Есть ли у животных личность ?

Автор fidel, 17 января 2014, 12:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Как вы считаете есть ли у животных личность ?
Если нет, то в чем их различия с людьми с этой точки зрения ?
Я нашел некий весьма поверхностный текст на тему
Спойлер

Борьба за определение понятия личность

Непосредственной проблемой для защитников личности животных стало формальное определение понятия личность. Это непростая задача. Человека называют личностью автоматически, и в результате этого мы никогда не давали этому понятию точное официальное определение. Даже в ходе дебатов об абортах урегулировать данный вопрос не удалось. О личности говорят тогда, когда зародыш жизнеспособен вне материнской утробы. Но такой принцип не очень-то помогает.

Однако изменения претерпевает представление о том, что личность - это нечто врожденное, имеющееся у существа благодаря принадлежности к виду, или зависящее от социально-политических контактов. Но скорее всего, личность появляется в силу присутствия у нее определенных психологических и эмоционально-когнитивных способностей.

Более успешную попытку дать определение личности предпринял биоэтик Джозеф Флетчер (Joseph Fletcher), представивший список из 15-ти «позитивных предположений». К признакам личности он относит самосознание, самоконтроль, минимальный уровень рассудка, чувство времени (включая понимание прошлого и будущего), заботу о других, любознательность и так далее.

Список Флетчера весьма неоднозначен. Согласно его критериям, личность, постоянно находящаяся в вегетативном состоянии без мозговой деятельности, не может считаться таковой. В то же время,  некоторых животных следует считать личностями. О списке Флетчера можно сказать иначе: не все люди - личности, и не все личности - люди.
[свернуть]
Я всегда считал личностью многосвязную и многоплановую систему тел образующих организм с механизмом формирования объектного восприятия и самосознанием в смысле выделение себя из остальных объектов и позиционирование относительно них на разных планах.
Некоторые люди видят личность как субьект и объект общественного договора.
Спойлер

Оттенки значения или наука?

Не всем нравится эта идея. Такие критики, как Джон Шук, заявляют, что попытки превратить животных в личностей ошибочны, и что в них нет никакой необходимости.

«Животное не может быть личностью, ибо оно в принципе не является  существом, способным к взаимному признанию равных нравственных ценностей и чувства собственного достоинства», - говорит Шук.

Он утверждает, что признание животных личностями недостаточно для того, чтобы отнести их к этой категории. «Такое признание должно быть взаимным, возвращаемым в равной мере, - говорит Шук. – И речь здесь - не только об общественном инстинкте».

Он указывает на то, что многие животные высоко социальны, и что очень легко обнаружить родственные связи и тесные узы дружбы между человеком и животным. «Однако общительности недостаточно для личностного участия», - говорит Шук.

Его главный аргумент состоит в том, что личности существуют вместе в социуме, или в обществе, где есть взаимное признание. А поскольку  животные не понимают, что значит участвовать в общественном договоре, считать их личностями нельзя.

Но наука начинает менять такие представления.

В этом году группа известных ученых подписала Кембриджскую декларацию о сознании, в которой выражена поддержка идеи о том, что многие животные обладают сознанием – так же, как и люди. Остальное общество, заявили они, должно взять это себе на заметку и вести себя соответственно
[свернуть]
Тексты взяты отсюда
Могу предположить, что обычно под личностью понимают человека осознающего себя частью
социума и имеющего к нему и  с ним определенные отношения.
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Haospilot

Я думаю, у некоторых животных есть зачатки личности. Особенно у стадных. Вроде подтверждается моими наблюдениями.
мой пост с другого форума
Тема посвящена историям жизни и смерти разных живых существ мира. Очевидно, что Вселенная познаёт сама себя не только через род человеческий, а и через все остальные формы жизни.

В силу своего образа жизни, могу рассказать несколько интересных историй о домашних птицах.

Мешок похожий на хищника
Чуть подросших цыплят я в начале лета заселяю в неиспользуемую теплицу, а осенью их, уже практически молодых курей, переселяю в основной курятник. И так каждый год. Ну, а чем их переместить из теплицы в курятник? По два носить - слишком долго. Ловлю их и пихаю в мешок. Белый такой, из пластиковых волокон. В мешке по 10 штук переношу в курятник. Так вот, взрослые уже куры, уже те, что перезимовали и дожили до следующего лета, до сих пор шарахаются от любого (особенно пустого) мешка. Видимо, запомнили на всю жизнь, как такой вот мешок их глотал.

Курогусь
Был у нас неудачный выводок гусят. Выжило только три гусёнка, из которых через месяц два сдохло. И куда деть одного гусёнка? Конечно же никто ему отдельной жилплощади не выделял, а отправили его расти с цыплятами в теплицу. Так он с ними и вырос, считая себя цыплёнком, наверное. Потому что, когда его переселили вместе с цыплятами в основной курятник, более старшие гуси не приняли его в свою стаю (били его). Так Курогусь и стал с курями тусоваться. Гуси они  ведь стаей по курятнику ходят, курей от еды отгоняют, но когда я захожу в курятник в страхе убегают, голгоча. А курицы - нет. Они то ли глупее, то ли храбрее, но вполне способны даже под ногами шмыгать, если голодны. И Курогусь тоже себя так вёл!
Ближе к зиме я начал вырезать старших гусей, и когда их оставалось 3 или 4 они, наконец приняли Курогуся в свой социум. Так все вместе и были зарезаны в качестве последней партии.

