Смысловые структуры

Автор fidel, 27 августа 2012, 09:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Что бы как то описать то с чем я сталкиваюсь в сознании  я изобрел для себя термин
"смысловые струтуры". Термин достатоно очевидный и просто из любопытства решил поискать в нете по строке "смысловые струтуры созанния" и был приятно удивлен количеством  материяла.
Приведу один из текстов, который еще не разбирал подробно, тем не менее явно указывающий на то, что со смысловыми структурами народ возится давно
Небольшой текст
Е. Синицын, О.Синицына
Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)
Конструкты Келли и информационно-смысловые структуры

http://www.s-genius.ru/vse_knigi/kelly.htm
Спойлер
В середине ХХ века американским психологом Д. Келли была разработана концепция когнитивной психологии, опиравшаяся на выделенные им в человеческом сознании конструкты. Основной постулат этой теории сводился к некоторым процессам личности, которые протекают в русле психических каналов, в рамках которых человек прогнозирует события и содержания этих событий (95). Теория  Келли о конструктах имеет некоторые общие принципиальные моменты с идеей об информационно-смысловых структурах, запечатленных в памяти человека. И конструкты Келли, и информационно-смысловые структуры находятся в сознании человека. По Келли, поведение человека определяется тем, как он прогнозирует события. И информационно-смысловые структуры определяют и прогнозируют поведение человека. Келли предполагает, что люди ведут себя как исследователи. Идея информационно-смысловых структур ставит задачу изучения механизмов развития этих структур, а развитие является исследовательским процессом. В то же время у людей с  конкретным примитивным мышлением (по определению  Юнга) способность к исследовательскому мышлению при принятии решений почти отсутствует. Их информационно-смысловые структуры ограничены кругом привычных мыслительных операций. Для этого круга людей теория Келли не дает ясных ответов. Теория Келли опирается на конструктивный альтернативизм. Суть этой идеи в том, что людям предоставляется огромное число возможностей. Так, например, взгляды зависят от конструктов, то есть от содержания определенной информации, которая находится в их сознании. Поскольку на одни и те же факты люди смотрят по-разному, Келли говорит, что «А» - это то, что человек видит как «А». В этом смысле Келли придерживается кантовского взгляда на мир, при этом одно из основных положений его теории солидарно с принципом Юнга и положением теоретической физики о роли наблюдателя в трактовке событий окружающего мира.

Идея информационно-смысловых структур предполагает возможность альтернативного выбора решения, но потенциал развития смысловых структур не ограничен двумя возможными решениями, как в конструктах Келли (при ограниченности выбора решений сразу исчезает творчество).

Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не было бы двух мнений. В этом плане характерна типизация главных опор его когнитивной психологии, которые он назвал конструктами: например, есть конструкты «хороший – плохой». Суть выбора, по Келли, состоит в выборе из двух вариантов или то, или другое. Упрощенность и, по сути, ошибочность такого взгляда заключена в том, что любой творчески мыслящий человек видит всегда множество вариантов. Мышление, ограниченное выбором «или-или», неизбежно сталкивается с невозможностью преодолеть барьер, когда оба варианта исчерпывают себя. Как пишут Хьелл и Зиглер, система Келли лежит в пределах психологии, а применимость его теории связана с некоторыми проложенными каналами, которые направляют поведение человека. Поскольку каналы стабильны, то поведение детерминировано и стабильно. Люди не беспокоятся о неопределенности и пустоте, где нет этих тропинок. Хотя Келли утверждал, что человек действует подобно ученому-исследователю, детерминация рационального поведения человека в его теории когнитивной психологии – весьма очевидна, поскольку любой процесс исследования есть творческий процесс, а в нем всегда присутствует главный элемент – состояние неопределенности. Таким образом, рационализм Келли вошел в противоречие с главной идеей его концепции человека-исследователя.

В ряде положений когнитивной психологии заключена внутренняя противоречивость: во-первых, Келли не обнаружил факторов, которые ответственны за образование содержания его конструктов. Действительно, в теории Келли отсутствует связь конструктов с психическими функциями Юнга или связь с эмоциями, потребностями и целью. Во-вторых, когнитивная психология не объясняет ряда принципиальных положений: 1) как развиваются конструкты; 2) каков вклад разнообразных факторов в образование этих конструктов; 3) являются ли сами конструкты переменными и случайными факторами, влияющим на деятельность сознания; 4) как конструкты связаны с психическими характеристиками человека (доминантность, радикализм, отзывчивость, отчужденность, интуиция и др.); 5) как формируются цели в конструктах в зависимости от эмоций.

