Алексей Ксендзюк -три вида внимания в книге "Человек неведомый"

Автор fidel, 14 ноября 2012, 12:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Завел эту тему потому что с большим трудом понимаю текст АПК относящийся к трем видам внимания. Чисто из любопытства - есть кто либо кто понимает что такое три вида внимания
непроизвольное, произвольное, послепроизвольное введенные Алексеем Ксендзюком
в книге  "Человек неведомый" ?
Цитата оттуда
Алексей Петрович Ксендзюк
"Человек неведомый. Толтекский путь усиления осознания"
ЧАСТЬ II. НЕПОСТИЖИМОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОЛТЕКА
Глава 6. СТАЛКИНГ: ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ
Спойлер
Прежде всего, мы должны учитывать, что человек постоянно пользуется тремя типами вни-
мания. Именно сочетание всех типов внимания выстраивает обычную схему переживания и
основанного на нем поведения, результатом чего становится непрерывная потеря энергии.
Внимание бывает 1) произвольным, 2) непроизвольным и 3) послепроизвольным.


(1) Первый тип внимания есть прямая манифестация осознанно принятого описания мира.
Работать с ним проще всего, поскольку оно легко меняет свое направление и интенсивность, если тол-
тек намеренно изменяет описание мира. Эта разновидность внимания опирается на те аспекты мо-
дели воспринимаемого мира, которые требуют подтверждений и не воспроизводятся автоматиче-
ски. Обычно это сложные семантические конструкции, работа со структурами, состоящими из зна-
чений, опознаваемых по шаблону (практически без участия активного осознания). Однако интер-
претация многоэлементных структур вынуждает внутренний диалог всякий раз повторять законы
описания, что сопровождается участием произвольного внимания.
Произвольное внимание выслеживается просто, поскольку каждое его движение связано с усилием
осознания. Оно охватывает информационно наиболее плотные области описания, которые предла-
гают несколько выборов (что требует не-автоматичности поведения), и по этой же причине сопро-
вождаются ментальным комментированием — самым явным компонентом внутреннего диалога.
Остановка ментального комментирования вызывает паузу, которая может перенаправить произ-
вольное внимание и изменить сценарий сложного реагирования. Благодаря этим относительно не-
сложным процессам возможно так называемое «позднее» обучение и переучивание. Так охотник
учится различать следы животных, а современный человек — управлять автомобилем или работать
с компьютером. Ибо во всех случаях обучения надо знать, на чем сосредоточить внимание, чтобы
выделить важное и убрать второстепенное. Каждый навык требует собственного распределения
внимания и нового алгоритма. Поэтому вполне естественно, что сталкинг начинается с выслежи-
вания произвольного внимания.

(2) Непроизвольное внимание обусловлено биологией и нейрофизиологией. У всех млекопитающих
с развитой ЦНС непроизвольное внимание работает по схожим законам. По сути, непроизвольное
внимание — это простое отражение доминирующих энергообменных процессов. Среда (внешнее
поле) диктует законы непроизвольного внимания так же, как законы самого выживания.
Например, пучок энергетических полей, который интенсивно перемещается в непосредственной
близости от субъекта, может оказаться опасным. Подобный пучок, пребывающий в состоянии от-
носительного покоя, реже представляет собой угрозу. Непроизвольное внимание в этой ситуации
всегда фокусируется на более активном пучке. Близкие объекты для непроизвольного внимания
важнее далеких, крупные важнее мелких, яркие важнее бледных и т.д.
Подобные законы работают и во внутреннем мире субъекта. Эмоции и переживания, впечатления и
мысли имеют свою иерархию важности для непроизвольного внимания. Главная проблема в вы-
слеживании непроизвольного внимания, когда речь идет о психических фактах, заключается в том,
что содержание внутреннего мира чаще всего обусловлено всеми видами внимания одновременно.
Некая часть бодрствующего сознания всегда следует за произвольным вниманием, другая — за по-
слепроизвольным. Вычленить биологический автоматизм — это значит обрести важный инстру-
мент сталкинга, поскольку этот автоматизм может исполнять роль конкурирующего сигнала в це-
лом ряде нежелательных эффектов тоналя.
Сущность непроизвольного внимания заключена в непосредственности. Оно всегда пребывает
«здесь» и сейчас», и уже этим противостоит самозабвению бесконечных проекций в будущее и
прошлое, в условное (воображаемое) наклонение. Непроизвольное внимание в чистом виде несо-
вместимо с индульгированием. Таким образом, в процессе сталкинга можно опираться на непроиз-
вольное внимание, чтобы устранить психоэмоциональные нагромождения, порожденные тоналем.
Внутренний диалог принимает минимальное участие в этом виде внимания. Причем именно здесь
внутренний диалог всегда опаздывает. Он не сопровождает и не оформляет внимание, он фиксиру-
ет последствия непроизвольного акта.