Должность главного петуха
Когда куры подрастают, я наблюдаю, кто из петухов умеет хорошо топтать курочек. Важно оставить на зиму несколько хороших топтунов-ебак, чтобы по весне заложить в инкубатор оплодотворённые яйца.

Ну вот, топтунов запоминаю и не трогаю, а болванов постепенно вырезаю. Прошлым летом под нож первым пошёл стрёмный петух, который самым первым начал цепляться к курям, но настолько неуклюже, что вместо секса получался только бесплодный садо-мазохизм. Фактически, этот петух не умел влезать на кур, а только без толку таскал их за перья. Когда мне надоели вопли замученных я этого маньяка зарезал.

Забавно, что через неделю я выгнал с работы одного своего подчинённого - главного механика. В его подчинении было 15 рабочих, но руководил он ими отвратительно. Поскольку недостаток интеллекта пытался компенсировать грубостью и унижением подчинённых. Не понимая нюансов работы, авторитарно заставлял рабочих делать всё по-своему, в итоге напорол кучу косяков. Решение выгнать его пришло спонтанно, но оказалось вполне удачным. Должность главного механика после этого была сокращена, рабочие из его отдела были переподчинены напрямую начальнику производства. Так вот, уволенный дуболом был рождён в год Петуха. И схожесть его с зарезанным петухом-садистом я осознал только после того как уволил.

Из прошлогоднего выводка курей, в числе нескольких оставленных петухов был крупный петух с золотистой шеей. Он меня почти не боялся, когда я кормил кролей, он крутился возле меня, я даже мог его погладить. Курей топтал он хорошо, но его (и других) гонял доминировавший тогда красный петух. Когда мы уже вывели в инкубаторе новых цыплят, держать несколько петухов необходимость отпала. Можно было оставить только одного-двух, чтоб курочки не скучали. И решил я подмогнуть золотистому, грохнул первым красного доминирующего петуха.
И через пару дней золотистого петуха стало не узнать! Он сам стал доминирующим, начал гонять оставшихся петухов. И начал бояться меня, убегал сам и курицам тревожные сигналы подавал. Вот как должность преображает и не человека даже.
Поудивлялся я, но, естественно, зла на него не держал. А только его служебное рвение всё же его и сгубило. Пал он жертвой социальных шаблонов. Когда я переселил в курятник молодых бройлеров, он кинулся на одного из них и начал его натурально убивать. Защищал типа свою стаю от пришельцев. Я зарезал его тут же. И был готов всех петухов перерезать, если бы они бройлеров мочили. Но оставшиеся два петуха к бройлерам были лояльны, поэтому остались в живых. Доминирующим из них стал другой красный, брат, наверное, тому красному, которого я зарезал первым после зимы. Сейчас он даже бройлеров любит, топчет и их уже.
[свернуть]

fidel

Цитата: Рычаг от 17 января 2014, 12:50Я думаю, у некоторых животных есть зачатки личности.
судя по приведенному тексту личность для тебя = индивидуальность ?
Или может быть способность к социальному поведению ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

Можно ли сказать что личность порождается способностью воспринимать себя, как часть множества себе подобных ?
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Линза

Цитата: fidel от 23 января 2014, 18:09
Можно ли сказать что личность порождается способностью воспринимать себя, как часть множества себе подобных ?
почемуто ярче ощущается одна из причин наличия эго это восприятие его как один из множества предметов, имеющих отдельность и имеющих наазвание.

fidel

Цитата: izuba от 23 января 2014, 18:29почемуто ярче ощущается одна из причин наличия эго это восприятие его как один из множества предметов, имеющих отдельность и имеющих наазвание.
в общем это же то же самое  *fsp*
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Haospilot

Цитата: fidel от 17 января 2014, 13:13судя по приведенному тексту личность для тебя = индивидуальность ?
Или может быть способность к социальному поведению ?
Да, и то и другое в том числе.
Цитата: fidel от 23 января 2014, 18:09Можно ли сказать что личность порождается способностью воспринимать себя, как часть множества себе подобных ?
Наверное, да.
Если не ошибаюсь, психологи считают личностью "я для других", которое со временем берёт на себя и функции "я для себя". Иными словами, ощущать себя частью стада, будучи в стаде - это только первый шаг социализации. По настоящему социализированный индивид чувствует себя "членом своего стада", даже пребывая в одиночестве.

fidel

мы немного экспериментируем с буквальной невыделенностью себя из мира
поэтому вопрос не совсем что бы праздный. У женщин это получается лучше,
но и мужчинам в общем доступно состояния с отсутсвием самоидентификации
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

fidel

если выделить три уровня интерпртации
1. абрактное
2. чувство
3. я чувсвую

то возможно человек  отличется от животного именно вариантом 3
или возможностью абстрагирорвания
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)