Йога. КПП Пахомова

Автор Nancy, 17 марта 2016, 11:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nancy


Хатха Йога "КПП" Анатолий Пахомов

Nancy

Мула бандха

На санскрите слово мула  означает «основа» или «корень», а слово бандха  — «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища — промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Мула-бандха – «Корневой замок» - представляет собой сжатие мышц промежности, тазового дна. Такое, казалось бы, банальное и бесполезное для йоги действие, однако, имеет мощнейшее воздействие на всю праническую систему.

Мула-бандха воздействует на так называемую Апану – подвид праны, это поток энергии, который течет вниз и отвечает за восприятие «нижних» центров, которые стимулируют человека развиваться на материальном плане: зарабатывать деньги, продолжать свой род и строить семью, обустраивать дом, обезопасить себя от всевозможных напастей, беречь здоровье, а также за склонность апатии, лени. Одной из граней воздействия Мула-бандхи является то, что она снимает блоки, мешающие нашей реализации в этих областях, гармонизирует все эти сферы жизни. Также Мула-бандха «запечатывает» нижний конец Сушумна нади (Центрального канала), предотвращая утечку энергии через нижние центры. На продвинутом уровне практики Мула-бандха пробуждает Муладхара-чакру, и пробуждает мощную спящую энергию Кундалини.

Практика выполняется по такой схеме:

Садимся в удобную позу, предпочтительно Падмасану или Сиддхасану. Спина прямая, голову не опускаем. Закрываем глаза и расслабляемся в течение 1-2 минут, наблюдая процесс естественного дыхания.
Собираем наше внимание в точке промежности и половых органов. Теперь, делая медленный вдох, сжимаем эту область – тазовое дно. Напрягаем всю область: мочеполовую систему, половые органы, анус (на базовом уровне освоения Мула-бандхи надо сжимать всю эту область: т.е. может происходить Ваджроли Мудра, Мула-бандха и Ашвини-мудра в той или иной степени).
С выдохом постепенно расслабляем все что было сжато.
Опять сжимаем (на вдохе).
Опять расслабляем (на выдохе).
Делаем 5-25 таких сжатий-расслаблений. Потом отдыхаем. Дыхание не должно быть слишком интенсивным (чтобы голова не кружилась).



Благотворное действие

Достигаются все полезные эффекты джаландхара бандхи. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

Практика помогает открывать муладхара чакру и пробуждать кундалини, направляя вверх прану нижних областей (именуемую апаной). Кроме того, она помогает преобразовывать сексуальную энергию.

Nancy

Уддияна-бандха — «ЛЕТЯЩАЯ ВВЕРХ»

Уддияна — не только не сложная, но еще и одна из самых полезных для здоровья продвинутых практик Хатха-йоги (наряду с Випарита-карани мудрой и более сложной, чем они обе, Маха-бандхой). Уддияна оздоравливает всю систему пищеварения, активизирует солнечное сплетение, гармонизирует выработку адреналина организмом — и за счет этого дает бодрость — а также активизирует высшие чакры, и даже при прочих благоприятных условиях «вгоняет» или «втягивает» прану в Сушумну, что обеспечивает мощный подъем энергии. При этом, рекомендуемые обычно 3 подхода Уддияны, конечно, не займут много времени и сил.

Практика Уддияны всегда должна делаться на пустой желудок (то есть, вы ничего твердого не ели за 3 часа или больше до занятия) и, в идеале, кишечника (то есть, вы незадолго до практики сходили в туалет). Таким образом, разумно делать Уддияну только утром, после гигиенических процедур.

