Читта или низший разум

Автор fidel, 3 июля 2012, 10:25

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

наткнулся на любопытную статью с попыткой осмыления индуистской терминологии
Мне показалось любопытным обсудить цитату о читта или низшем разуме
Статья
Строение тел . Человека. И не только.
http://www.soit.ru/magick/mag25.htm
ЦитироватьЧитта

Низший ум (то есть Разум, который собирает, накапливает и вспоминает информацию, полученную органами чувств, и мысли, с нею связанные. Он активен в смысле движения ассоциаций, которое проявляется в виде свободного течения мыслей, хотя на самом деле такой переход от одной мысли к другой не является в полном смысле свободным, ибо управляется определенными законами, или привычками, которые можно назвать четырьмя путями мыслей; это показывает, что низший ум подобен не джунглям, но саду с проложенными дорожками, или государству с хорошо развитой системой магистральных путей, ускоряющий систему транспортного переноса. Этими четырьмя путями являются: (1) отношения между родами и разновидностями, или классами и частностями, включая отношения и разницу между членами одного класса; (2) отношения части и целого; (3) отношения свойства и его обладателя; и (4) отношение сопоставления привычного и нового в опыте. К примеру, думая о розе, человек может последовать одному из четырех путей: (1) дикие розы —садовые розы, имеющие собственные имена — другие цветы; (2) лепестки —тычинки — розовый куст; (3) цвет — аромат; (4) конкретные известные розы —ваза с цветами; и т.п. Во время течения мыслей каждую смежную их пару всегда соединяет одно из этих отношений, так что низший ум шагает как бы с помощью пары ног, или перескакивая с камня на камень, как например, в потоке ассоциаций: роза — сад — дом — спальня — сон — сновидение; при этом при переходе к "дому" уже потеряна идея "розы". Одной из основных практик йоги является замена подобного привычного течения мыслей способностью концентрации, которую можно использовать в любой нужный момент; при этом, перед тем, как оставить идею розы, человек может рассмотреть все, что эта идея может ему дать.
Как вы думаете исчерпываются ли  пути мыслей четырьмя путями приведенными в цитате ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Цитата: fidel от  3 июля 2012, 10:25Этими четырьмя путями являются:
(1) отношения между родами и разновидностями, или классами и частностями, включая отношения 
     и разницу между членами одного класса;
(2) отношения части и целого;
(3) отношения свойства и его обладателя;
(4) отношение сопоставления привычного и нового в опыте

написано не совсем четко но на мой взгляд нет как минимум переходов по ассоциативной связи
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Indent

как минимум еще два обьекта может связывать эмоциональный аффект, и это вобще на общем уровне невозможно обрисовать, так как нету логичного принципа

fidel

у меня ощущение что чееловек сам не фиксировал переходов
не наблдал причин и поклался на другого теоретика или сам придумал
этим и отличается кстате непосредственное восприятие от размышлений
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Indent

Цитата: fidel от  3 июля 2012, 17:27или сам придумал

это ощущаеся по стремлению плодить схемы
кстати в контексте нагвализма этим еще нехило отличаетца АПК

Теплее

Цитата: fidel от  3 июля 2012, 17:27у меня ощущение что чееловек сам не фиксировал переходов
не наблдал причин и поклался на другого теоретика или сам придумал
этим и отличается кстате непосредственное восприятие от размышлений
непосредственное восприятие для личности вообще весьма проблематично. Оч простой пример. Когда начинала сновидеть, спрашивала у многих прочитавших кк: когда ты закрываешь глаза - что ты видишь? Ответ был неизменным: ничего не вижу. Спрашиваю: ну как же - пятна какие-то, линии, какие-то пульсирующие спирали... Ответ - нет, ничего такого не вижу, вообще ничего не вижу.

Только сейчас у меня возникло подозрение, что чел просто знает, что когда закрыть глаза - ничего не видно. То есть чел просто имеет некое шаблонное мнение, что если закрыть глаза - то ничего не видно. И это мнение настолько над ним довлеет, что он даже если закроет глаза и попытается посмотреть, то ничего не увидит. Чел знает, что ничего не видно с закрытыми глазами, полагается на это свое знание и в резалте, закрыв глаза, смотрит и действительно вообще ничего не видит. Знание чела полностью перекрывает ему непосредственное восприятие. 


Теплее

по теме. Цитата стартового топика  - из словаря йоги, который составил Эрнест Вуд.
"В прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери".

Ну понятно, что перед нами лектор, и что знание санскрита не делает из чела йога.

Теплее

Чаще всего низший ум трактуется как, например, у Садгуру Шивайя Субрамуниясвами:

"Инстинктивный ум (санскр. манас, манас-читта) - низший ум, контролирующий все инстинкты и деятельность индрий, а также эмоции и все заурядные, недуховные помыслы".
"Инстинктивный - от латинского instinctus, "побуждение; влечение". Любые мотивы, желания или импульсы, руководящие жизнью животного царства, а также физического и низшего астрального аспектов жизнедеятельности людей — например, самосохранение, воспроизводство потомства, голод и жажда, равно как эмоции гордыни, ненависти, страха, вожделения, гнева и зависти. Первая ступень духовного развития заключается в обуздании этих диких склонностей и импульсов и преобразовании их энергии в более высокую, духовную энергию".

Насколько понимаю, читта, то есть низший ум, сродни памяти подсознания. Наверное, одно из самых ярких проявлений низшего ума - обычные сны чела. Получается, ассоциативные переходы тут на первом месте. Ну и подспудные желания, импринты, условные рефлексы, да плюс еще инстинкты - замешано плотно.

Когда пишут, что читта, низший ум, контролирует деятельность индрий, я это понимаю так  - мы видим только так, как хотим видеть, и слышим только то, что хотим слышать. Вобщем, получается выборочное и весьма окрашенное восприятие.