В то же время идея информационно-смысловых структур (76), которая является частью структурно-осевой психологии, объясняет те неясности, которые не получили ответа в когнитивной психологии Келли. Идея об информационно-смысловых структурах включает как моменты рационального, так и иррационального поведения человека. Конструкты Келли говорят только о сугубо рациональном поведении. Это одно из существенных различий. Идея информационно-смысловых структур находит связь с теорией психологических типов Юнга. Келли совершенно не коснулся проблемы психологических типов, а, следовательно, его концепция поведения не учитывает такого значимого фактора как психологический тип личности, от которого во многом зависит образ мышления и поведения человека.

От идеи об информационно-смысловых структурах мы переходим к более общей теории структурно-осевой психологии, в основу которой положена идея о развитии этих структур, каждая из которых, получая приращение к старой структуре, тем самым рождает из себя новую структуру. Главная особенность структурно-осевого подхода в психологии заключается в том, что этот подход не отрицает противоречащие друг другу теории личности, а, наоборот, гармонизирует их путем учета их вкладов. Среди этих теорий можно назвать психодинамическую теорию Фрейда, аналитическую психологию Юнга, теорию психологических типов Юнга, индивидуальную психологию Адлера и другие теории.

Келли говорит о различии взглядов на одни и те же факты, но не объясняет глубинные причины таких различий. В идее об информационно-смысловых структурах заложена возможность поиска этих причин. Идея информационно-смысловых структур (как один из вариантов подхода к проблеме различия и индивидуальности взглядов у людей) направлена на раскрытие мотивов поведения личности. Таким образом, можно утверждать, что идея информационно-смысловых структур обобщает и развивает когнитивную психологию Келли в различных направлениях, включая в себя её основное положение о том, что поведение человека определено тем, что у него находится в сознании. Интересно отметить, ошибочность взгляда американских психологов Л. Хьелла и Д. Зиглера по поводу теории Келли. Оба считали, что Келли подчеркивал субъективную интерпретацию мира человеком и в связи с этим, по сути, в персонологической теории Келли заложены семена её кончины, ибо другой ученый неизбежно будет создавать свою теорию, несовпадающую с когнитивной психологией Келли. Но ошибка заключена в том, что, фактически, когнитивная психология может интенсивно развиваться на базе кибернетического подхода.

Хотя созданы более десятка фундаментальных теорий личности, но даже персонологии удается составить только приблизительную картину, описывающую личность человека. Судя по всему, задача предельной индивидуализации личности в плане её отпечатка – невыполнимая. Невозможно создать какую-либо теорию, которая бы учла все возможные варианты, так как в результате – даже в предельном случае – всегда найдутся противоречия и несогласованности внутри этой теории. Однако проблема фотографии информации, находящейся в памяти и переходящей из неё в сознание может быть хотя бы частично решена, если разобраться в поле множества смысловых структур, запечатленных в памяти человека. Итак, выделим два вопроса в проблеме творчества:

1) есть ли общие законы творческого развития у смысловых структур различного вида; 2) как осуществляется синтез этих структур.

По-видимому, законы психической деятельности инвариантны относительно разных видов творчества. Первой общей закономерностью формирования целостного образа смысловых структур является идентичность их связи с эмоциями, потребностями, целями и психическими функциями, лежащими в основе творчества, будь это наука или искусство.



Графическое изображение развития информационно-смысловых структур



Первую информационно-смысловую структуру, находящуюся в поле сознания обозначим через ИСС1; она состоит из четырех понятий и пяти связей. Две другие информационно-смысловые структуры ИСС2, ИСС3 находятся в бессознательном. В структурах ИСС2 и ИСС3 не все элементы связаны между собой. Между сознанием и бессознательным осуществляется обмен с помощью трансцендентной психической функции. Трансцендентная психическая функция была введена Юнгом как средство передачи психической энергии между психическими функциями, одни из которых находится в сознании, другие находятся в бессознательном. Трансцендентная психическая функция представляет своеобразный канал связи или, другими словами, «информационный интерфейс».

Рис. 1. Три информационных смысловых структуры ИСС1, ИСС2, ИСС3 и

      информационный интерфейс между ними (обозначен стрелками).