Исходное положение:
Поза рыбака:

ноги поставить на ширине или немного шире плеч, чуть согнуть в коленях;
ладони упереть в бедра чуть выше коленей, пальцами внутрь;
максимально расслабить спину, вес всего туловища перенести на руки, упирающиеся в колени.
Правила выполнения:

Выполнить спокойный выдох, полный йоговский вдох и энергичный выдох.
На задержке дыхания после выдоха:
Сократить анальный сфинктер, подтянув мышцы промежности (Уддияна-баидха).
Перекрыть дыхательное горло (сделать горловой «замок») и энергично втянуть жи­вот за счёт сокращения мышц диафрагмы26. Расслабленные мышцы брюшного пресса и внутрен­ние органы легко последуют вверх за сократившейся диафрагмой, втягивая переднюю стенку живота.
Подбородок прижать к груди, выполнив Джаландхару-бандху.
В позе находиться на задержке дыхания после выдоха до первых признаков усталости.
В конце задержки дыхания освободить перекрытие дыхательного горла, расслабить мышцы диафрагмы - произойдёт пассивный вдох.
Вернуться в И.П.
Сделать очистительное дыхание.
Выполнять 10 раз.

Физиологический эффект:

Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
Усиливает перистальтику.
Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
Делает самый лучший массаж внутренних органов.
Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система) брюшной полости.
Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины.
Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.
Энергетический эффект:

Заряжает энергией пупочный энергетический центр (Маштуру-чакру).
Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.
Психический эффект:

Даёт бодрость и лёгкость всему телу.

Терапевтический эффект:

Устраняет и предупреждает появление грыж.
Устраняет смещение внутренних органов.
Лечит заболевания внутренних органов и желудка.


Nancy

Джаландхара бандха

«Напряги глотку и крепко прижми подбородок к груди(не). Это называется Джаландхара-бандха и помогает избежать старости и смерти» (3.70)

«Это блокирует (течение) нади в шее, предотвращает падение нектара бессмертия, который капает с небес. Это нужно делать для предотвращения заболеваний горла». (3:71)

«Посредством практики джаландхара бандхи сдерживается нектар амриты, который склонен стекать вниз из центра головы. Нектар не попадает в огонь (не сгорает) и пранические силы тела лишаются возможности двигаться туда‑сюда».
(шлока 51)

Джаландхара бандха воздействует на человека на всех уровнях: физическом, психическом и ментальном. Она контролирует течение праны в теле. Это вызывает умственное расслабление

Сдавливание сонных синусов также помогает вызывать уравновешенность ума за счет замедления сердцебиения. Кроме того, оно способствует интроверсии — человек забывает о внешнем мире. Вся нервная система и мозг успокаиваются. Как правило, это приводит к большей сосредоточенности.

Эта бандха перекрывает дыхательное горло и сдавливает различные органы в горле. В особенности, она массирует щитовидную железу, расположенную в полости горла. От этой железы зависит совершенное развитие и поддержание всего тела. Массаж, обеспечиваемый выполнением джаландхара бандхи, помогает делать работу этой железы более эффективной.

Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.


Nancy

Поза горы (Тадасана)

Это основная поза йоги, с которой начинаются все занятия и все асаны в положении стоя. Она укрепляет внешние и внутренние мышцы живота, устраняет сколиоз и формирует правильную осанку, улучшает состояние в первые месяцы беременности и при вегетососудистой дистонии. При ее выполнении стоять необходимо на полной стопе на обеих ногах, иначе поза будет неправильной.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
1.Встать прямо, соединив стопы, так чтобы внешние стороны стоп были параллельны.
2.Распределить вес тела по поверхности стоп равномерно.
3.Напрячь колени, подтянуть кверху коленные чашечки.
4.Подтянуть живот вверх, вытянуть позвоночник, выпрямить шею.

ТОНКОСТИ
Выравнивайте вес тела на стопах. Ради интереса посмотрите, с какой стороны сильнее стоптана ваша обувь , возможно, в Тадасане, вы также излишне нагружаете одни части стоп, не задействуя другие.


