Абстрактное мышление и конкретное мышление

Автор choose belly, 12 января 2019, 23:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Кот Учёный

Цитата: swarm от 13 января 2019, 18:12Если только среди пары десятков обезьянок, которых пытались учить, случайно затесалось несколько обезьяньих Эйнштейнов..

Здесь скорее даже не "эйнштейны", а обучение человеком.
Если к нам прилетит инопланетянин и подарит нам гравитолет, объяснив, как им пользоваться, то мы сумеем на нем летать.

choose belly

 Я думаю спор о том, могут ли животные воспринимать абстрактно возник из-за того, что абстракции разные бывают. Вот, например, Википедия:

Виды абстракции
Некоторые типы абстракции:

примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.

choose belly

 Пока что наука не дает внятного ответа на вопрос о том, как происходит мышление.
Спойлер

Нейрофизиологические механизмы мышления человека
Изучение того, как мозг "делает мысль", только недавно стало предметом физиологии. Поэтому сведения о нейрофизиологическом механизме деятельности второй сигнальной системы еще крайне ограничены. При современном уровне знаний для характеристики особенностей этой деятельности приходится изучать не столько ее физиологический механизм, сколько локализацию и условия образования возникающих при этом условных связей. В настоящее время накоплены пока разрозненные сведения о нервных процессах, которые разыгрываются в структурах мозга человека при его мыслительной деятельности. Некоторые результаты получены при выяснении

Что же могут представлять собой такие проявления нервной деятельности мозга, лежащие в основе того или иного мыслительного акта? По-видимому, речь должна идти об очень тонко специализированных интегративных процессах возникновения в структурах мозга сложнейших мозаик активности, которые были обозначены как "констелляции" (А.А. Ухтомский, 1945), а сейчас часто называются английским термином "паттерны". Конечно, возникающие узоры активности в структурах мозга, отражающие увиденный предмет или мысли о нем, несут такую информацию на своем "языке".

Задача перевода с языка нейрофизиологии на язык психологии связана с проблемой кодирования нервной системой получаемой информации. Если нервные механизмы кодирования сигналов простых признаков (главным образом физических свойств и параметров воспринимаемых событий) в какой-то мере изучены (Д. X. Пекел, Т. X. Баллок, 1968), то в изучении нервных механизмов кодирования информации при осуществлении высших функций мозга делаются лишь первые шаги, Ряд принципиальных вопросов о направлении и перспективах таких исследований поднят при изучении мозговых кодов психической деятельности (Н.П. Бехтерева, 1977).
[свернуть]
Спойлер
МЫШЛЕНИЕ. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Мышление. Нейрофизиологическая основа — нейрофизиологические механизмы, опосредующие мышление. Мышление — психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связей между ними.

Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения. В эволюции именно появление речи привело к новой функции мозга — вербальному мышлению, базирующемуся на кодировании информации с помощью абстрактных обобщенных символов — слов. Мысли у человека формируются с помощью слова, вне языка могут возникать лишь неясные побуждения.

Мышление, так же как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы.

Направленность мышления на решение определенных задач определяется актуализированной потребностью. Оно осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации (наличной и средовой); этапу принятия решения (гипотеза, стратегия) соответствует выбор оптимального пути достижения поставленной цели; его реализация (решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос) сопровождается сличением полученных результатов с исходными условиями.

Согласование прекращает данный мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления, пока не будет найдено адекватное решение. В обеспечении мыслительной деятельности участвуют многие структуры мозга, не только корковые области, но и подкорковые образования. При регистрации активности отдельных нейронов таламических ядер обнаружена их модуляция в процессе выполнения мыслительных операций.

Нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями выявлена специализированная роль передне- и заднеассоциативных отделов коры в мыслительной деятельности.