(3) Основное поле для выслеживания сталкера — это послепроизвольное внимание. Этот тип вни-
мания поддерживает основную часть тоналя, фиксирует режим восприятия и поглощает наиболь-
ший объем энергии. Почему? Субъективно нам кажется, что как раз произвольное внимание требу-
ет максимальных усилий от воспринимателя. На деле же все обстоит немного иначе.
Во-первых, послепроизвольное внимание занимается поистине колоссальным объемом сигналов.
Оно вычленяет, о-значивает, оценивает абсолютное большинство сигналов и сенсорных комплек-
сов, поступающих из внешнего поля. Оно непрерывно «делает» окружающую среду — как при-
родную, так и социальную, оно раскладывает по пунктам инвентаризационного списка эмоции,
чувства, переживания. Во-вторых, сущность послепроизвольного внимания — это своего рода «за-
бытая произвольность». Любой акт послепроизвольного внимания так же неестественен, как и дей-
ствие произвольного внимания. Он обусловлен цепочкой символов, взятых из описания, совокуп-
ностью элементов внутреннего диалога. В известном смысле послепроизвольное внимание — все-
гда результат размышления. Иногда оно бывает простым, но чаще скрывает в неотслеженных глу-
бинах множество ходов и последовательностей. Мы не замечаем, как всякий раз повторяем это
«размышление» — в сокращенном виде, разумеется. Но даже в сокращенном виде внутренний
диалог потребляет все накопившиеся ресурсы, за исключением неприкосновенного запаса, кото-
рый хранится на случай катастрофических перцептивных и психических нагрузок.
Не будет большим преувеличением сказать, что взрослый человек живет в мире послепроизволь-
ного внимания. Даже простейшие действия (например, ходьба) — результат послепроизвольного
внимания. Когда-то ребенок потратил достаточный объем произвольного внимания, чтобы нау-
читься ходить, а не ползать на четвереньках.
Конечно, в царстве послепроизвольного внимания тоже существует своя иерархия сложностей
(энергоемкости). Ходьба, например, относится к простейшим действиям и потребляет совсем мало
энергии. Распознавание звуков и слов родного языка — более сложный процесс. К нему примыкает
целая система социальных сигналов, условностей, возникших на ранних этапах антропогенеза, ко-
гда формировались первобытные племена с их примитивными (но уже искусственными) ритуала-
ми.
Своеобразным апофеозом послепроизвольного внимания стали для человека чтение и письмо. Эти
навыки ярче всего демонстрируют искусственность мироописания и его условность. Одновремен-
но они легли в основу глобального феномена человеческой культуры в целом. Сегодня чтение и
письмо пребывают далеко не на вершине сложных автоматизмов послепроизвольного внимания.
Есть навыки куда более сложные, но все они базируются на тех же принципах: сотворение знака
после многократного абстрагирования мысли и представления, а затем — сотворение синтаксиса,
т.е. законов, управляющих последовательностями знаков.
Язык, чтение и письмо сделали мышление человека синтаксическим. Одновременно собственный
неприродный синтаксис приобрели все виды восприятий и описание мира целиком. Само устрой-
ство общественной жизни человека с какого-то момента стало детищем синтаксиса. Абстрактные
понятия генерируют социальные феномены, и общество существует как определенный язык.
[свернуть]

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

(1) относительно призвольного внимания АПК пишет
ЦитироватьПроизвольное внимание выслеживается просто, поскольку каждое его движение связано с усилием
осознания. Оно охватывает информационно наиболее плотные области описания, которые предла-
гают несколько выборов (что требует не-автоматичности поведения), и по этой же причине сопро-
вождаются ментальным комментированием
надо полагать что это скорее всего мышление ?