На рисунке 1 показаны три информационно-смысловых структуры, связанные между собой. Творчество характеризуется непрерывным обменом между бессознательным и сознанием. Разгадка сложнейших механизмов этого обмена может быть объяснена с помощью понимания процессов, происходящих в информационно-смысловых структурах.

Обмен между бессознательным и контролирующим его сознанием лишь одно из средств развития смысловых структур. Главное в творческом процессе – это его динамика. Обозначим предельно упрощенную кибернетическую модель развития смысловых структур. Предположим, что информационно-смысловая структура образована из 4-х понятий. Понятия 1-4 могут быть дополнены понятием 5 и тремя связями 3-5, 2-5 и 4-5. Развитие и наращивание информационно-смысловой структуры, состоящей из 4-х понятий и 5-ти связей, происходит сначала через актуализацию потребности, затем через одновременное возбуждение эмоций и формирование цели, что приводит к сопутствующему нарастанию психического напряжения на отдельном участке структуры. Напряжение снижается, как только происходит нахождение нового понятия и новых связей. Появление новых понятий и связей осуществляется нередко через озарение. Оно может быть разной значимости – от фундаментального открытия в науке до решения простой ученической задачи. Нарастание напряжения в психическом аппарате человека связано со стремлением к намеченной цели. Если во времени рост напряжения в психическом аппарате незаурядной творческой личности совпадает с пиком пассионарной напряженности во всем обществе, то поток озарений может привести к революционным открытиям в науке. Озарения сопровождаются эмоциональными переживаниями, поэтому новая структура S1, образованная из исходной структуры S0, окрашена на новом элементе-«понятии 5» - эмоциями. 

На рисунке 2 показано, как осуществляется расширение и развитие информационно-смысловой структуры (ИСС).
 
Рис. 2. Расширение исходной ИСС (S) через появление нового понятия 5
       и связей 2-5, 3-5,4-5 в ИСС осуществляется с помощью озарения.

На первый взгляд, упрощенный принцип развития структур осуществляется как будто бы только с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выбора и еще ряда других, которые обязаны рациональной деятельности сознания. Но перескок с известных понятий 2,3,4 в область нового понятия 5 в большинстве случаев осуществляется спонтанно за счет иррациональной деятельности бессознательного. Но для этого необходимо мощное сосредоточение психической энергии, чтобы пробить полосу незнания. Если же психическая энергия будет рассредоточена, то ни одна из связей 2-5, 3-5, 4-5 не будет установлена и не попадет в сознание вместе с понятием 5. Поэтому можно предположить, что направленность психической энергии подобна кумулятивному взрыву. В бессознательном формируется пучок психической энергии, контролируемый и направляемый узким руслом известных понятий 2,3,4 в сторону понятия 5. Этот поток прожигает узкой струей полосу незнания, то есть прожигает познавательно-психологический барьер Кедрова, который тормозит движение мысли в сторону понятия 5. Это явление, по сути, и есть озарение. Это почти очевидное предположение находит неожиданное подтверждение в открытии физиолога Ф. Меерсона о благотворных процессах в мозгу, возникающих под действием микро стрессов и вызванных ими стресс-реакциях (51, с. 10).

Развитие напряжения в психическом аппарате ученого, поэта, художника (творчески одаренного человека вообще - независимо от сферы его деятельности) сопровождается особыми физиологическими реакциями, которые благотворно влияют на общее психическое состояние человека, увлеченного творческим процессом. При развитии смысловой структуры напряжение в сознании колеблется от очень больших амплитуд до незначительных. Сильное возбуждение возникает в момент решения сложнейших научных проблем, при постановке труднейших научных задач, при решении сложнейших задач. В этот момент все силы человека предельно мобилизуются.

Физиолог Ф. Меерсон утверждает, что перед лицом жизненно важной задачи человека, непременно охватывает тревога, надежда, ожидание, а нередко страх или гнев. В кровь поступают гормоны. Дальше стресс действует в двух направлениях. Художника или ученого охватывает вдохновение, но не всегда проблема сдается перед натиском вдохновенной мысли.

Но есть и другие ситуации, когда небольшие озарения льются потоком. Здесь неизбежны напряжения небольшой амплитуды в психической системе человека, и они адекватны микро стрессу. Именно в этом процессе содержится ответ на то, почему в творческом процессе человек испытывает удовольствие от этих быстро сменяющих друг друга микро стрессов. Не только понимание психических процессов дает ключ к этой важнейшей в творчестве проблеме – как осуществляется развитие смысловой структуры на микро уровне: перескок  к понятию 5 с помощью обнаружения трех неизвестных связей 2-5, 3-5, и 4-5. Сопутствующим процессом микро стрессов являются стресс реакции. В объяснении открытий физиологов мы находим тот самый феномен наслаждения от процесса творчества у гениев, когда они в минуты невзгод искали в нем спасение. 

