Цитаты из «Путешествия в Икстлан» QUOTATIONS FROM JOURNEY TO IXTLAN
Важнейшие понятия из «Путешествия в Икстлан»
Мы вряд ли когда-либо осознаем, что мы можем выбросить все что угодно из нашей жизни, в любое время, в мгновение ока.
We hardly ever realize that we can cut anything out of our lives, anytime, in the blink of an eye.
Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно.
…………………………………
Не стоит беспокоиться о том, чтобы сделать фотографии или магнитную запись. Это все – излишества спокойной жизни. Стоит беспокоиться о духе, который всегда отдаляется (исчезает).
One shouldn't worry about taking pictures or making tape recordings. Those are superfluities of sedate lives. One should worry about the spirit, which is always receding.
Человек не должен беспокоиться о том, чтобы сделать фотографии или магнитофонные записи. Все это излишества спокойной жизни. Во всем, что мы делаем, по-настоящему необходимо лишь одно - "дух". Человек должен беспокоиться лишь о духе, который убывает.
…………………………
Личную историю постоянно нужно обновлять, рассказывая родителям, родственникам и друзьям, все, что человек делает. С другой стороны, воину, у которого нет личной истории, не нужны объяснения, его действия никого не рассердят и не разочаруют. И прежде всего, никто не связывает его своими мыслями и ожиданиями.
Personal history must be constantly renewed by telling parents, relatives, and friends everything one does. On the other hand, for the warrior who has no personal history, no explanations are needed; nobody is angry or disillusioned with his acts. And above all, no one pins him down with their thoughts and their expectations.
Личная история постоянно нуждается в том, чтобы ее сохраняли и обновляли. Поэтому ты рассказываешь своим друзьям и родственникам обо всем, что делаешь. С другой стороны, для воина, у которого нет личной истории, нет необходимости в объяснениях, его действия не могут никого рассердить или разочаровать, а самое главное - он не связан ничьими мыслями и ожиданиями"
……………………………………………
Когда все не определено, мы остаемся алертными, мы постоянно в тонусе. Намного интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, как если бы мы все знали.
When nothing is for sure we remain alert, perennially on our toes. It is more exciting not to know which bush the rabbit is hiding behind than to behave as though we knew everything.
Когда отсутствует какая бы то ни было определенность, мы все время алертны, мы постоянно готовы к прыжку. Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, словно тебе все давным-давно известно.
……………………………………………..
Пока человек чувствует, что он – самое важное в мире, он не может по-настоящему оценить мир, вокруг него. Он как зашоренная лошадь, все, что он видит – это он сам, исключая все остальное.
Смерть – наш вечный компаньон. Она всегда слева от нас, на расстоянии вытянутой руки позади нас. Смерть – это единственный мудрый советчик, который есть у воина. Всякий раз, когда он чувствует, что все идет не так и он на грани уничтожения, он поворачивается к своей смерти и спрашивает, так ли это. Его смерть скажет ему, что он ошибается, что ничто по-настоящему не имеет значения, кроме ее прикосновения. Его смерть скажет ему, «Я ведь еще не коснулась тебя».
As long as a man feels that he is the most important thing in the world, he cannot really appreciate the world around him. He is like a horse with blinders; all he sees is himself, apart from everything else.
Death is our eternal companion. It is always to our left, an arm's length behind us. Death is the only wise adviser that a warrior has. Whenever he feels that everything is going wrong and he's about to be annihilated, he can turn to his death and ask if that is so. His death will tell him that he is wrong, that nothing really matters outside its touch. His death will tell him, 'I haven't touched you yet.'
Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире - это его персона, он никогда не сможет по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, он не видит в нем ничего, кроме самого себя.
Смерть - наш вечный попутчик. Она всегда находится слева от нас на расстоянии вытянутой руки, и смерть - единственный мудрый советчик, который всегда есть у воина. Каждый раз, когда воин чувствует, что все складывается из рук вон плохо и он на грани полного краха, он оборачивается налево и спрашивает у своей смерти, так ли это. И его смерть отвечает, что он ошибается и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Его смерть говорит: "Но я же еще не коснулась тебя!"
……………………………………..
Всякий раз, когда воин решает что-то сделать, он должен идти до конца, но он должен принять ответственность за то, что он делает. Не важно, что он делает, для начала он должен знать, почему он это делает, и затем, он должен приступить к своему делу без сомнений или сожалений.
Whenever a warrior decides to do something, he must go all the way, but he must take responsibility for what he does. No matter what he does, he must know first why he is doing it, and then he must proceed with his actions without having doubts or remorse about them.
Если воин что-то решил, он идет до конца, но при этом он непременно принимает на себя ответственность за то, что он делает. Что именно воин делает - значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений.
…………………………………………….
В мире, где смерть – охотник, нет времени для сожалений или сомнений. Есть время только для решений. Не важно, что это за решения. Ничто не может быть более или менее серьезным, чем что-либо еще. В мире, где смерть – охотник, нет маленьких или больших решений. Есть только решения, которые воин принимает перед лицом своей неизбежной смерти.
