Душа

Автор fidel, 12 января 2014, 00:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fidel

Цитата: hvoy от 13 января 2014, 09:01fidel где ты взял такой образ с птицей?
Шаманская болезнь
ЦитироватьНапример, Мать-Хищная-Птица.

По поверию, она похожа на большую птицу с железным клювом, загнутыми когтями и длинным хвостом. Эта мифическая птица показывается только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Она забирает его душу, уносит ее в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. Этот обряд рассказывает о такой части магии как симпатическая, или магия подобия, съеденный какой-то болезнью, шаман становится с ней как бы един, что позволяет ему понять глубинную причину этой болезни и получить над ней власть. После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается как от глубокого сна.
Душа - тонкая форма привязанности к миру
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Iden

Цитата: fidel от 12 января 2014, 00:12Как вы считаете что люди называют душой ? Есть ли ее аналог в учении дх ?

дык смотря кто о ней говорит. я употребляю это в контексте СЗСН. тоесть поступок совершенный от души - типа как активность необусловленная саморефлексией.

Nancy

можно смотреть с опорой на что совершен поступок
от души - обычно на приятное самопереживание с вовлечением Я
можно действовать "вхолостую", без опоры на то через что воспринимается мир

fidel

Цитата: Iden от  5 июня 2014, 11:08дык смотря кто о ней говорит. я употребляю это в контексте СЗСН. тоесть поступок совершенный от души - типа как активность необусловленная саморефлексией.
не стану спорить с тем что ты употребляеш, но ведь есть уже определения поступков совершаемых "от души"
например есть выражение - черная душа итп эпитеты для душ тех чья активность обусловлена саморефлексией
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Iden

Цитата: fidel от  5 июня 2014, 11:26но ведь есть уже определения поступков совершаемых "от души"

все эти определения носят апсолютно субъективный характер имх и никак не подлежат приведению к общему определению. та же история с любовью, дружбой например или психикой. на материальном уровне, как объекты эти вещи не существуют, и значит точных определений относительно них быть не может.

в моем способе говорить черная душа - это сущность намертво впаянная в команды орла, не имеющая своей воли (нет ЛС)
а кто-то будет под свелой душей иметь ввиду человека соблюдающего общественный договор в стиле "позитив и добро онли"

ну а так если вобщем, то по моим ощущениям людю подсознательно знают о живой сущности и когда говорят о душе, пытаются выразить нечто к этой сущности относящееся.

fidel

Цитата: Iden от  5 июня 2014, 11:54ну а так если вобщем, то по моим ощущениям людю подсознательно знают о живой сущности и когда говорят о душе, пытаются выразить нечто к этой сущности относящееся.
а может быть так, что у человека не одна сущность, а наличествует иерархия сущностей ?
судя по тому что люди думают о душе это глубинный слой личности, но у человека есть не только личность, но и дух
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Nancy

а что на тему людей без души?

fidel

Цитата: Nancy от  5 июня 2014, 11:59а что на тему людей без души?
у некоторых тонкая связь с миром настолько тонка что они как бы уже находятся вне
например не могут привязываться к кому то или чему то
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Nancy

что значит бездушный поступок?

Iden

Цитата: fidel от  5 июня 2014, 11:58а может быть так, что у человека не одна сущность, а наличествует иерархия сущностей ?
судя по тому что люди думают о душе это глубинный слой личности, но у человека есть не только личность, но и дух

да я вот и начал с фразы поэтому

Цитата: Iden от  5 июня 2014, 11:08дык смотря кто о ней говорит

поэтому тут вопрос в том, какие люди, о ком речь? стоит ли обобщать?

fidel

Цитата: Iden от  5 июня 2014, 12:32о ком речь?
на эту тему писали ряд анонимных авторов ведах в разных вариантах санкхьи в буддизме
Если конкретно имена хочеш то капила, шанкара, сидхартха, кришна

Цитата: Iden от  5 июня 2014, 12:32
стоит ли обобщать?
я полагаю для начала стоит посмотреть что уже было создано
пока из Философской энциклопедии  раздел Санкхья о Дживе (душа)
ЦитироватьОсобое место в процессе эволюции занимает джива— «Я», предполагающее связь чувств с определ. телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из его видимого смешения с «не-Я» (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности,, разъединение пуру-ши (познающего) и пракрити (познаваемого), приводящее к прекращению эволюц. игры, к выходу из круговорота рождений и смертей (сансара). «Я» становится бесстрастным по отношению к внеш. миру и, следовательно, свободным. Теория познания С. признаёт три независимых источника достоверного познания — восприятие с помощью чувств. логич. умозаключение и свидетельства авторитетов. С. в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог как первопричина и первотворец только дублировал бы пра-крити (хотя существуют и теистич. интерпретации С., при которых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и побуждающий материю творить).

ЦитироватьСУКШМА-ШАРИРА (санскр. suksma-sartra — тонкое тело) — субтильная структура, опосредующая связь между духовным началом и физическим телом. Концепция сукшмашариры принимается некоторыми школами индийской философии для объяснения трансмиграции. Истоки концепции восходят к шраманскому периоду, когда различались Атман материальный, "состоящий из ума", и бесформенный (Дигханикая 1.186—87). Согласно санкхье, сукшма-шарира состоит из 18 компонентов (3 элемента антахкараны + 10 индрий + 5 танматр) и является субстратом когнитивно-перцептивномоторных способностей. По "Санкхья-карике", сукшма-шарира возникает раньше физических тел, перманентно в сравнении с ними ("растворяется" только в конце каждого мирового периода), "пропитано" диспозициями сознания (см. Бха"а), движимо целями Пуруши и по всемогуществу Прекрати надевает, подобно актеру, любые телесные костюмы в зависимости от предыдущего состояния индивида (ст. 40,42). Веданта признает и "причинное тело" (карана-шарира), пребывающее в периоды "космических ночей".