Когда стресс действует «вниз», то есть на системы обеспечения, гормоны мобилизуют дыхание, кровообращение, дают команду: выбросить в кровь питательные вещества и строительный материал. Поток структурных и энергетических ресурсов перебрасывается в работающие органы, сосуды которых расширены, увеличивается и сводится к минимуму в неактивных органах, потому что их сосуды сужаются, так стресс-реакция обеспечивает ресурсами доминанту, так формируется  структурный след, – говорит Ф. Меерсон в своих исследованиях влияния малых стрессов на адаптацию организма. Это напоминает эффект кумулятивного взрыва в среде информационно-смысловых структур.

Малые напряжения-стрессы активизируют информационно-смысловые структуры в момент их развития, так как к ним притекает дополнительная психическая энергия, взятая у других смысловых структур. Этот феномен объясняется и с точки зрения психического механизма вытеснения. Все, что в данный момент не требуется актуализированной смысловой структуре для ее развития, вытесняется на дальний план. Меерсон полагает, что действие стресс-реакции «вверх» связано с эмоциональным поведением. Восходящая реакция на стресс (центров головного мозга) выражается в веренице проб и ошибок, и, по сути, предоставляет собой поиск решения, – утверждает Меерсон. Таким образом, небольшие стрессы, обусловленные ростом напряжений небольшой амплитуды, действуя одновременно в двух направлениях, в сильной степени связаны с творческим процессом. Ценность микро стрессов в процессе творчества заключается в их благоприятной и психотерапевтической роли, они усиливают вдохновение, ибо вдохновение – это счастливое состояние души. Когда прилив энергии начался, то важно не упустить счастливый миг озарения
[свернуть]
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

при попытке пнять что имется ввиду под иформационно-смыловыми струтурами обнаружил обзор http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/5.html
в котором есть их упоминание и в нем нашел следующий текст
Цитировать
Обычно в традиционных концепциях личности когнитивные (подсознательные) характеристики объяснялись с помощью других понятий. Несколько десятилетий назад американскую, а вместе с ней и значительную часть мировой психологии было принято считать бихевиористической. С 50-х г. ХХ в. в развитии зарубежной психологии наметилась тенденция рассматривать познание в качестве базового объяснительного принципа организации психики. Вместе с его введением, в экспериментальной психологии на Западе произошла своеобразная революция, связанная с возникновением нового направления - когнитивной психологии. Увеличилось количество работ по познавательным процессам - восприятию, мышлению, вниманию, памяти.
мне кажется, что термин "познание" в этом отрывке можно попытаться перевести как
"накопление осознания".
Цитировать
Развитие системы конструктов
          Функционирование любого конструкта имеет целью предсказание событий, которое, по Келли, выполняет роль мотива и цели познавательной деятельности. Утверждение связи конструирования и прогнозирования - центральная посылка психологии личностных конструктов.
          Направление совершенствования конструктивной системы может быть двояким: либо по принципу определения, когда составляется все более определенное мнение о небольшом количестве явлений, либо по принципу расширения, когда возникает установка иметь хотя бы смутное представление о достаточно широком круге вещей.
          Накопление опыта происходит за счет формирования новых конструктов. Социальное взаимодействие рассматривается в качестве основной причины изменения конструктов, при этом конструирование изменений предшествует изменению поведения (сначала изменяется конструкт, а затем - форма поведения).
Цитата Дж Келли из другого источника
Цитировать«Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».
видно что схема Дж. Келли связана с накоплением, причем накапливаются "конкструкты" позволяющие предсказывать события , что вполне можно обозвать "накоплением осознания"
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Indent

Цитата: fidel от 27 августа 2012, 13:13ричем накапливаются "конкструкты" позволяющие предсказывать события

мне больше подумалось о том, что речь о щитах
предсказание это защита от неизвестного имха

fidel

Цитата: Indent от 27 августа 2012, 15:11мне больше подумалось о том, что речь о щитах
предсказание это защита от неизвестного имха
Щитом может быть опора сознания на представление о развитии
а сама возможность предсказания все же наверно что то типа опыта
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Дж. Келли пошел нескака дальше построения структур и ввел понятие связи структур
Каждая из его структур состоит из тройки - две сущности из этих трех противопоставлены
а две подобны Если среди набора элементов есть общие то они как бы зацепляются и появляется некая сеть
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