In a world where death is the hunter, there is no time for regrets or doubts. There is only time for decisions. It doesn't matter what the decisions are. Nothing could be more or less serious than anything else. In a world where death is the hunter, there are no small or big decisions. There are only decisions that a warrior makes in the face of his inevitable death.
В мире, где за каждым охотится смерть, нет времени на сожаления или сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения, И не важно, в чем будут заключаться эти решения. Ничто не является более или менее серьезным и важным, чем что-то другое. В мире, где смерть - это охотник, нет больших или малых решений. Единственное решение заключается в том, что воин должен встретиться лицом к лицу со своей неотвратимой смертью.
……………………………………………..
Воин должен научиться быть доступным и недоступным на нужном повороте пути. Для воина бесполезно быть неосознанно доступным все время, также как для него бесполезно прятаться, когда все знают, что он прячется.
A warrior must learn to be available and unavailable at the precise turn of the road. It is useless for a warrior to be unwittingly available at all times, as it is useless for him to hide when everybody knows that he is hiding.
Воин должен учиться быть доступным и недоступным на поворотах пути. Для воина бессмысленно непреднамеренно оказываться доступным в любое время, точно так же, как совершенно бессмысленно прятаться, когда все вокруг знают, что сейчас он прячется.
………………………………………………..
Для воина быть недоступным значит, что он прикасается к миру вокруг него бережно (экономно). И главным образом, он сознательно избегает истощать себя и других. Он не использует и не выжимает людей до последней капли, особенно людей, которых он любит.
For a warrior, to be inaccessible means that he touches the world around him sparingly. And above all, he deliberately avoids exhausting himself and others. He doesn't use and squeeze people until they have shriveled to nothing, especially the people he loves.
Для воина быть недоступным - значит прикасаться к окружающему его миру бережно. Съесть не пять перепелов, а одного. Не калечить растения лишь для того, чтобы сделать жаровню. Не подставляться без необходимости силе ветра. И, превыше всего, - ни в коем случае не истощать себя и других. Не пользоваться людьми, не выжимать из них все до последней капли, особенно из тех, кого любишь.
…………………………………………………………
Если человек беспокоится, он цепляется за все от отчаянья, и если он цепляется, он вынужден истощить себя или кого-либо или что-либо, за что он цепляется. Воин – охотник, с другой стороны, знает, что он заманит дичь в свои ловушки снова и снова, поэтому он не беспокоится. Беспокоиться, значит, становиться доступным, неосознанно доступным.
Once a man worries, he clings to anything out of desperation; and once he clings he is bound to get exhausted or to exhaust whomever or whatever he is clinging to. A warrior-hunter, on the other hand, knows he will lure game into his traps over and over again, so he doesn't worry. To worry is to become accessible, unwittingly accessible.
Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, он уже обязан истощить либо себя, либо то, за что зацепился. Охотник-воин, с другой стороны, знает, что в его ловушки еще не раз попадет дичь, поэтому он не беспокоится. Беспокоиться - это значит становиться доступным, неосознанно доступным.
………………………………
Воин-охотник тесно имеет дело со своим миром, и все же он недоступен для этого же самого мира. Он слегка касается его, остается столько, сколько ему нужно, и затем быстро уходит, не оставляя следов.
A warrior-hunter deals intimately with his world, and yet he is inaccessible to that same world. He taps it lightly, stays for as long as he needs to, and then swiftly moves away, leaving hardly a mark.
Быть недоступным - вовсе не означает прятаться или скрываться. И не означает, что нельзя иметь дело с людьми. Охотник-воин недоступен потому, что не выжимает из своего мира все до последней капли. Он слегка касается его, оставаясь в нем ровно столько, сколько необходимо, и затем быстро уходит, не оставляя никаких следов.
………………………..
Быть воином-охотником – это не просто ставить ловушки. Воин-охотник не ловит дичь, потому что он ставит свои ловушки, или потому что он знает распорядок своей жертвы, но потому, что у него самого нет распорядков. Это его преимущество. Он не как животные, за которыми он охотится, фиксированными тяжелыми распорядками и предсказуемыми причудами, он свободен, текуч, непредсказуем.
To be a warrior-hunter is not just to trap game. A warrior-hunter does not catch game because he sets his traps, or because he knows the routines of his prey, but because he himself has no routines. This is his advantage. He is not at all like the animals he is after, fixed by heavy routines and predictable quirks; he is free, fluid, unpredictable.
Быть воином-охотником - значит не просто ставить ловушки. Охотник добывает дичь не потому, что устанавливает ловушки, и не потому, что знает распорядки своей добычи, но потому, что сам не имеет никаких распорядков. И в этом - его единственное решающее преимущество. Охотник не уподобляется тем, на кого он охотится. Они скованы жесткими распорядками, путают след по строго определенной программе, и все причуды их легко предсказуемы. Охотник же свободен, текуч и непредсказуем.