Показано, что теменно-затылочные отделы коры принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности и мыслительного конструирования объекта по образцу из отдельных деталей. Выполнение вербально-логических операций (например, семантические задания, решение арифметических задач, доказательство теорем) вовлекает переднеассоциативные отделы, где, по-видимому, сосредоточен мозговой субстрат основных блоков функциональной системы аппарата афферентного синтеза, принятия решения, программирования, контроля (акцептор результатов действия). Больные с нарушенной функцией лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, вычленить наиболее значимую информацию, сличить полученный результат с исходными условиями задачи и осознать бессмысленность полученного ими ответа.

>Взаимодействие корковых областей и системная организация процесса мышления четко выявляются в электрофизиологических исследованиях. При решении задач разного типа обнаружено, что организация межцентрального взаимодействия зависит от характера выполняемой мыслительной операции. При мысленной вербальной деятельности усиление межцентрального взаимодействия наблюдается между переднеассоциативными и заднеассоциативными речевыми зонами левого полушария. Решение арифметических задач сопровождается формированием функциональных объединений лобных областей с височными отделами левого полушария и теменными правого, что связано с активизацией речевой памяти (левая височная область) и пространственных синтезов при операциях с цифрами (правая теменная зона).

При выполнении зрительно-пространственных заданий (мысленное вращение фигур или выбор фигуры по эталону) отмечается формирование локальных функциональных объединений теменных, височных и затылочных областей правого полушария, участвующих в зрительно-пространственном гнозисе.

>В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. В основе этих различий лежит специфика структурно-функциональной организации полушарий и связанные с этим способы обработки информации. В левом полушарии преобладает система более коротких межцентральных связей, и оно специализируется на последовательной поэтапной обработке информации.

Правое полушарие, в котором преимущественно выражены более длинные связи, объединяющие пространственно разнесенные области, обрабатывает поступающую информации одновременно и целостно. Это согласуется с описанной ролью левого полушария в логическом мышлении, выделении причинно-следственных отношений, требующих последовательно осуществляемых операций, а правого — в решении пространственных задач, осуществляемых на основе одномоментного охвата объектов, расположенных в пространстве. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов.

Отмечая определенную специализацию полушарий в мыслительных операциях и психических процессах, следует подчеркнуть, что оба полушария работают, дополняя друг друга. Характер их участия и взаимодействия зависит от конкретной задачи и реализуемой деятельности.
[свернуть]

Если у кого-то есть более подробные статьи о нейрофизиологических механизмах мышления, прошу постить.

Пока что механизм абстрактного мышления видится мне в способности чувственного опыта группироваться вокруг символов языка. Или же язык способен просто отражать сгруппированное неизвестно как и почему чувственное. Второе ближе к истине (имхо), так как нахождение удачной абстрактной идеи происходит именно как находка чего-то существующего. Как поиск, увенчавшийся успехом после множества неудачных попыток.

Rei

Цитата: 77 от 13 января 2019, 17:06Если я приведу литературу свидетельствующую об обратном, вы же все равно читать не станете.
хотя бы ради разнообразия эм-м-м-м... могла бы привести её, чтоль. А то так (сделать и предположение и вывод о возможном ознакомлении меня с данной литераторуй, либо её игнором) говорит о том, что это у тебя в "виртуальной копии" мы наши вирт. образы уже поговорили, и там (в ней) я (мой образ) проигнорил твои аргументы.
Но это ведь произошло только у тебя в голове :)
я когда-то напечатала одно слово. и с тех пор никак не могу остановиться.

Шум

Цитата: Ray от 13 января 2019, 19:05Но это ведь произошло только у тебя в голове
это произошло в виртульной копии ее головы в твоей голове *om*

Rei

Цитата: Шум от 13 января 2019, 19:13это произошло в виртульной копии ее головы в твоей голове
а это тада в вирт. копии её головы в копии моей головы - в твоей голове :)



а тут музпауза наприм




я когда-то напечатала одно слово. и с тех пор никак не могу остановиться.