ЦитироватьАНТАХКАРАНА (санскр. – «внутренний инструментарий»), в индийской философии, единство ментальных способностей, признаваемое в системах санкхьи и веданты, отличных от духовного начала и от 10 индрий – способностей восприятия и действия.
В Санкхья-карике Ишваркаришны (4–5 вв.) антахкарана включает три компонента (продукты первоматерии Пракрити) в иерархической последовательности. Манас (букв. «мысль», «мышление») – координатор функционирования индрий, ответственный прежде всего за то, чтобы они не происходили одновременно (иначе невозможны раздельные восприятия объектов и, соответственно, познание как таковое). Аханкара (букв. «делание я», «слово я») отвечает за координацию объектов познания, желания и действия с субъектом опыта, соответствует эго-центризму и эго-изму и определяется как «примысливание-себя» (абхимана) к любому познавательному акту. Третий компонент – буддхи (букв. «пробуждение») – высшее ментальное начало, соответствующее способности суждения. Буддхи определяется как «решение» (адхьявасайя), которое можно понимать и как познавательное определение («Это – горшок», «Это – ткань»), и как практическое («Я предназначен для того-то», «Я должен сделать это»). Буддхи является субстратом 8 диспозиций сознания: добродетели, знания, бесстрастия и сверхспособностей с их противоположностями – не-добродетелью, не-знанием, пристрастием и бессилием, и ему же принадлежит то, что можно назвать способностью разума – в частности, установление границ между Пурушей и всем, что отлично от него. Вачаспати Мишра (9 в.) наглядно иллюстрирует место всех ментально-перцептивных начал в опыте: вначале человек различает в темноте смутный силуэт посредством органа зрения, затем с помощью манаса постигает, что это разбойник, аханкара примысливает: «Он идет прямо на меня!», а буддхи принимает решение: «Надо бежать!». Антахкарана, в отличие от индрий, действующих лишь в настоящем времени, работает с объектами всех трех времен; индрии сами составляют его объектную сферу и соотносятся с ним как двери со стражами; они готовят для него познавательный материал, который он передает Пуруше. Между ними установлены отношения субординации: согласно тому же Вачаспати Мишре, буддхи соотносится с двумя с манасом и аханкарой подобно тому, как министр, подчиненный царю (Пуруша), – с начальниками провинций.

В адвайта-веданте антахакарана включает, помимо трех названных начал, также читту (букв. «мышление»). По Таттвабодхе, приписываемой Шанкаре, именно антахкарана является «местонахождением» Незнания-авидьи. Но «внутренний инструментарий» также неоднозначно локализуется: у Шанкары все четыре компонента соотносятся с различными телесными органами, а у его ученика Сурешвары весь «внутренний инструментарий» помещается в сердце. Именно благодаря связи с антхакараной индрии становятся достаточно «прозрачными» для отражения своих объектов. Ведантисты принимают учение санкхьи о том, что антахкарана является продуктом Пракрити, но привносят в его трактовку новый момент: он рассматривается как единство функций, налагаемых Незнанием на чистое сознание Атмана и создающих иллюзию его дробления. Другой ученик Шанкары – Падмапада прослеживает шестиэтапный процесс становления «внутреннего инструментария»: при первом наложении Незнания на Атман (адхьяса) чистое сознание как бы обретает направленность вовне, полагая себя в качестве «свидетеля» (сакшин), на последнем осуществляется определенных наложение внешних условий существования (упадхи) для складывания субъекта реинкарнаций (сансарин).
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Iden

Цитата: fidel от  5 июня 2014, 13:13я полагаю для начала стоит посмотреть что уже было создано

но мы же не сможем посмотреть ВСЕ что только было создано по этому поводу
а делать выводы про всех людей на основании воззрений только некоторых из них, можно только чисто прикола ради))) если сам процесс по душе такой

fidel

Цитата: Iden от  5 июня 2014, 13:54но мы же не сможем посмотреть ВСЕ что только было создано по этому поводуа делать выводы про всех людей на основании воззрений только некоторых из них, можно только чисто прикола ради))) если сам процесс по душе такой
я обычно черпаю не информацию а идеи, подходы
в данном случае мне кажется продуктивным подход к душе как к тонкой части привязанности к объектному миру
Привязанности и объекты привязанностей есть у всех - так что как минимум понятно о чем идет речь
(сталкер не обязан понимать то, о чем он говорит)

Rei

Цитата: Куку от 12 января 2014, 10:48мне кажется душа эта некая форма саморефлексии, связанная с более абстрактными образами и чувственным чем обычное самопереживание
ну душа - из-за общеупотребимости социум опошлил слово, поэтому я почти согласен.
но опять же - есть ведь некая штука, откликающаяся скажем на поиск абстрактного, стремящаяся к абстрактному наприм. Иногда называют связующее звено или как-то так. Если судить со стороны онли, то это тоже можно назвать "тонкой" формой саморефлексии. Тогда и весь путь - ну вы понели :)

Я хочу сказать, что под термином "душа" одни могут понимать только эмоционально-чувственные проявления психики, а другие наприм и нечто другое.
Не, я даже больше другое хотел сказать, поэтому ответил на пост. То, что если так под одну гребёнку, то путь типа тоже тонкая форма саморефлексии будет наприм. Нуачо, если "душа" - это вот то, то и скажем связующее звено тоже можно так объяснить, какая разница, какие термины использовать, можно везде видеть "тонкую форму саморефлексии" (наприм если это не "грубая форма саморефлексии", то это тонкая форма саморефлексии).
я когда-то напечатала одно слово. и с тех пор никак не могу остановиться.