(2)непроизвольное внимание А.Ксендзюк описывает как автоматическое реагироование  на превалирующий по важности объект - это внимание или что то еще ? Можно ли это назвывать отдельным типом внимания ?
"непроизвльность" этого типа "внимания"  заключается в неосознанности его механизмов ?

(3) послепроизвльное внимание это некая надстройка над непосредственным мышлением (социальонсть , мировозрение ? )


Такое ощущение, что АПК сам заблудился но не хочет этого показывть и для этогго заметает следы *nfs*
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Indent

fidel, мне кажется что проблема в том, что АПК не видит первое внимание, а думает о нем
отсюда и запутанность. он сам не понимает о чем пишет

fidel

АПК о послепроизвольном внимании
ЦитироватьЛюбой акт послепроизвольного внимания так же неестественен, как и действие произвольного внимания. Он обусловлен цепочкой символов, взятых из описания, совокуп-
ностью элементов внутреннего диалога.
возникает масса вопросов
1 Что такое совокупнось элементов внутреннего диалога  - это инвентарный список или что то
    другое ?
2 Почему А.Ксендзюк называет произвольное и послепроизвольное внимание не ественными ?
3 Каким образом "цепочка символов внутреннего диалога" обсулавливают внимание ?
4 Судя по тому что каждый акт послепроизовольного внимания обусловлен цепочкой симовлов ВД
   явлеятся ли вербальный ВД необходимым для работы этого типа внимания ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

swarm

Цитата: fidel от 14 ноября 2012, 12:36что такое три вида внимания
непроизвольное, произвольное, послепроизвольное введенные Алексеем Ксендзюком
В общем-то, это общепринятые психологические термины, а не введенные Ксендзюком - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Хотя точное определение самих этих терминов, их взаимосвязи, порою разнятся от источника к источнику.

Цитата: fidel от 14 ноября 2012, 12:36есть кто либо кто понимает что такое три вида внимания
непроизвольное, произвольное, послепроизвольное
Насколько я понял АПК - например, при чтении неинтересной книги мы используем произвольное внимание для поддержания этого процесса, послепроизвольное помогает мгновенно читать и понимать буквы (хотя когда-то мы вложили в обучение уйму произвольного внимания), а непроизвольное заставляет нас отвлекаться, если, допустим, громко хлопнула дверь. Произвольное и непроизвольное относятся ко второй сигнальной системы, а непроизвольное - к первой.
Разумеется, это в общем-то одно и то же внимание - просто произвольное - это "выдрессированное", прежде всего, родителями в детстве внимание непроизвольное, а послепроизвольное - это действия внимания произвольного, вошедшие в привычку.

не шути со временем

fidel

Цитата: riga от 14 ноября 2012, 15:02например, при чтении неинтересной книги мы используем произвольное внимание
У АПК не так
ЦитироватьСвоеобразным апофеозом послепроизвольного внимания стали для человека чтение и письмо

спасибо за ссылку я посмотрю и отпишу
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

попытаемся сравнить написанное в статье википедии и тексте АПК
содержательная часть текста о непризвольном внимании у АПК
ЦитироватьПо сути, непроизвольное
внимание — это простое отражение доминирующих энергообменных процессов. Среда (внешнее
поле) диктует законы непроизвольного внимания так же, как законы самого выживания
Википедия
ЦитироватьВид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции

На мой взгляд два этих описания адекватно соотнести невозможно

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

swarm

Цитата: fidel от 14 ноября 2012, 15:13У АПК не так
Да нет, все так. За сами элементарные навыки чтения и письма (распознавание букв, сложение их в слоги, слова, и предложения, при письме - обратный процесс плюс моторные навыки кисти руки) отвечает послепроизвольное внимание. Даже если мы увидели надпись мельком и не хотели её читать, это произойдет "автоматически" (если не приостановить вд). Еще примеры - перевод с языка на язык, и даже сама по себе вербальная артикуляция или распознавание чужих слов.
В примере с неинтересной книгой произвольность заключается не в самом навыке чтения, а в волевом преодолении отвлекающих факторов (вроде скуки и т.п.), с опорой на принятое решение.