77

Цитата: Ray от 13 января 2019, 19:05хотя бы ради разнообразия эм-м-м-м... могла бы привести её, чтоль. А то так (сделать и предположение и вывод о возможном ознакомлении меня с данной литераторуй, либо её игнором) говорит о том, что это у тебя в "виртуальной копии" мы наши вирт. образы уже поговорили, и там (в ней) я (мой образ) проигнорил твои аргументы.
Но это ведь произошло только у тебя в голове

:) Список мне предоставил кандидат в науки от психологии, преподаватель питерского университета, интересующийся это темой, достаточно новой и не столь широко известной

Цитата: 77 от 12 июля 2017, 00:41По поводу мышления животных, если еще актуально, - есть книга Зориной, Полетаевой "Зоопсихология. Элементарное мышление животных", там описаны разные уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным.

Еще есть:

Кралль К. Мыслящие животные. Факты и мысли по поводу умственных способностей животных. М.: Либроком. 2012,

Резникова Ж.И. Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, М.. 2000,

Фирсов Л.А., Чиженков А.М. Эволюция интеллекта (присущ ли разум животным?). СПб., 2004.

но я их сама еще не читала.

Еще есть 2 статьи, не совсем про интеллект, но, на мой взгляд, очень интересные:

про волков

http://burtin.livejournal.com/24621.html

и про культуру животных

http://origin-life.ru/blog/43885465886/K-probleme-%C2%ABkulturyi%C2%BB-u-zhivotnyih:-kriticheskiy-analiz-sovremen


Еще в сети много видео про попугаев Алекса и Гриффина, про гориллу Коко, где всё тоже довольно наглядно.

И фильм "Животный интеллект", серия 2 "Решение задач", напр. по этой ссылке

https://rutube.ru/video/21364d8d2821484553aff57117f1fafd/

Эта серия мне очень понравилась

Поскольку вам комфортнее оперировать инфой внутри моей головы  :) извольте - биологические закладки для второй сигнальной системы у животных и человека отличаются - количественно. То что делает нас людьми загружается с внешних носителей, из взаимодействия с информационной средой челской цивилизации. Факт - если эти закладки не включить у человека до определенного возраста, далее он идет в своем развитии по типу ребенка-маугли. Верно и обратное - если детеныш высшего млекопитающего воспитывается человеком, специалистом соответствующего профиля, как Коко, то у него формируется вторая сигнальная, язык из тысяч слов, способность строить сложные предложения, отвлеченные понятия - любовь, сострадание, понятие о смерти (мы все уйдем в темную дыру в земле, как сказала Коко) и юмор. У попугаев особое устройство цнс. не такое как у млекопитающих, тем интереснее результаты. они способны, к обобщению формированию категорий, например выделить из кучи предметов зеленые шершавые шарики и назвать их число, что нельзя списать на дрессировку, опыты повторяются в режиме реального времени много раз подряд, с просьбой выделить разные категории предметов или выполнить арифметические простые действия. )

fidel

Цитата: рычаг от 13 января 2019, 18:48Пока что наука не дает внятного ответа на вопрос о том, как происходит мышление.
ты забыл о рекурсивности этого процесса
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Rei

77, ознакомлюсь.

Цитата: 77 от 13 января 2019, 20:07про гориллу Коко, где всё тоже довольно наглядно

но вот только если про гориллу Коко тебе рекомендовал этот же кандидат науки от психологии, то, вы это там (***)? ой, в смысле, вы всерьёз чтоль?  :)
я хз, но сорри, известный фейк же.



Цитата: 77 от 13 января 2019, 20:07Верно и обратное - если детеныш высшего млекопитающего воспитывается человеком, специалистом соответствующего профиля, как Коко, то у него формируется вторая сигнальная, язык из тысяч слов, способность строить сложные предложения, отвлеченные понятия - любовь, сострадание, понятие о смерти (мы все уйдем в темную дыру в земле, как сказала Коко)
сорри, у меня перманентный фейспалм. на сём пожалуй возьму паузу.
я когда-то напечатала одно слово. и с тех пор никак не могу остановиться.