…………………………
Для обычного человека мир странный, потому что если он не заставляет его скучать, он с ним не в ладах. Для воина мир странный, потому что он изумительный, устрашающий, таинственный, непостижимый. Воин должен взять на себя ответственность за пребывание здесь, в этом удивительном мире, в это удивительное время.
For an average man, the world is weird because if he's not bored with it, he's at odds with it. For a warrior, the world is weird because it is stupendous, awesome, mysterious, unfathomable. A warrior must assume responsibility for being here, in this marvelous world, in this marvelous time.
Для обычного человека мир кажется странным своим свойством либо нагонять скуку, либо быть с ним не в ладах. Для воина мир странен, потому что он огромен, устрашающ, таинствен, непостижим. Воин должен с полной ответственностью отнестись к своему пребыванию здесь - в этом чудесном мире, сейчас - в это чудесное время.
…………………………………………….
Воин должен научиться отдавать себе отчет в каждом действии, так как он собирается быть здесь в этом мире только на короткое время, фактически, слишком короткое для того, чтобы засвидетельствовать все его чудеса.
A warrior must learn to make every act count, since he is going to be here in this world for only a short while, in fact, too short for witnessing all the marvels of it.
Воин должен научиться отдавать себе отчет в каждом действии, сделать каждое действие осознанным. Ведь мы пришли сюда ненадолго, и времени, которое нам отпущено, слишком мало, действительно слишком мало для того, чтобы прикоснуться ко всем чудесам этого странного мира.
…………………………………………….
Действия имеют силу. Особенно, когда воин, действуя, знает, что его действия - его последняя битва. Странное всепоглощающее счастье присутствует в действиях, полных понимания того, что чтобы он ни делал, может быть его последним поступком на земле.
Acts have power. Especially when the warrior acting knows that those acts are his last battle. There is a strange consuming happiness in acting with the full knowledge that whatever he is doing may very well be his last act on earth.
Поступки обладают силой. Особенно когда тот, кто их совершает, знает, что это - его последняя битва. В действии с полным осознанием того, что это действие может стать для тебя последней битвой на земле, есть особое всепоглощающее счастье.
……………………………………………
Воин должен фокусировать свое внимание на связи между ним и его смертью. Без сожаления, грусти или беспокойства. Он должен фокусировать свое внимание на том факте, что у него нет времени и позволить своим действиям течь соответственно. Он должен позволить каждому своему действию быть его последней битвой на земле. Только при этих условиях, его действия будут обладать надлежащей силой. Иначе, он будет действовать как дурак столько, сколько он живет.
A warrior must focus his attention on the link between himself and his death. Without remorse or sadness or worrying, he must focus his attention on the fact that he does not have time and let his acts flow accordingly. He must let each of his acts be his last battle on earth. Only under those conditions will his acts have their rightful power. Otherwise they will be. for as long as he lives, the acts of a fool.
Воин должен сосредоточить внимание на связующем звене между ним и его смертью, отбросив сожаление, печаль и тревогу. Сосредоточить внимание на том факте, что у него нет времени. И действовать соответственно этому знанию. Каждое из его действий становится его последней битвой на земле. Только в этом случае каждый его поступок будет обладать силой. А иначе все, что человек делает в своей жизни, так и останется действиями глупца.
.................................
Воин-охотник знает, что смерть ожидает его, и каждый поступок, который он совершает, может вполне оказаться его последней битвой на земле. Он называет это битвой, потому что это борьба. Большинство людей переходят от действия к действию без борьбы или мыслей. Воин-охотник, напротив, оценивает каждый поступок, и т.к. он близко знаком со своей смертью, он действует рассудительно, так, как будто бы любое действие было бы его последней битвой. Только дурак может не заметить, насколько воин-охотник превосходит окружающих. Воин-охотник с должным уважением относится к своей последней битве. И вполне естественно, что последний поступок должен быть самым лучшим. Это приятно. Это притупляет страх.
A warrior-hunter knows that his death is waiting, and the very act he is performing now may well be his last battle on earth. He calls it a battle because it is a struggle. Most people move from act to act without any struggle or thought. A warrior-hunter, on the contrary, assesses every act; and since he has an intimate knowledge of his death, he proceeds judiciously, as if every act were his last battle.
Only a fool would fail to notice the advantage a warrior-hunter has over his fellow men. A warrior-hunter gives his last battle its due respect. It's only natural that his last act on earth should be the best of himself. It's pleasurable that way. It dulls the edge of his fright.
"Смерть ожидает нас, и то, что мы делаем в этот самый миг, вполне может стать нашей последней битвой на этой земле. Я называю это битвой, потому что это - борьба. Подавляющее большинство людей переходит от действия к действию без борьбы и без мыслей. Воин-охотник же, наоборот, тщательно взвешивает каждый свой поступок. И поскольку он очень близко знаком со своей смертью, он действует рассудительно, так, словно каждое его действие - последняя битва.
Только дурак может не заметить, насколько воин-охотник превосходит своих ближних - обычных людей. Воин-охотник с должным уважением относится к своей последней битве. И вполне естественно, что последний поступок должен быть самым лучшим. Это доставляет ему удовольствие. И притупляет страх".
продолжение следует