я думаю что Дж Келли пытался двигаться справа и его структуры совсем не то что видиш при погружении в созанние, тем не менее схема построенная Дж Кэлли отражает важные вспекты внутренней реальности, например двойственность механизма мышления и его структуру, построенную на осоциативной (и не только)  сети
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Nancy

интересно было бы разобрать из чего и как строятся смысловые структуры и возникает опора на них
мне кажется, что сначала появляется стремление получить или переживать какое-то эмоциональное состояние

возьмем, к примеру, идею о том, что надо к чему-то идти
возникает эмоциональное переживание и образ того, кто что-то ищет
есть ощущение себя как бы фиксированного и нефиксированного
но как мне кажется, человек уже является нефиксированным
а фиксирует его представления о том, что есть эти два состояния
идеи о себе фиксированном
эти идеи являются ничем большим как привычкой, залипанием на переживании определенного чувственного
и выходит что идеи (или смысловые структуры) это как якорь, который сохраняет дорожку к определенному самопереживанию
а сам смысл - это ощущение важности данного переживания, это то, что выводит процесс переживания какой-то эмоции на первый план и на какое-то время фиксирует ее там

как вы видите этот процесс?

fidel

Цитата: Nancy от 28 августа 2012, 12:05возьмем, к примеру, идею о том, что надо к чему-то идти
я думаю что смысловая струтура в данном случае это скорее "почему" надо идти
Цитата: Nancy от 28 августа 2012, 12:05и выходит что идеи (или смысловые структуры) это как якорь, который сохраняет дорожку к определенному самопереживанию
на мой взгляд очень верное наблюдение. Концептуальная и в конечонм итоге вербальная часть деятельности сознания ведет к собиранию конкретного набора эманаций, которые чувствуются или переживаются
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

при погружении в свое сознание иногда слегка удивляет как из набора эманаций
может возникнуть нечто осмысленное. Когда то для меня было нескака удивительным ответ - смысловые структуры так же состоят из эманаций и так же бессмысленны :) как и те эманации, которые они собирают
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Nancy

собрались все нити
создали узор
стал он мне так близок
будто бы знаком
и настолько важен
что забыл себя
но внутри свобода
бьется шелестя


fidel

что я здесь делаю ?
- только себя
что я не делаю ?
- только себя
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

хотелось бы спросить - ощущаете ли вы вд или мышление как внимание переходящее по узлам сети ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

очень краткий обзор касающийся смысловых структур  и смысловой саморегуляции
Смысловая сфера личности. Смысловая саморегуляция.
Спойлер
/А.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла и определяет его как отражение в сознании отношения мотива деятельности к цели действия [31]. Такое определение ограничивает данное понятие рамками отдельно взятой деятельности, в то время как наиболее важные коллизии личности развертываются в контексте более широком, чем единичная деятельность, в плоскости отношений между мотивами. Братусь Б.С. предлагает «вывести» определение смысла из отдельно взятой деятельности, сделать его более обобщенной и универсальной категорией и дает такое определение смысловому образованию: «это целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное смысловое отношение к миру» [11].

Д.А. Леонтьев выделяет шесть видов смысловых структур личности: личностный смысл, смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность. Строго говоря, личностный смысл, смысловую установку и мотив нельзя назвать устойчивыми инвариантными образованиями, являющимися структурой личности. Они складываются и функционируют в пределах конкретной отдельно взятой деятельности. Смысловые конструкты, смысловые диспозиции и ценности обладают трансситуативным и «наддеятельностным» характером. Вместе с тем между структурами актуальной деятельности и устойчивыми элементами структуры личности существуют теснейшие связи, не позволяющие их разорвать даже в теоретическом анализе [32].

Смысловые образования отличаются по степени обобщенности, по своему месту в иерархии смысловой сферы личности. Наиболее общие смысловые образования касаются вопросов мировоззрения, представлений человека о смысле жизни, его жизненных целей и ценностей, поддерживают представления человека о себе. Концентрированной описательной характеристикой наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого является смысл жизни [32]. На основе общих смысловых образований формируются частные смысловые образования, а именно: личностный смысл и смысловые установки [36].

