. Например можео было бы назвать внутренним сиянием, но тогда бы появились те кто этого сияния уже достигли, да и удобно было б другим эзотерикам, они б за это зацепились и их сетка все бы прировняла к их удобсту. И тогда "огонь изнутри" стал бы у них вообще неким промежуточным моментом на их великом пути самотрансформации :) да и внутреннее сияние как аналогичное описание так же извращает само явление. В данном случае вообще нельзя опираться на название, это затуманивает взгляд. Нужно опираться на технический процесс явления. А техпроцесс нам говорит следующее. Что тс сдвигаясь заставляет воспламеняться новые эманации. Воспламеняться в смысле выделять. Так вот огонь изнутри, описывается как прохождение точкой сборки по свем эманациям разом, что приводит к активавации всех эманаций единомоментно. Это расширяет область восприятия до восприятия разом всех доступных эманаций. Какое это может иметь отношение к самовоспламенению или к плазме? Самовосламенение и плазма это другой вид состояния материи, огонь же изнутри подразумевает качественно новый способ ВОСПРИЯТИЯ, а внутреннее состояние это косвенный момент, скорее внешнего наблюдателя. Что не является принципиальным моментом, но многими выделяется именно этот аспект, хотя как я уже сказал, отношения к делу он вообще не имеет.
- Кто же ты такой?
- Замыслив побег я его осуществляю. Держись рядом когда я начну прорываться или оставайся умирать здесь...

fidel

ТоТ мне отчасти понятно преклонение гуманитариев перед словосочетанием "плазменное состояние"
они забывают, что включая газовую комфорку, они видят перед собой светящуюся плазму
лазма - состояние вещества - вещество в чистом виде переживается только в первом внимании
не говоря уже о третьем. Автор статьи не учел, что речь в учении Дона Хуана идет не о состоянии материи,
а о состоянии осознания.
Надеюсь он ответит на нашу критику


(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)