Роль фона

Автор fidel, 8 ноября 2019, 09:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

В последнее время у меня сбойнула психика и понял
насколько важную роль играет такая казалась бы второстепенная деталь как фон настройки
Фон настройки может радикально поменять переживание картинки
Скажем он быть "зловещим" или "расслабляющим"
Как вы считаете что и с какой целью его формирует ?
Можно ли его менять волей ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Почему-то пришла ассоциация с теорией гештальт-терапии про отношение фигуры и фона. По этой теории текущую настройку мы можем обозвать условно фигурой, потому что это центровое отображение текущей реальности, «живая субстанция». А то, что рядом фон. Когда настройка отработана, растворена или изменена, фигура и фон могут поменяться местами. Настройка заменяется новой, появляется новый фон в рамках нормы, фон обычно нейтрален. Но в моменты, когда психика, как ты не скажешь, сбоит, когда болеешь, когда с организмом что-то происходит, при стрессах, текущая настройка растворяется не полностью, она не отработана, или вообще не растворяется, но на ее место приходит другая, а старая уходит в «фон».  И такой фон накапливается, формируя в некоторых случаях состояния вплоть до невротических. Нормальный фон, гладкий, расслабляющий это формирование новой настройки в моменте здесь и сейчас, ее растворение, смена в рамках текущего фона. При неотработанных тяжелых настройках их части уходят в фон, но оттуда никуда не деваются, а меняют текущее состояние в соответствие со своим зарядом, притягиваясь к текущим эманациям настройки, обычно этот механизм выражается через тревожность, нервность, ожидание худшего. Получается, что мы находимся как бы между фигурой и фоном, в средней зоне, это как ловушка, формирование настройки уже идет по сценарию, на который ты как бы не можешь влиять. Менять можно переключением на фон, выделение больных кусков. На самом деле в них есть энергия прошлых настроек, поэтому часто состояние достаточно болезненное. Но уже только осознанием того, что эти кусочки есть мы высвобождаем какое-то количество энергии и можем дальше расчищать пространство. Отделять от текущей настройки напыления уже устаревшие и не актуальные, так что волей считаю можно менять. Но это довольно длительный процесс и важно не завязнуть в «деталях» и не усугубить, не слив полностью фигуру с фоном.

wind1

Бахтияров. "Активное сознание". Определение.
Фигуры —  объекты сознания, выделяемые как целостные отдельности.
Фон —  объекты сознания, лишенные фигуративности, то, что находится между фигурами и из чего проявляются фигуры.

Обычный, социальный, режим восприятия расположен в "Предметном слое" и автоматически переключается с одной Фигуры на другую.
"Фоновый слой" воспринимается в специальном режиме Деконцентрации внимания и содержит в себе не перечень отдельных элементов, а знание "Всего" что содержит в себе конкретный фон в том числе и того, что находится "между" Фигур, доступных для выделения в отдельности. Способов описания Фона не существует, как не существует описания целостностей.

fidel

Цитата: wind1 от  8 ноября 2019, 10:23Фигуры —  объекты сознания, выделяемые как целостные отдельности. Фон —  объекты сознания, лишенные фигуративности, то, что находится между фигурами и из чего проявляются фигуры.
мне эти определения  напоминают - лошадь это то что находится за пределами безлашадности :)
Без всяких попыток критики - я бы порекомендовал Бахтиярову юзать стандартные определения из теории информации.
У меня немного иной вопрос - есть вербальное мышление
оно идет на фоне чувственного - какую роль играет чувственная часть ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

fidel, а чувственная часть не перетягивает на себя, не становится ведущей? Обычно эта часть легко довольно становится нейтральной. Что усиливает эту часть?

fidel

Цитата: Раста от  8 ноября 2019, 11:22Что усиливает эту часть?
сложно сказать
например может так случится что я сам раскачал психику за счет своих упражнений
либо мой отказ от части таблеток
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Мне кажется медетативные практики хотя и раскачивают тс, все же придают психике устойчивость. Возможно благодаря им есть таки возможность менять и фон настройки. И пусть это не быстро, но ввравнивпть фон или убирать. Воля становится не чем то эфемерным, а инструментом, который чувствуешь . То что происходит в организме в плане деструкции, скорее тормозит возможность действий. Пока так кажется, но надо ещё подумать.