Nancy

Шиванатараджасана

Шиванатарджасана – поза танцующего Шивы, равновесная асана, которая также включает в себя силовую нагрузку и символический смысл. Это положение улучшает координацию и благотворно влияет на вестибулярный аппарат, помогает достичь спокойствия ума и равновесия на психическом уровне, научает концентрации и сосредоточению, что, безусловно, полезно во всяком деле и вне зала для занятий йогой. Практика шиванатараджасаны укрепляет суставы, улучшает осанку, тонизирует бёдра и икры, мышцы спины и брюшного пресса, в результате чего, тело приобретает устойчивость и красивые очертания.

Чтобы войти в асану нужно перенести вес тела на одну ногу, а другую подтянуть к себе, так, чтобы стопа оказалась ближе к паховой области. Затем слегка приседаем на опорной ноге, максимально опускаем колено поднятой ноги в сторону, раскрываясь в тазобедренном суставе. Удерживаем это положение несколько циклов дыхания, после чего меняем опорную ногу и повторяем асану.

Нюансы: плоскость таза и плоскость плеч совпадают, ладони сложены вместе в витабхи-мудру, плечи отведены назад и вниз, спина ровная, корпус находится перпендикулярно полу и не заваливается назад, позвоночник вытянут за макушкой вверх, для чего подборок слегка опущен к себе. В более сложном варианте поднимаемся на носочек опорной ноги. В более легком – опускаем поднятую ногу немного ниже.


Nancy

Вирабхадрасана III

«Вира» означает «воин», «Бхадра» — «лучший». Также известно, что Вирабхадра — это одно из имен героя, смелого полководца, которого Шива создал из своего волоса (из поэмы «Кумара самбхава»).

В этой асане позвоночник располагается параллельно полу, опорная нога слегка согнута в колене, а другая нога поднята и вытянута на одну линию с телом горизонтально.

Общие эффекты:
- Укрепляет мышцы ног и живота, щиколотки и колени.
- Повышает эластичность мускулатуры ног и стопы.
- Уменьшает жировые отложения в области бедер.
- Развивает устойчивость и равновесие.
- Дает устойчивость, силу, развивает равновесие.
- Благотворно влияет на походку и осанку.
- Придает живость уму и телу.

Терапевтические эффекты:
- Помогает при гастрите с повышенной кислотностью и язве желудка
- Благоприятна при сутулости и деформации ног, плоскостопии
- Улучшает и нормализирует деятельность печени, селезенки и почек


Nancy

Уткатасана  — «поза удержания энергии», поза стула

В этой асане мы как бы опускаемся на невидимое сиденье с учётом двух моментов:
1) подошвы ступней сдвинуты вместе и плотно стоят на полу;
2) вытянутые и соединённые ладонями, прямые в локтях руки составляют со спиной одну прямую линию.

Чтобы не создавать излишней нагрузки на колени, убедитесь, что они смотрят строго вперед и находятся на одной линии с пальцами ног. В идеале бедра должны быть параллельны полу, но чем ближе они к этому положению, тем тяжелее удерживать позу – и для мышц ног, и для мышц спины.

Эта асана избавляет от неподвижности в плечах и исправляет незначительные деформации в ногах. Лодыжки укрепляются, а мышцы ног равномерно разрабатываются. В Уткатасане диафрагма поднимается вверх, что оказывает мягкое массирующее воздействие на область сердца. Органы брюшной полости и мышцы спины активизируются, а грудная клетка полностью раскрывается. Эта поза идеальна для наездников.


Nancy

Пашчимотанасана

Мы растягиваем позвоночный столб, расстояние между позвонками слегка увеличивается, межпозвоночные отверстия становятся больше и, если есть небольшое смещение, и, как следствие,ущемление нерва, последний освобождается и начинает пропускать
нервные импульсы. Кроме того, если были легкие смещения позвонков — меньше миллиметра, то в подобные асанах позвонки имеют тенденцию становиться на место.

Нужно также учитывать, что эти асаны полностью симметричны. То есть, мышцы напрягаются симметрично, не возникает перекоса позвонков, а, следовательно, опасность смещения отсутствует. Кроме того, симметрия помогает достижению внутреннего равновесия.


