Дзен - Палец указывающий на луну

Автор fidel, 18 января 2012, 20:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

fidel

Как вы думаете, что может имется ввиду в дзен под различением пальца и луны ?
Об этом пишет например Тит Нат Хан
в книги "Ключи дзен"
Но как и все в дзен это не обязано быть окончательной и единственной истиной
http://www.kunpendelek.ru/library/daoism/booksdao/keys-zen/
ЦитироватьПалец и луна.
             
            Реальностью можно только жить и переживать ее изнутри, поэтому буддисты никогда не пытаются описать реальность. Буддистские книги служат лишь методами указания тем, кто практикует медитацию, направления реальности.

            "Сутра совершенного пробуждения" (Махавайпульяпурна-будда Сутра) повествует: "Все учение Будды есть палец, указывающий на луну". Для того чтобы указать на луну, мы пользуемся пальцем, но нам нельзя путать палец с луной. Палец это не луна. "Искусные средства" (упайя на санскрите) это методы, созданные для того, чтобы наставлять людей на путь просветления. Но если эти методы считать описанием пробуждения или самим пробуждением, тогда они становятся тюрьмой. Как только мы решим, что палец и есть луна, мы сразу же перестанем смотреть туда, куда указывает палец.

            Искусное средство может быть как словесным утверждением, так и простым жестом. Великие мастера обладают тем, что буддизм называет мудростью искусных путей (упайя-джняной), или способностью создавать и задействовать разнообразные методы, подходящие разным людям и случаям жизни. Например, разговор между Чао-Чу и Нан-Чуаном представляет искусное средство. Кипарис во дворе и цветок, который держит Будда, это тоже искусные средства.

            Но эти средства искусны только в том случае, если они согласуются с особенными обстоятельствами. Для того чтобы быть плодотворными, они должны удовлетворять насущные потребности искателя наставника и подходить его личному складу ума. Если мастер не способен уловить умонастроение ученика, он (или она) не сможет создать искусные или плодотворные средства. Не бывает средства, пригодного абсолютно для всех обстоятельств. Учителя должны все время создавать новые средства, полагаясь на свое осознание пути Будды и понимание учеников и обстоятельств. Буддисты говорят о 84 тысячах дверей Дхармы, которые ведут к реальности. Последователи дзен отмечают важность плодотворности и искусности для пробуждения учеников.

Indent

как минимум ителектуальные модели и непосредсвенное восприятие)

fidel

Цитата: Indent от 18 января 2012, 20:40как минимум ителектуальные модели и непосредсвенное восприятие)
согласен
мне еще кажется, что интерпретаций может быть много


Rei

Цитата: Indent от 18 января 2012, 20:40как минимум ителектуальные модели и непосредсвенное восприятие)
ещё напоминает восприятие неизвестного. Когда оно закончилось, и потом есть только память о нём, уже в обычном состоянии, тогда эта память как палец, указывающий на луну.
мы там одни,
мы там не спим,
нам там темно -
мы так хотим   (с)

Indent

или если не много иначе, разница между описанием вкуса мороженного и самого вкуса вовремя его поедания
мне кажется что речь идет о построении описаний на основании другого описания а не непосредственного восприятия

fidel

не знал куда запостить
Видео с отчасти христианским взглядом на буддизм
Проф. А. Б. Зубов о буддизме

Nancy

Цитата: fidel от 18 января 2012, 20:38Реальностью можно только жить и переживать ее изнутри, поэтому буддисты никогда не пытаются описать реальность. Буддистские книги служат лишь методами указания тем, кто практикует медитацию, направления реальности.

люди по привычке смотрят на внешнее, хотя реальность - это внутреннее
все практики сводятся к тому, чтобы перевести внимание человека снаружи вовнутрь

шаг за шагом практикуя видение своего сознания можно прийти к видению реальности
да и идти по сути было некуда потому что оно всегда было настолько близко, что невозможно было понять)