wind1

Цитата: fidel от  8 ноября 2019, 10:48У меня немного иной вопрос - есть вербальное мышление
оно идет на фоне чувственного - какую роль играет чувственная часть ?
Всё просто и зависит, что конкретно ты выделяешь в качестве фигуры. А дальше без разницы, всё остальное уходит в фон. Ну и внимание позволяет выделить одновременно до 4 объектов в качестве фигуры. Допустим ты можешь ругать Бахтиярова и одновременно выделять в качестве фигуры/чувствовать, что болит зуб, а всё остальное будет фоном.
Вообще фоновый слой и фоновое восприятие одно из начальных-базовых понятий и на основе - техник в психонетике - основное деконцентрация.
Тот фон, про который вы пишите укладывается в общую схему - по сути частный случай.

fidel

#8
Цитата: wind1 от  8 ноября 2019, 13:15Тот фон, про который вы пишите укладывается в общую схему - по сути частный случай.
я думаю что ситуевина сложнее простого выделения фигуры из фона
Если то что раньше было фоном становится ведущей частью восприятия
то мы получаем другой поток восприятия Скажем если у тебя болит зуб, а вокруг тебя окружают толпа голодных волков то зуб ты можешь и не заметить
Так и с фоном - если чувственный фон активно меняет восприятие реала то его вербальная часть может перейти в фон

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

#9
fidel мы выделяем значимую часть настройки по ее влиянию на жизнь
а не по степени ее выделенности в восприятии
для меня то что было фоном в результате (возможно физиологических) изменений стало активной  выделенной частью восприятия
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Цитата: fidel от  8 ноября 2019, 16:10для меня то что было фоном в результате (возможно физиологических) изменений
стало активной  выделенной частью восприятия
Думаю это как раз настройка частично сместилась фоном. И по хорошему надо забрать энергию из фона и перевести в настройку. Хотя усилят настройку в других обстоятельствах наверно не стоило бы. По моим ощущениям таким образом энергия тянется из двух источников, а свободной как таковой её сделать не получается. Вопрос в другом, не стала ли уже текущая настройка фоном чувственного куска?

fidel

Цитата: Раста от  8 ноября 2019, 16:31Вопрос в другом, не стала ли уже текущая настройка фоном чувственного куска?
пока мне сложно разобраться где что
чувственное наверху что то сказать о нем сложно
кроме того что переживание неординарно
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

wind1

Цитата: fidel от  8 ноября 2019, 16:06если у тебя болит зуб, а вокруг тебя окружают толпа голодных волков то зуб ты можешь и не заметить
Как раз всё просто. В данном случае происходит переключение с одной фигуры на другую: с зуба на волков. Волки стали фигурой, а зуб перешёл в фон. Он не стал фоном, как не были фоном волки, он перешёл в фон. Но кроме зуба в фоне будет ещё бесконечное количество как фигур - то что мы можем легко выделить внимание, так и куча всего на подпороговом для восприятия уровне. Фон это нечто целостное, а не сумма отдельных элементов.
Так же как и фигура может выделяться в разных модальностях: визуальной, аудиальной, соматической а может и вообще абстрактно-ментальной (это твой частный случай), так и фон может быть как в отдельных модальностях, а может совмещать их все. И работа с фигурой-фоном одинакова везде. Фигура - концентрация, фон - деконцентрация. В общем всё просто. :)
Кстати, термин деконцентрация зачастую понимают неправильно. Я бы сказал, что деконцентрация - это концентрация внимания на фоне.


Раста

Цитата: fidel от  8 ноября 2019, 20:52чувственное наверху что то сказать о нем сложно
кроме того что переживание неординарно
Нет ощущения что это чувственное  - часть чего-то незавершенного, возможно воспоминания? Что эта незавершенность не дает уйти неоднозначности из фона и получить целостную ровность?
Можно попробовать посмотреть на фон со стороны, отделив наблюдателя, но именно на фон. Это как фокусировка на пространстве, когда, к примеру, например, находясь в комнате пытаешься видеть и воспринимать ни предметы мебели, ни стены, ни количества света или планировке, а именно на пространстве, которое это все в себя вместило и позволило быть. Так же можно попробовать посмотреть на свое внутреннее пространство, попробовать проследить откуда откололся кусок или на основе чего сформировался и стал фоном. Иногда бывает что если в психике что-то дает сбой, то совершенно случайно может всплыть что-то не отработанное, вытесненное, забытое. В таком случае все зависит от того, насколько психика подготовлена к таким событиям. Просто вытеснить обратно можно и какое-то время может не беспокоить, но потом опять, второй раз это второй раз, дорожка уже знакома. Можно попытаться сделать не проявленное проявленным, тут тоже желательно наблюдать со стороны именно и попытаться собрать пазл, остатком чего именно этот фрагмент является. А можно осознанно попробовать отделиться от каждого импульса и выйти за пространство, за фон, там нет ни настройки ни фона и попробовать увидеть с этого места как закрутилась энергия в такую связь и разобрать при слиянии с потоком. Тут уже нужно больше силы и понимание воли, умение использовать энергию настройки, которой сначала будет очень мало но в процессе она будет пребывать

fidel

Цитата: wind1 от  9 ноября 2019, 03:20Так же как и фигура может выделяться в разных модальностях: визуальной, аудиальной, соматической а может и вообще абстрактно-ментальной (это твой частный случай),
ты упрощаешь ситуацию, сведением к стандартной
ум формирует настройку из нескольких компонент
например концептуальной и чувственной и чувственная согласуется с концептуальной по уровню и значению. Вопрос - что если согласования нет ?