Nancy



Чатуранга. Фрагмент онлайн-семинара «Психофизические аспекты гимнастики йогов»

Nancy

 Остановка внутреннего диалога именуется в йоге - УНМАНИ. Это предверие и необходимое условие вхождения в состояние Читта Вритти Ниродхах. Термин Читта Вритти Ниродхах - значит "непорождение видоизменений сознания". То есть по-другому сказать - отсутствие ВРИТТИ (волнений) ума, кристально чистое состояние сознания. Состояния УНМАНИ человек может достичь через некоторое время интенсивной практики, у каждого человека это индивидуально.

    Согласно древнему трактату Шива Самхита есть четыре типа садхак (учеников): слабые, умеренные, горячие и очень горячие. Люди не предприимчивые, забывчивые, слабые, ищущие ошибки в учителях, жадные, порочные, любящие сладкое, привязанные к своим женам или мужьям, робкие, непостоянные, болезненные, несвободные, жестокие - это слабые садхаки. С трудом достигают они успеха даже за 20 лет. Они подходят лишь для Мантра-Йоги.

    Умеренные садхаки имеют право на Лайя-Йогу: думающие, милосердные, желающие добродетелей, с приятной речью, избегающие крайностей.

    Горячие имеют право на Хатха-Йогу: с постоянным умом, знающие Лайя-Йогу, независимые, полные энергии, великодушные, преисполненные симпатии, прощающие, справедливые, смелые, полные веры, поклоняющиеся своим Гуру, всегда практикующие Йогу - это Адхиматры, они достигают успеха за шесть лет.

    Очень горячие, имеющие право на все виды йоги: это те, кто имеет огромный запас энергии, предприимчив, знает Шастры, настойчив, свободен от влияния эмоций, кого не легко смутить, кто с ранней юности умерен в еде, управляющий своими чувствами, бесстрашный, чистый, искусный, милосердный, помогающий всем, знающий, способный, устойчивый, удовлетворенный, прощающий, с хорошим характером, религиозный, умеющий хранить тайну, с кроткой речью, миролюбивый, имеющий веру в Писания, полный почтения к Богу и к Гуру, кто не тратит свое время в обществе; свободный от гнетущей болезни, знакомый с обязанностями Адхиматры, практикующий все виды Йоги - он достигнет успеха за три года.

    Отсюда Вы можете заключить, что для успеха в йоге требуется вопрос не "сколько?" а "как?"

    Насколько мне не изменяет память, впервые состояния УНМАНИ мне удалось достичь после четырех лет упорной практики, это где то был 93-94 год. Этот этап у меня ознаменовался как раз и первыми успехами в изучении йоганидры. На то время у меня не было знающего учителя, и я занимался в основном, следуя древним трактатам, и общаясь с такими же практикующими. В то время я выполнял в обязательном порядке в день все шесть шаткарм, 2 часа практиковал асаны, 4 часа пранаямы и до 2 часов созерцательных практик. Изредка созерцания занимали больше времени - до 4 часов. Бывали дни когда практика пранаямы составляла до 6-7 часов. На то время можно сказать мои занятия проходили "и днем и ночью", так как среди ночи меня начинало "выбрасывать" из сна. Я садился, записывал сон или сновидение, и созерцал пустоту, затем через некоторое время я вновь засыпал. Потом вновь следовал цикл созерцания еще несколько раз за ночь. Помню что тогда ночные созерцания составляли самую интересную, и как мне тогда казалось самую важную часть моей жизни. На то время у меня была мания вести дневники , в которые я записывал ВСЕ :), начиная от размышлений над йогой заканчивая 5-15 сновидениями за ночь. И я все очень хорошо помню. Кстати, через лет восемь практики дневников набралась такое множество, что они стали мне мешать, вызывать Вритти, я прям не знал что с ними делать. Мне даже начали снится кошмары, в которых у меня кто то похищал дневники :). Потом в один прекрасный летний день, я пошел далеко в горы с полным рюкзаком дневников и все сжег :). Тогда помню, кроме дневников в большой "Ермак" (такой рюкзак с рамой, если кто помнит) больше ничего не влезло . Ночевать пришлось сидя у костра, благо разжигать в тот раз было чем :).