Возможно, более удачный пример для произвольного внимания - концентрация внимания при созерцании.
не шути со временем

Rocky

Цитата: fidel от 14 ноября 2012, 12:36Чисто из любопытства - есть кто либо кто понимает что такое три вида внимания
непроизвольное, произвольное, послепроизвольное введенные Алексеем Ксендзюком
в книге  "Человек неведомый" ?
Я так понял, что послепроизвольное внимание это результат обучения, т.е. навык распределения внимания так, как это уже было сделано хотя бы однажды.

Цитата: fidel от 14 ноября 2012, 14:582 Почему А.Ксендзюк называет произвольное и послепроизвольное внимание не ественными ?
Думаю, потому что они манипулируют семантическими структурами, т.е. смыслами и символами. т.е. их можно направлять только на некоторый смысловой эквивалент реальности во внутреннем мире.

Цитата: fidel от 14 ноября 2012, 14:583 Каким образом "цепочка символов внутреннего диалога" обсулавливают внимание ?
Я полагаю, это некий ксендзюковский эквивалент ваших "структур сознания".

fidel

подумалось что данные три вида внимания отражают три степени вовлеченности:
1 Недифференцированное, рассеянное внимание
2 Дифференцированное внимание - выделяет объекты и следит за ними
3 Дифференцированное внимание с включением объекта в личностный или   
   иной контекст

пример
1 Человек слушает речь но слова не собираются в осмысленный текст
2 Человек слушает текст и для него она осмыслена но предмет речи его никак не
    касается
3 Человек слушает речь, она осмысленна и он способен оценить важность
    предмета речи

Цитата: Rocky от 14 ноября 2012, 17:13Я полагаю, это некий ксендзюковский эквивалент ваших "структур сознания".
я бы в данной теме хотел что бы мы не были хотя бы в какой то мере  противниками а объективно обсудили данный вопрос
Можно понять естественно что угодно но связать данное определение
с вторым вниманием не удастся - АПК в вопросе о трех видах внимания
не выходит за рамки первого внимания

Хотелось бы добавить еще пару слов - обсуждаемые на форуме  вопросы связанные с вниманием имеют четкие цели и очень конкретный предмет - здесь не изучают
что то для изучения чего то или для написания литературных текстов
Здесь люди пользуются вниманием, меняют тип внимания, погружают внимание, видят механизм внимания и я бы хотел что бы и  в этой теме не уходили в абстрактные рассуждения о чем то отвлеченном и не связанного с конкретным и лучше собственным опытом Я слушаю текст Риги и Роки и не ощущаю рабочего настроя = хлтелось что бы вы сфокусировались - ни у вас ни у меня нет времени на жонглирования текстами
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Большая психологическая энциклопедия
Цитировать
внимание непроизвольное
— самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта — новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление этого вида внимания — реакция ориентировочная.

внимание произвольное
  — направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.

внимание послепроизвольное
— возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

небольшая статья о трех видах внимания из которой все относительно понятно
Я считаю что само по себе подобное обсуждение вызвано мутностью мысли АПК
ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка. Внимание не может быть беспредметно.

Физиологический механизм внимания рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы. Внимание связывается с ретикулярной формацией – анатомически и функционально обособленной нервной тканью, расположенной в стволе мозга и в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому совершается отбор стимулов, достигающих зону ясного сознания.

В отличие от животных, люди управляют своим вниманием: Поэтому в динамике внимания исключительное значение имеет умение поставить цель. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Механизмом возникновения оптимального или доминирующего очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем элективной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую.

Большое значение в возникновении и организации внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием постоянного режима работы. Постоянный режим значительно облегчает возникновение оптимального очага возбуждения и обеспечивает успех в деятельности. Следует подчеркнуть, что нельзя допускать невнимательного выполнения работы. Сложившийся динамический стереотип невнимания трудно изменить.

Внимание выражается внешне в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.


ВИДЫ ВНИМАНИЯ

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

Интерес выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Новое в известном вызывает познавательный интерес.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое_ требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформировано независимо от самой личности.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.


СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание характеризуется следующими свойствами:

а) объемом;

б) распределением;

в) концентрацией;

г) устойчивостью;

д) переключением.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4–6 объектам, не связанным между собой.

Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Но реальные условия деятельности всегда требуют постоянного распределения внимания.

Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.
Устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное время выдерживать процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

Переключение внимания – это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.


ВНИМАНИЕ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

Обстоятельства, в которых находится человек, могут вызвать состояние внимательности или рассеянности.

Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку; оно вызывается напряженным ожиданием существенных для личности событий, выполнением ответственных поручений. Для него характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный подъем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию. Основу состояния внимательности составляет в этом случае произвольное внимание.

Состояние внимательности может возникнуть при напряжении потребности или повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание.

Рассеянность – состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте.

При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных. Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются.

Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью сотрудников должно быть обязательной чертой каждого руководителя.

Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете, в поверхностности суждений, в неспособности проникнуть во внутренний мир другого. Причины невнимательности лежат в недостатках произвольного внимания, знаний об окружающем мире, в отсутствии чуткости, заинтересованности в судьбах людей.

Как внимательность, так и невнимательность могут у человека проявляться избирательно. Внимательный в одной области жизни может быть совершенно невнимательным в другой.
Внимательность или невнимательность, связанная с неумением произвольно регулировать свое внутреннее внимание, отражается в мыслительной деятельности: первая – в доказательности, последовательности, непротиворечивости рассуждений; вторая – в эмоциональной отвлекаемости мысли, в неспособности последовательно и до конца довести рассуждение. Понятно, что внимание является не причиной, а одним из условий, определяющих логический ход мысли и ее результаты.
[свернуть]
обсуждать дальше видимо нечего :)
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

mk15

Что обсуждается в тексте Ксендзюка?
Виды внимания.
К чему может быть очевидно отнесены эти виды внимания, что занимается видами внимания, очвевидно психология, как наука.
Таким образом Ксендзюк пишет о психологии, об одной из ее частей.

После этого читатель может долго разбираться с написанным,  а так же получить дополнительну информацию из психологической литературы.

НО КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВСЕ ЭТО ИМЕЕТ К НАГУАЛИЗМУ?

НИКАКОГО!

Почему?
Потому что психология , как наука полностью создавалась и развивалась, как часть научной картины мира. Ничего от знания толтеков, знания ДХ, там нет, нет вообще.

Этого там нет даже на уровне самых определяющих понятий, таких , как внимание.

Т.е никакой связи нет , кроме искусственного и противоестественного перемешивания в тексте А.Ксендзюка.

Я далек от мысли ,что он делает  это случайно, случайно делать такое невозможно.
КОНСТРУКТОРЫ (свободный кастанедовский форум) - можно писать без регистрации , заходите друзья Конструкторы -форум  МЫ НАВОДИМ МОСТЫ К ДРУГИМ.)

Пожалуйста ответьте мне на моем форуме, добро пожаловать!

fidel

mk15 я бы еще заметил что ДХ умел говорить просто о весьма трудных для понимания темах а АПК умудряется так запутать читателя в элементарных вещах и известных темах, что кажется что это нечто очень сложное
Естественно намного легче ловить рыбку в мутной воде
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Отнсительно критики используемой АПК идеи квантовой теории сознания:
А.П.Ксендзюк
«Пороги сновидения»
Что такое внимание?
Спойлер
Великие умы квантовой физики (Вольфганг Паули, Э. Шредингер, Джон фон Нейман, Дэвид Бом и др.) оставили множество смелых догадок о физическом смысле сознания. Я не стану рассматривать эти идеи подробно, так как они уведут нас слишком далеко от предмета данной книги. Кроме того, я не физик и, следовательно, могу исказить какие-то существенные моменты. Лично мне кажется важной мысль о том, что сознание проявляет свою физическую активность тем, что извлекает нас из великой неопределенности, «вплетенности» в нерасчленимую Реальность квантового поля вселенной. Благодаря сознанию мы обретаем локальность в мире нелокальных связей. На языке квантовой физики сознание – именно то, что осуществляет декогеренцию субъекта, вычленение энергетического тела (организма) субъекта из запутанного состояния (нелокального присутствия в связанности со всем квантовым мирозданием). Запутанное (entangled) состояние – это бесконечное поле энергетических потенций, которые в любой миг могут быть реализованы (локализованы). Сознание выбирает качество декогеренции и этим обусловливает, что и как мы воспринимаем, с чем можем вступать в энергообмен. А это и есть наш конкретный энергетический и онтологический статус.
[свернуть]

имеется достаточно простая и понятная нефизику статья 
Корнилов Вячеслав Александрович
Критика квантовых теорий сознания
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)