Одна из версий описания понятия "карма" в буддизме
Буддолог Евгений Торчинов
ВВЕДЕНИЕ В БУДДОЛОГИЮ (http://sangye.narod.ru/VvedenieTorchinov.html)
Спойлер
Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь», как это иногда думают); на китайский язык «карма» переводится словом «е», которое в современном языке даже имеет значение «занятие», «специальность» или «профессия». В ведийские времена под кармой понималось не всякое действие, а только ритуально значимое (например, совершение какого-либо обряда), дающее желаемый результат, или «плод» (пхала). Постепенно значение этого понятия расширилось, и оно стало означать любое действие, или акт, причем в самом широком смысле этого слова – акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание) и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание). Кстати, сама эта триада «тело, речь, мысль» является очень древней и фиксируется не только в индийских, но и в ранних иранских текстах (гаты «Авесты», священного текста зороастрийцев – маздеистов), что указывает на его глубокие индоевропейские корни.
Таким образом, карма – это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и хотений. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо. Сансара безначальна[4], то есть ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно пребывает в сансаре извечно. А следовательно, сансарическое существование чревато также повторяемостью ситуаций и ролей, мучительным однообразием циклической воспроизводимости одного и того же содержания. И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции – в отличие от нетрадиционных форм оккультизма вроде теософии, переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой. Поэтому если человек материалистического или просто безрелигиозного западного воспитания может найти в идее перерождений даже что-то привлекательное («удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем», – пел Владимир Высоцкий), то для индийца она сопряжена с чувством несвободы и мучительной порабощенности, вызывающей потребность в освобождении из этой круговерти («Когда же придет избавление от уз сансары, о Боже?! Эту мысль называют желанием свободы», – писал один брахманский философ). Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII–VII вв. до н.э.), но именно буддизм тщательно разработал его, четко артикулировал, сделал формообразующей частью своего учения и уже в завершенном виде вновь «передал» индуизму. Однако между буддийским и индуистским пониманием кармы есть и некоторые различия. Так, в теистических направлениях индуизма считается, что последствия кармы определяет Бог, распределяя воздаяние за те или другие поступки. Но буддизм не является теистическим учением, в нем нет места понятию Бога, и поэтому карма понимается буддистами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматично. По существу, закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики, морали и психологии.
Я думаю имеет смысл соотнести "влечения и хотения" с приказом орла накапливать осознание. Учение дх концентрируется на страдания от
несвободы духа (субьективного, воспринимающего начала жс), фиксированного отождествлением с "я" как многоуровнего объекта
как вы думаете можно ли запустить спонтанный процесс обратный накоплению осознания ?
Цитата: hvoy от 20 июля 2014, 11:35имхо вместо того чтоб ее ждать, эффективнее собрать сначала разбросанные по времени щупальца сознания
думаю что при достаточном намерении процесс "освобождения щупалец" перейдет в самоподдерживающися внутренний процесс. Чем то это мне напоминает раздувание углей в костре
Цитата: fidel от 20 июля 2014, 11:16как вы думаете можно ли запустить спонтанный процесс обратный накоплению осознания ?
Можно, но ненужно. Алкоголизм может свести в могилу. :D
Спойлер
http://rutube.ru/video/0f38428b2afadcf2e17e1605dc09e306/
Цитата: choose belly от 20 июля 2014, 14:11Алкоголизм может свести в могилу.
вместо алкоголизма можно юзать лоботомию
но как ты понимаешь бесплатный сыр только в мышелофках
Цитата: fidel от 20 июля 2014, 13:13
думаю что при достаточном намерении процесс "освобождения щупалец" перейдет в самоподдерживающися внутренний процесс.
у меня сейчас есть ощущение что любое действие может быть направлено на укрепление в настройке либо на высвобождение из настройки. какое намерение перевесит туда и процесс потечет:)
задача растворения кармы с этой точки зрения видится в выслеживании своих действий: влечет ли действие за собой укрепление в настройке, направлено ли оно на создание новой опоры
безупречное действие видимо должно производится так чтобы его сцена и действующие лица существовали только здесь и сейчас без намерения продолжаться
только таким образом не происходит создания новой опоры на этом действии
Цитата: hvoy от 22 июля 2014, 22:10Куку а как же стратегический подход? как его юзать, в таком состоянии?
А никак. Разум неплохой тактик, но хреновый стратег. Реально сильные стратегические решения приходят не из разума. Откуда-то, где про юзание подходов не звучит.
Цитата: hvoy от 22 июля 2014, 23:08
в том чтоб не оказаться в доме, за которым следит снайпер
фидель советует стать никому нафиг не нужным :) чтоб никому не пришло в голову что ты вообще существуешь, тогда снайпер точно не грозит
мне кажется что когда разрабатываешь стратегию на поддержание своей жизни, во-первых нужно понимать что от тебя тут все равно ничего не зависит. дх был готов что любое самое простое действие приведет его к смерти. а во-вторых не строить опору на своих действиях, то есть например не предполагать что найденная работа тебе даст поддержку на несколько лет потому что может в любой момент что то пойти по другому. отсутствие таких иллюзий наоборот сделает более подвижным и живучим
то есть получается что подход с ненакоплением кармы тут как раз надо применять