В процессе мотивационно-личностной саморегуляции  формируются личностные смыслы  определенных жизненных событий (например, личностного смысла болезни). «Саморегуляция в этом понимании есть особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных сил» направленное на связывание систем личностных смыслов» [49]. Мотивационно-личностный уровень саморегуляции – это процесс, опосредованный социальными нормами и ценностями, системой внутренних требований человека. Л.В. Выготский связывал специфически человеческий способ регуляции с использованием знаковых психологических орудий. Знаки понимались им как искусственные стимулы-средства, вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции [44].

Основная функция смысловых образований личности заключается в регуляции деятельности. Именно на их основе задается та или иная смысловая направленность деятельности, создается возможность сознательно менять эту направленность [36]. Их регулирующая роль проявляется при осознании и принятии их в качестве ценностей. Ф.Е. Василюк также говорит о регулирующей роли смысловых образований и  выделяет особую деятельность по производству смысла «в критических ситуациях невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни» [14, с. 25].  По мнению автора, эта особая деятельность переживания может, сформировавшись в критической ситуации, в дальнейшем использоваться субъектом и при отсутствии ситуации невозможности, т.е. выполнять регулирующую функцию в ситуациях обыденной жизни.

Таким образом, мотивационно-личностная саморегуляция, эффективная в критических ситуациях, или смысловая саморегуляция заключается в перестройке смысловых образований, условием которой является их осознанность. С помощью осознанных смысловых образований, лежащих в основе саморегуляции, осуществляются произвольное изменение смысловой направленности, оценка и коррекция деятельности, преобразуются наиболее общие смысловые структуры, формируются новые ведущие ценности, составляющие основание целостной жизнедеятельности человека. Важным условием саморегуляции является развитое воображение, наличие иерархизированной смысловой сферы, владение широкой временной перспективой. В литературе неоднократно описано обеднение мотивационно-смысловой сферы, сужение временной перспективы у больных шизофренией, приводящее к тому, что механизм смыслового связывания оказывается нарушенным. В исследовании И.А. Сапаровой было показано, что отсутствие или дефективность ценностного опосредования являются одной из психологических причин возникновения ипохондрического развития личности [44]. В кандидатской работе Мазур Е.С. выявлено, что нарушения психической деятельности при эпилепсии обусловлены патологической суженностью смысловых образований личности [37].

Такие недостатки мотивационной сферы больного человека как неустойчивость или узость мотивационной иерархии, несформированность потребности в саморегуляции могут являться причинами в возникновении личностных аномалий и должны быть учтены и по возможности скорректированы в реабилитационных программах для больных людей [44].
[свернуть]
Начинается с формального определения личностного смысла:
ЦитироватьА.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла и определяет его как отражение в сознании отношения мотива деятельности к цели действия
На мой взгляд это определение работает только в очень грубых и явных случаях
чаще всего и смысл и мотив деятельности  скрыт и на сознательном уровне представлены псевдомотив и псевдоцель
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Из сборника http://cl.rushkolnik.ru/navigate/7840/index-20859.html
глава 3. смысловые структуры, их связи и функционирование
ЦитироватьМеханизм становления личностных ценностей уже давно был описан в понятиях интериоризации личностью социальных цен­ностей (Донцов, 1975). Ряд авторов (Додонов, 1978; Кюрегян, 1979) отмечают, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность — регулятор индивидуального поведения. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек мо­жет тем самым закладывать в себе основы потребности, которой рань­ше у него не было» (Додонов, 1978, с. 12). Однако отнюдь не все социальные ценности, осознаваемые и даже признаваемые индиви­дом в качестве таковых, реально ассимилируются им и становятся его личностными ценностями. Осознания и положительного отноше­ния к ценности явно недостаточно; более того, они, по-видимому, даже не являются необходимыми. Необходимым же условием этой трансформации является практическое включение субъекта в коллек­тивную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А.Арутюнян (1979) отмечает, что промежуточным зве­ном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей ре­ферентной для индивида малой группы. Можно предположить, что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп.

Что вы думаете о своей референтной группе ?
Есть ли она у вас ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Цитировать«Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой ^показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных ком­понентов» (там же, с. 13). Именно интенциональность конституи­рует предметы как «смысловые единства» (Гуссерль, 1929/1991 а, с. 16—17), причем любые реальные единства суть единства смысла (Гуссерль, 1913/1994 а, с. 30).
Интент! *beer*
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)