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

wind1

Цитата: fidel от  9 ноября 2019, 10:50ты упрощаешь ситуацию, сведением к стандартной
ум формирует настройку из нескольких компонент
Цитата: wind1 от  9 ноября 2019, 03:20так и фон может быть как в отдельных модальностях, а может совмещать их все.

Раста

wind1 насколько я понимаю дело не в том, что фон состоит из чего-то и этого может быть достаточно неоднородным. Дело в том, что фон может иди в разрез с текущей настройкой. Допустим на совершенно нейтральную текущую настройку начинает оказываться давление, меняя ситуацию не в соответствие с ней. Тогда обычное событие может восприниматься как угроза, как напряжение, давление, может вызывать тревогу, но реально этому нет причин. Идет рассогласование и это обесточивает. Самый примитивный пример.  Ты идешь по делам по улице, дела обычные, солнце светит, все живы-здоровы, дело скорее даже приятное, не вызывающее трудностей, но вдруг появляется фрустрация, скажем, которая никак не вяжется с ситуацией, причин нет. А влияние есть. Сам диссонанс довольно болезненный, особенно когда умом-то понимаешь, но ничего сделать не можешь.   И обычной деконцентрацией тут не обойтись, к сожалению. Надо идти несколько глубже пытаясь найти исток несоответствия, чтоб что то с ним попытаться сделать. А в момент обесточенности опора на волю слабая, восприятие начинает "гулять" и это все на фоне того, что ситуация тобой осознается и отчасти можно ее контролировать и отслеживать динамику. Надо искать за фоном, на мой взгляд, искать тонкие ниточки, как правило из прошлого. И даже если ты делаешь перепросмотр постоянно, то все ниточки удалены только в идеале, что-то было в "спящем" режиме, теперь активизировалось. Иногда так бывает, при стрессе, если что-то с организмом происходит, может быть ответной реакцие на какое-то событие. Надо попытаться понять что пробудилось, а это как правило и за настройкой и за фоном, на уровне подсознания.

fidel

wind1 я согласен с Растой
сложность в рассогласовании фона и центральной части настройка
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

wind1

 - Фигура и фон не обязаны быть согласованными между собой. Особенно в случае волевого выделения фигуры.
- Что из себя представляет фон и как он сформировался особенно в случае когда это эмоционально-ментальный конструкт, а не реальная картинка берега моря,  это уже другая история. Деконцентрация позволяет сконцентрировать внимание на фоне в отличии от стандартного
направления внимания на фигуру. Отсюда можно получить многое, но, увы, не всё. :)

wind1

Не помню давал ли я тут ссылку на довольно интересную статью в том числе и про фоновое восприятие.
http://www.sostoyanie.ru/2010-03-31-19-22-05/2010-03-31-19-22-43/192---q----q.html?lang=ru
Попробовал сам.
Просто по ссылке переходить почему-то не хочет, но можно скопировать ссылку и вставить в адресную строку или перейти по адресу ссылки.