    И хотя практикую йогу с 89 года, как ни странно, состояния Читта Вритти Ниродхах (ЧВН) мне осознанно удалось достичь только в последние годы (видимо я отношусь к категории "слабых" или "умеренных" садхак :). Помню, что у меня как раз сильно изменилась практика асан, я совершенно забросил пранаяму, переехал с гор, где жил долгое время - в Киев. И как раз проходил обучение у Андрея Лаппы, одного из своих учителей, которому я очень благодарен. Он меня научил многому, особенно правилам выполнения асан, и как асаны делать нельзя. Параллельно я изучал Аштанга-виняса йогу. В Индию поехать никакой возможности не было, благо плоды цивилизации и не требовали теперь этого - были учебные фильмы. Я сосредоточился на практике асан - и выполнял классы Аштанга-виньяссы по 6 часов в день, под видео (руководство Поттабхи Джойса и Девида Свенсона). Может повлияло изменение стиля практики асан, усиленное воздействие на мармы, может другой какой то фактор, может просто пришло время. В любом случае так как тогда практиковались асаны, я уже не практикую и считаю даже, что так даже делать нельзя , но это уже другая история.

    И вот однажды, когда я заканчивал занятие, все и произошло. Хочу сразу успокоить жаждущих - Читта Вритти Ниродхах - является всего лишь базовым состоянием Хатха йоги, искры с глаз не идут :), и никакие сиддхи не наступают. ЧВН просто является неким критерием готовности человека к Раджа йоге. Вы просто, наконец, то СТАНОВИТЕСЬ САМИ СОБОЙ! Когда обуздываются вритти, вы просто сосредотачиваетесь на собственной природе. До этого наша природа имеет форму этих вритти, и мы как бы не являемся сами собой. Обычные люди иногда так проживают всю жизнь... После Читта Вритти Ниродхах приходит БЕССТРАСТИЕ. То есть полное отсутствие желаний обладать чем бы то ни было, и вообще полное ОТСУТСТВИЕ желаний. Правда приходит еще и ЯСНОСТЬ. На чем бы вы не сосредоточились - все становится ясным и понятным, вы как бы зрите в сущность вещей. Длится это правда не долго.

    С практической точки зрения после осознанного опыта Читта Вритти Ниродхах становится проще оперировать обычными человеческими мотивациями (своими) и целыми блоками явлений в своей жизни. Но думаю, это, скорее всего лишь следствие более оптимального использования Центральной нервной системы, вследствие некой "перезагрузки" (matrix reloaded) биокомпьютера. Еще можно сравнить с установкой более продуктивной версии оперативной системы. То, что у обычного человека может занимать всю жизнь, быть далекой целью на многие годы, вы способны сделать за считанные месяцы. Единственное что... вам становится это НЕИНТЕРЕСНЫМ... А еще один нюанс, то, что еще удерживает вас на этой планете - это практика йоги, только это хоть в какой то мере еще интересно. Впрочем, дальше вы просто в принципе делаете то же что и обычные люди, но уже как бы играясь в это, иногда даже вовлекаетесь в события, но уже никогда так глубоко как раньше. Приходит осознанность...

    Единственное, что следует понять начинающему - что нет никаких одинаковых ступеней в достижении состояния ЙОГИ. Все мы немного отличаемся и у всех нас различный ПУТЬ. Единственное что нас объединяет - это постоянство и упорство в практике йоги, и тогда каждый человек достигнет успеха в йоге, в этом нет сомнений.

   


Анатолий Пахомов, 2006