77

Придется отнять палм от фейса чтобы ознакомиться) сложно перестраивать картину мифов, я понимаю, это известный факт из челской психологии)

fidel

(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Теплее

Цитата: рычаг от 12 января 2019, 23:22Вопрос: чем являются абстрактные смыслы, которыми оперирует разум? И как ему удается ими оперировать, не прибегая к воображению?
Об абстрактном мышлении можно почитать книгу нейробиолога Рамачандрана "Мозг рассказывает"
Понятно, что, скажем, от того, что мы знаем в каком участке мозга происходит та или иная операция, нам мало что дает. Ну, наприм, такая цитата: "Теперь рассмотрим левую теменную долю. Левая угловая извилина участвует в весьма важных, уникальных для человека функциях, таких как арифметические операции и абстракция, а также в таких аспектах языка, как подбор слов и метафор". К тому же нейробиологи говорят, что в процессах мышления участвуют  всегда сразу несколько зон, наблюдается слаженная работа разных пластов, зон, участков мозга. Ко всему прочему зоны довольно таки условны и их локализация иногда может быть разной у разных людей. Ну можешь глянуть. Там про зеркальные и канонические нейроны интересно описано.


Но существует другой путь поиска ответа на твой вопрос. На грани между бодрствованием и сном можно буквально самому наблюдать за построением абстрактных смыслов. Буквально на днях я дрейфовала около структур. Такой был дрейф: погружение-всплытие, погружение-всплытие. И видела, как многие, пережитые днем впечатления как бы вспыхивают в памяти и связываются с более ранними впечатлениями, понятиями и смыслами в новые смысловые блоки, в том числе весьма абстрактные. Ясно, что все это бессознательный процесс. Ты такой себе спишь, а там, внутри, всякие зоны работают как ни в чем не бывало. Интерпретатор параллельно интерпретирует, а что-то типа цензора следит, чтоб не совмещать несовместимое. И вот ты проснулся - и ты уже немного другой чел. У тебя куча новых связей и смыслов, а ты не заметил. При пробуждении подгрузилось виртуальное "я" и все это присвоило, типа я понял, я осознал. А все самое интересное случилось по сути без тебя. Автоматически. В этом вся сложность когнитивных процессов. Они идут на бессознательном уровне. И мне кажется, все-таки наиболее достоверно разобраться можно только пытаясь напрямую видеть эти процессы.

77

Цитата: Теплее от 14 января 2019, 01:53На грани между бодрствованием и сном можно буквально самому наблюдать за построением абстрактных смыслов. Буквально на днях я дрейфовала около структур. Такой был дрейф: погружение-всплытие, погружение-всплытие. И видела, как многие, пережитые днем впечатления как бы вспыхивают в памяти и связываются с более ранними впечатлениями, понятиями и смыслами в новые смысловые блоки, в том числе весьма абстрактные

Здесь возникает интересный вопрос - где грань между понятиями/объектами/смыслами 1 вн и 2го? События пережитые днем собираются большей частью на основе феноменов предметного мира, но к ним добавляются и отвлеченные понятия, и чем они абстрактнее и сложнее тем ближе ко 2 вн. ? Тем больше в них проявлена энергетическая составляющая ?

fidel

Абстрактные смыслы на мой взгляд формируется и формируют систему восприятия
Она построена на мой взгляд из сети ассоциативно связанных смысловых структур
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Теплее

Цитата: 77 от 14 января 2019, 02:40Здесь возникает интересный вопрос - где грань между понятиями/объектами/смыслами 1 вн и 2го? События пережитые днем собираются большей частью на основе феноменов предметного мира, но к ним добавляются и отвлеченные понятия, и чем они абстрактнее и сложнее тем ближе ко 2 вн. ? Тем больше в них проявлена энергетическая составляющая ?
Абстрагирование происходит в рамках первого внимания. Это умственный процесс (согласна с Фиделем) ассоциативного связывания смысловых структур при отвлечении, процесс своеобразного кодирования при дистанциировании, на выходе которого мы получаем абстракции разного уровня.

А энергетическая составляющая - это всегда исходный код.

То есть существует разница: вот абстрагирование, как результат кодирования (в рамках первого внимания), а вот исходный код абстрагирования (энергетическая составляющая).