Раста

Если у меня открылось то что надо, то про проявление архетипов это все же несколько другое на мой взгляд. В определенную мыслеформу человек попадает под влиянием ситуации бессознательно, повинуясь глубинным законам коллективного бессознательного той системы, в которой живет. И возможности человека в том плане безграничны, архетипов столько, сколько жизненных ситуаций. Благодаря памяти днк опыт человека выходит далеко за раки своей прожитой жизни. При некоторых видах неврозов человек может попасть под влияние какой-либо мыслеформы и не может отличить свое от архитепического. В данном случае можно найти некоторое пересечение с гештальтом. Но в той ситуации, которую мы обсуждаем я не увидела деструкции проявленного архетипа. Да и схема гештальта скорее может служить для иллюстрации, но не более. Когда речь идет о возможности видеть свою настройку и параллельно оказываемое на нее давление, ситуация на мой взгляд,  другая. Чувственный фон может состоять из неотработанных кусков памяти, подавленных эмоций, личностных переживаний, но эти куски мало отношения имеют к проявившейся мыслеформе, скорее что-то из личностных слое бессознательного. И по хорошему, при умении создать нужную настройку, составив комбинацию из внешних и внутренних эманаций, не обязательно лезть в бутылку выискивая причину качества фона, достаточно убрать эти куски, и не просто убрать ,а забрать себе их энергию. Эта манипуляция не проста, но доступна, но это  более глубинный уровень, за архетипами. Если этот уровень доступен, то скорее всего то же беспокойство выражается не в личностных проявлениях, а в ощущении неоднородного давления ,пелены,  безличного натиска, который накрывает, перекрывая настройку, подчиняя себе. Выйти из этого с опорой на волю более правильно (ведь это не прием у психотерапевта и не стоит задача поправить что-то в личности для улучшения жизни в мире бытийном, тут скорее задача получить необходимо ровное и здоровое состояние для практики, не попасть в "болото", отделив качественно все, и настройку и фон), не занимаясь разбором, а выходя за границы и работая только с энергетическими завязками. И даже такие скажем так неоднозначные состояния, если их правильно использовать, вполне могут стать и возможностями.


fidel

Цитата: wind1 от  9 ноября 2019, 16:43Просто по ссылке переходить почему-то не хочет
спрашивает пароль
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

непонятно откуда берутся чувства и куда уходят
почему они связаны в одно целое с настройкой
что делает это целое одним целым
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Цитата: fidel от  9 ноября 2019, 19:06непонятно откуда берутся чувства и куда уходят
можно предположить и только, что возникают из нашего отношения, основанного на сформировавшихся представлениях, скорее бессознательно, потому что это отношение уже приобрело автоматизм. Уходят обычно в никуда, импульс, какой бы сильный ни был, постепенно вырабатывает себя и исчезает, будто-бы и не было ничего. Чувства могут соответствовать текущей настройке и являться ее составляющей, могут не соответствовать и быть притянутыми окольными путями. В итоге у нас есть ситуация или мысль, и отношение к ней, а все это составляет картину текущего реала, пока не начнешь разбирать составляющие. Я думаю эти игры разума идут вокруг личности, когда личности меньше, то в этом целом видится не так уж много целостного, а больше раздробленного киш-миша вокруг ядра настройки.

fidel

Цитата: Раста от  9 ноября 2019, 19:23В итоге у нас есть ситуация или мысль, и отношение к ней, а все это составляет картину текущего реала
я бы сказал что у меня есть реал, который можно делить на качественные уровни реал формируется умом и он самосогласован Рациональный человек не может себе представить что созданная его умом реальность окажется иррациональной в этом смысле чувственный фон должно быть согласовано с ментальном и образным восприятием и никак иначе
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Раста

Цитата: fidel от  9 ноября 2019, 21:37Рациональный человек не может себе представить что созданная его умом реальность окажется иррациональной

В этом смысле рациональному человеку гораздо сложнее действовать в системе сложившегося диссонанса. Попытка найти объяснение приведет скорее к истощению последних сил, а не восстановлению равновесия. А хоть раз в жизни подобное состояние может случиться с каждым. Ведь в данном случае речь идет скорее об образе целостности, а не самой целостности. При опоре только на ум, если что-то пойдет не так, то ни о какой самосогласованности уже речи не пойдет, скорее всего...

Раста

Периодически выпадает оказия наблюдать за тем, как у людей излишне рациональных и деятельных зарождаются невротические состояния. В погоне за призрачными идеалами из стандартного набора этого мира, которых надо все время больше и которые должны постоянно превосходить самих себя, человек сам того не осознавая пребывает постоянно в состоянии напряжения. Длительное напряжение выливается в хронический стресс или переходит в апатию. А механизм всего этого действа как раз неплохо иллюстрируют понятия фигуры и фона. Ум создает новые настройки, человек следует к новым целям, они четко стоят перед глазами, получает результат. Логически результат должен создавать ожидаемый фон. А выходит на поверку, что выиграв тендер или достроив наконец дачу в 5 этажей человек не испытывает логических по его мнению переживаний. Радости нет, удовлетворения нет, напряжение еще больше возрастает. И наоборот, если вдруг случается заминка, или заболевает, по каким-то причинам должен отказаться от деятельности, то наоборот даже радуется этому. И естественно сама ситуация человека выбивает, но как крайне рациональный и деятельный, он не видит рассогласования фигуры и фона и не думает что-то с этим делать, а скорее решает ,что все из-за того, что достижения опять малы и загоняет себя в еще большую деятельность и нацеленность на результат. А в итоге загоняет психику в такой тупик, что видит вполне логичный и рациональный выход отрубить такие желаемые "красные башмачки" вместе с ногами.